Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

31 Марта 2010

В традиционной рубрике “Беседы со священником” газеты ”Вечерний Барнаул“ на вопросы молодых барнаульцев отвечает благочинный Барнаульского округа, иерей Алексий КОРЧАГИН.

«В квартире моей бабушки одна из комнат увешана иконами. Но разве можно превращать жилище в храм»? С уважением, Ольга МИТРОФАНОВА, инженер, молодой специалист.

- Раньше иконы писались иконописцами, достаточно долго, на специально подготовленных досках и натуральными красками, потому и стоили они дорого. Сейчас с развитием полиграфии иконы с изображением Божьей Матери, Господа, святых стали доступны всем верующим. Кто-то из благочестивых мирян покупает их, чтобы молиться дома, кому-то их дарят к особым датам, со временем их собирается много. Ничего плохого в этом нет, но большое количество икон не делает жилище храмом. Храм – это особое место пребывания Бога, где совершаются Таинства, самое главное из них – когда верующие, подходя к Святой Чаше, приобщаются Тела и Крови Христовой, которыми становятся хлеб и вино. Это место общественной молитвы, где можно помолиться всем миром. Никоим образом жилище не становится храмом от того, что в нем много икон.

«Рассказывая школьникам о творчестве Михаила Булгакова, учителя литературы говорят им о духовной трагедии автора «Собачьего сердца». Он, сын и внук православных священников, с сарказмом описывал песнопения, новые обряды и «молитвы» жилтоварищества. Помните, Швондер спрашивает молодую мать: «Как вы желаете озвездить вашего ребенка?». Нам кажется, что, смеясь над новой властью, автор проводил параллели и с отношением человека к Церкви. Как священники относятся к творчеству Булгакова? Студенты филфака БГПА.»

- Отец Булгакова, насколько я знаю, не был священником, он преподавал в Киевской духовной академии. Священнослужителем был его дедушка. Но суть не в этом, а в том, что описываемые Булгаковым обряды «звездения» и песнопения-«молитвы» – это печальные реалии того времени, когда создавалось «Собачье сердце». Мне доводилось слышать рассказы пожилых верующих-очевидцев об этих обрядах Советской власти. В произведении есть сатира, но на самом деле это глубокая духовная трагедия и отдельных людей, и всего народа. Наша беда в том, что мы не знаем событий новейшей, столетней давности, истории. Когда власть, разрушая храмы, старалась замещать христианские обряды своими, фактически сатанинскими, крест – пятиконечной звездой, святых – преступниками и бунтовщиками, вмиг ставшими революционерами. Мы все знаем, что останки одного из них до сих пор находятся в центре Москвы, у кремлевской стены, и многие до сих пор идут туда из любопытства. Вместо крещения детей «звездили», часто давая им в качестве имен названия неодушевленных предметов и явлений, Тракторина, например, или Даздраперма. Богоподобное человеческое достоинство предавалось поруганию, человека словно приравнивали к неживой материи, сравнивая его с винтиками и колесиками создаваемой тоталитарной государственной машины. Новых образов тогда было очень много. Демонстрации – в противовес крестным ходам. Празднование Нового года – вместо Рождества Христова. Булгаков, описывая эти события, с одной стороны, смеялся над новой властью, с другой – показывал состояние общества. Смешного на самом деле здесь мало. Если вдуматься, в том же «Собачьем сердце» мы не видим положительных героев. Профессор Преображенский занимается сомнительными экспериментами с духовной сферой человека, после которых инстинкты берут верх над нравственностью, под животными можно подразумевать и опустившихся людей. В 20-е годы и впрямь достаточно было таких Преображенских, ставивших бесчеловечные опыты по скрещиванию человека с обезьяной, с христианской точки зрения не выдерживающие никакой критики. Никто не вправе так глумиться над человеческой природой, ведь недаром святые отцы говорят, что «сатана – это обезьяна Бога». Подмена нужна была, чтобы получить эрзац истины, идолопоклонство, в котором материальное и атеистичное вытесняло духовность. Судьба Преображенского – это трагедия русской интеллигенции начала XX века. Для него не существовало Бога, он просто приспосабливался к новой власти, которая обращалась к его услугам.

«С кем венчаться…»

«С детства я знаю, что у меня есть жених – сын хороших знакомых родителей. Но мне нравится другой человек. Какой выбор я должна сделать? Верить родителям, считающим, что главное – «жить за мужем как за каменной стеной», или все-таки довериться собственному сердцу и пойти против их воли? Ольга, АлтГТУ.»

- Под браком Церковь понимает добровольный союз мужчины и женщины. Священное Писание говорит, что при вступлении в брак человек отлагается от родителей, муж и жена сочетаются в плоть единую и что Бог сочетает, то человек не может разлучить. С одной стороны, нужно почитать родителей, и человек, предлагаемый родителями в качестве суженого, возможно, очень достойный, да и опыта житейского у папы и мамы, желающих своему ребенку добра, достаточно. С другой стороны, почитание родителей не может простираться настолько, чтобы свою жизнь строить в угоду им. Прежде чем сделать выбор, девушка должна быть уверена в своем избраннике, поскольку ей с ним жить. Но часто так бывает, что человек поддается страсти, прельщается красивым лицом, не понимая еще, что тот, кого мы считаем самым близким, вовсе не таков. Иначе не было бы у нас такой печальной статистики по разводам. На вопрос Ольги нельзя ответить однозначно. Можно лишь посоветовать не спешить с выбором, если есть сомнения, лучше обратиться в молитве к Богу с просьбой, чтобы Господь помог ей сделать верный шаг.

Тайна Исповеди

«Впервые в жизни была на исповеди. Написала на листочке свои грехи, среди которых аборт и гражданский брак. Батюшка сказал, что это смертные грехи, и не отпустил их мне. Что мне сейчас делать? Татьяна ЕЛЬНИКОВА, студентка медуниверситета.

- Это очень серьезный вопрос. Исповедь – одно из Таинств Церкви, причем как священник не имеет права рассказывать о том, что ему было рассказано на Исповеди, так и сам исповедующийся должен хранить молчание. Потому мы и говорим о тайне Исповеди. Но если Татьяна решила обнародовать свой вопрос, я бы ответил так. Церковь относится к аборту на любом триместре беременности как к убийству, потому что нет срока, на котором он не был бы убийством. Тяжкий этот грех подлежит Исповеди и Покаянию. С гражданским браком все не так однозначно. Есть вариант, когда супруги живут без государственной регистрации. Если брак все-таки зарегистрирован в загс, Церковь, согласно своей социальной концепции, относится к такому союзу, зарегистрированному государством, с пониманием, потому что люди в этом случае подтверждают свою готовность нести ответственность друг за друга. Такие браки описаны и в «Деяниях святых апостолов». Когда к апостолам обращались с вопросом, как поступить, если муж верующий, а жена – нет, ответ давался однозначный: такие браки должны сохраняться, потому что неверующий муж может спастись верующей женой и наоборот. На мой взгляд, девушке нужно обратиться с этими вопросами к опытному священнику, это правильнее, чем говорить о личных проблемах на страницах газеты. Нельзя отчаиваться, какими бы тяжкими с точки зрения Церкви ни были грехи, есть Покаяние и возможность исправиться.

Как сердце подсказало

«Моя мама замечательно вышивает – бисером, люрексом, золотом. Она вышила лик Богородицы, а соседка, человек религиозный, сказала, что нельзя этого делать без благословения батюшки. Но картина такая красивая получилась! Не прятать же ее теперь от людей. Кто прав? Игорь МОИСЕЕНКО, системный администратор.»

- Икона создается согласно церковным канонам, раньше их писали монахи, в монастырях, с постом, молитвой и особым расположением. Но в последнее время можно встретить иконы, где лик выполнен канонически, а вот риза, одеяние Божьей Матери, вышита бисером. Мне случалось освящать такие иконы. Жаль, я не видел работы, сделанной руками вашей мамы, не могу сказать ничего конкретного, потому что не знаю, как вышиты лик и риза. У нас в Барнауле работает иконописная мастерская в Знаменском женском монастыре, думаю, уместно эту картину показать ее специалистам, они скажут, можно ли ее освятить, чтобы она была иконой. Но вне зависимости от этого, даже неосвященная, она может оставаться благочестивой картиной и украшать ваш дом.

«Правда ли, что Православная Церковь не одобряет сетевой маркетинг как вид бизнеса из-за того, что некоторые компании поддерживают деятельность сект? И что делать, если «Амвей», «Тяньши», «Мери Кей» и другие компании предлагают свою продукцию на каждом углу? Наталья СЕВОСТЬЯНОВА, консультант-продавец.»

- В проблеме сетевого маркетинга есть две темы: качество продукции, выпускаемой компанией, и сама их деятельность. Первая – вне моей компетенции, мы поговорим о том, что происходит при продажах. Ни для кого не секрет, что сетевые компании, по сути, и есть тоталитарные секты. Человек, попав туда, главным для себя считает продажи, деньги, карьерный рост, иерархию. Тот, кто занимается сетевым маркетингом, должен понимать, что цели материального благополучия не имеют ничего общего с духовностью. Можно купить продукцию компании и пользоваться ею с удовольствием, но методы ведения бизнеса, тренинги для сотрудников серьезно настораживают и не одобряются Церковью. Покупая продукцию компании, нужно быть осторожным: возможно, тем самым вы спонсируете деятельность тоталитарной секты.

Мужчину без синяков не вырастишь

«Занимаюсь борьбой самбо, мои друзья увлекаются восточными единоборствами, боксом, рукопашным боем. Как Церковь относится к силовым видам спорта? Ты ведь выходишь на ковер, зная, что можешь кого-то травмировать, не ради защиты ближнего, а потому, что правила игры такие. Даниил КОМАРОВ, студент АлтГУ.»

- Защита Отечества и близких нам людей невозможна без тренировок, а на тренировках, конечно, возможны и травмы. Церковь благословляет ратный труд, и сотрудничает с Вооруженными силами, правоохранительными органами. Греховного в силовых видах спорта нет, юноше нужно ими заниматься. Другое дело – экстремальные виды с высоким и ничем не оправданным риском, в которых человек сознательно подвергает свою жизнь реальной опасности, что близко к суициду. Восточные единоборства приемлемы для православного человека, если нет в них мировоззренческой составляющей. Но часто тренировки – лишь часть духовных практик, религиозных систем, которые не приветствуются Православной Церковью и находятся в противоречии с ее учением.