Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

26 Февраля 2013

С 24 по 27 января 2013 года в Москве проходили XXI Международные Рождественские чтения по теме «Традиционные ценности и современный мир». Мне посчастливилось стать участницей этого замечательного события и своими впечатлениями о нём я хочу поделиться - пишет нам В.Н. Есликовская, завуч воскресной школы Барнаульского храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Открытие Чтений состоялось 24 января в Кремлёвском дворце съездов. В огромном зале дворца собрались священнослужители, деятели культуры, педагоги, журналисты, военные – все, кому дорого Православие, небезразлично, чем живёт Отечество наше и каковы перспективы дальнейшего развития Православной Церкви и Российского государства. Открыл Чтения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с речью, в которой расставил основные акценты работы Чтений. Его Святейшество подчеркнул, что тема Чтений этого года «дает повод поразмышлять о важнейшей составляющей, важнейшей цели церковной миссии и миссии каждого христианина в жизни современного мира. Люди всегда ощущают потребность расставить ценностные приоритеты в своей жизни. Такие приоритеты дают человеку ориентиры, определяют векторы личностного развития, побуждают стремиться к чему-то, достигать определенных целей».

Раскрывая значение термина «традиционные ценности», Патриарх обратил внимание на то, что общественный дискурс нередко отталкивается от ложных представлений о самом понятии «традиционные ценности», из-за чего проистекают дискуссии между людьми более консервативного настроения и людьми иных взглядов чаще всего потому, что под словосочетанием «традиционные ценности» понимаются разные вещи. Его Святейшество пояснил участникам Чтений, что под словосочетанием «традиционные ценности» понимает Церковь. Во-первых, «традиционные ценности» - это те, которые создаются традицией и традицией сохраняются. К ценностям, которые создаются традицией, относятся национальная культура, фольклор, обряды, обычаи - всё то, что возникает в недрах народной жизни под воздействием множества факторов, в том числе климата, ландшафта и пр. Таким ценностям традиция придаёт роль и значение, адресуя их следующим поколениям. Но есть ценности, которые традиция создать не может, потому что они не являются результатом человеческой деятельности, а источником их является Бог. Ценности, придуманные человеком, относительны и преходящи, могут меняться в соответствии с историческими изменениями, ценности же, данные Богом вечны и неизменны, как вечен и неизменен сам Господь. Именно «евангельское учение, заключает в себе такие ценности, усваивая которые, человек становится способным понять, почувствовать Божие присутствие в истории, в своей собственной жизни и принять в свое сердце Бога. Церковь всегда свидетельствовала о важности следования традиционным, богозаповеданным нравственным идеалам, ибо именно они обеспечивают духовный иммунитет, стойкость и жизнеспособность всего общества». Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что «на христианах лежит особая ответственность за сохранение и передачу духовных, нравственных ценностей будущим поколениям, чтобы не разрушилось человеческое общество, чтобы не исчезла гармоническая красота человеческого бытия и всего космоса». Патриарх привёл яркий образ: каждый элемент бус имеет свою ценность, но эстетический вид эти элементы принимают только тогда, когда связаны между собой нитью. Сочетание ценностей Бога и ценностей человека создают гармонию, если имеется связывающая их нить.

В речи Патриарха затронуты были вопросы православного образования и воспитания молодёжи. Его Святейшество выразил обеспокоенность тем фактом, что в общеобразовательных школах малый процент составляют те, кто выбрал для изучения модуль «Основы православной культуры», так, в Москве этот модуль выбрали только 23,4% родителей учащихся. Причины такого отношения Патриарх видит в том, что в некоторых местах на родителей оказывалось давление, где-то неправильно была подана информация, а где-то родители сомневаются в достаточной квалификации педагогов, чтобы преподавать данный предмет. Его Святейшество Кирилл сказал, что в настоящее время Церковь и органы государственной власти ведут совместную работу по устранению недостатков в вопросах преподавания ОПК. Созданы специальные органы: Межведомственный совет при Министерстве образования и науки, центральное Методическое объединение по ОРКСЭ, а также соответствующие советы в регионах.

В настоящее время в Министерстве образования и науки на рассмотрении находится «Концепция комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики” на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования», разработанная в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при участии представителей Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Данная концепция предполагает поэтапное расширение преподавания курса религиозных культур и этики: вводный курс в младших классах, систематический курс в средних классах и обобщающий курс — в заключительном классе. Школа не может быть отделена от культуры народа, от его веры.

Завершая выступление, Патриарх сказал: «Духовное просвещение и воспитание — это важнейшая составляющая церковной миссии, которая является делом каждого из нас. Каждый из нас на месте своего служения в соответствии со словом Священного Писания призван проповедовать Царствие Божие и учить о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением (Деян. 28:31).

Обстоятельный доклад представил на открытии председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский Меркурий. Владыка подчеркнул важность того, чтобы первое знакомство с ценностными ориентирами христианства происходило как можно раньше, еще в дошкольном возрасте, когда закладываются базовые нравственные и морально-этические мотивации. Именно этим определяется приоритетность совместных предстоящих трудов Синодального отдела религиозного образования и православного педагогического сообщества на ближайшую перспективу. «Для осуществления поставленных задач нужно озаботиться дальнейшим совершенствованием методических программ, наглядных пособий, дидактических игр и других вспомогательных материалов, в дополнение к уже существующим, а также к тиражированию имеющегося положительного опыта в регионах через проведение тематических семинаров и конференций, при широком взаимодействии епархиальных ОРОиК и департаментов образования».

Владыка Меркурий выразил озабоченность тем фактом, что во многих епархиях до настоящего времени нет ни одной православной школы или гимназии, в то время как потребность в них велика. Основную причину столь плачевного положения с православными школами Владыка видит в трудностях финансирования. В новом законе «Об образовании» размеры бюджетных средств, выделяемых на поддержку конфессиональных школ, отнесены к компетенции субъектов Федерации. Поэтому Владыка обратился к руководству регионов с просьбой оказать поддержку православным школам.

Особое внимание в своём докладе руководитель Отдела религиозного образования и катехизации уделил воскресным школам. Он сказал, что в конце 2012 года Священным Синодом приняты документы, регламентирующие деятельность воскресных школ в Русской Православной Церкви. В этих документах заложен потенциал для создания полноценной системы воскресных школ, которая призвана качественно улучшить воспитание детей на основе православного вероучения. «Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации»; «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» и «Типовой устав» определяют различные формы деятельности воскресных школ и необходимый минимум знаний, который должен получить каждый обучающийся. Однако Владыка счёл нужным пояснить, что стандарт учебно-воспитательной деятельности является рамочным документом, то есть ориентиром для приходских и монастырских воскресных школ. Объем знаний, который получает учащийся, должен быть не менее заданного уровня, а заложенные возможности предполагают постепенный путь развития воспитательной деятельности на приходе от воскресной учебно-воспитательной группы до полноценной воскресной школы с перспективой ее развития до центра духовно-нравственного воспитания (с соответствующим юридическим статусом и дополнительными возможностями финансирования в том числе).

С докладом «Традиционные ценности – вызов секулярному мировоззрению» выступил митрополит Волоколамский Илларион. Владыка Илларион подчеркнул неразрывность традиционных ценностей с высокими нравственными идеалами. С христианской точки зрения, по причине поврежденности человеческой природы грехом, человек призван в своей жизни и деятельности ориентироваться, прежде всего, на религиозно-нравственные идеалы, стараясь, чтобы его низшие, сугубо плотские, прагматические потребности и интересы не затемняли его нравственного сознания. Только такое общество, которое имеет систему устойчивых ценностей, является жизнеспособным и может развиваться.

Ценности, по мнению митрополита Иллариона представляют собой некое внутреннее, глубинное понимание основ жизни, её нравственных оснований. «Это неписаные законы, или аксиомы, которые прививаются ребенку в семье не в качестве теоретических постулатов: в процессе получения живого жизненного опыта он будет усваивать их как драгоценные истины, открывающие ему дорогу к счастью и гармонии. Например, слова книги Товита: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (Тов. 4:15), являются характерным изложением «золотого правила нравственности», выросшего из ветхозаветного религиозного сознания. В Нагорной проповеди это выражено еще более ярко: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).

Сегодня, отметил владыка Илларион, мы живем в обществе, жизнь которого определяется системой ценностей, порожденной не религиозным, а секулярным мировоззрением. И здесь уже нет места Богу христианской традиции — Его заменил человек со всеми его естественными, а порой и противоестественными устремлениями и желаниями. «Отказавшись от высокого образа человека, созданного по образу Божию, человека, которому, несмотря на древнее Адамово грехопадение, открыт путь ко спасению и духовному восхождению к Богу, секулярное мировоззрение во главу угла поставило иной образ человека — всецело обращенного к миру и находящегося в плену своих страстей, любое проявление которых считается теперь нормальным и законным».

В современном обществе существует своеобразный культ свободы — свободы каждого отдельного человека. Эта свобода, понимаемая, прежде всего, как свобода выбора, провозглашается высшей ценностью. Практически всё человек может и должен выбирать: не только товары и услуги, профессию или друзей, но также образ жизни, мировоззрение, нравственный идеал и даже религиозную традицию.

Таким образом, Истина тоже становится предметом выбора. А свобода человека превращается в чистый произвол, ибо невозможно сделать существенный для человеческой жизни выбор, не имея представления об истинном и ложном, благом и злом, прекрасном и безобразном. Истину нельзя выбрать, как выбирают предметы потребления, — ее можно только свободно принять, чтобы жить в соответствии с ней. В этом высший смысл свободы. Далее владыка Илларион отметил, что несмотря на то что социологи называют Россию одной из самых секулярных стран, убеждённых сторонников секулярного мировоззрения, в том числе и агрессивно настроенных, в нашей стране не так уж и много. Напротив, трагические события двадцатого века породили в обществе жажду веры, которую и призвана утолить Русская Православная Церковь. Именно Православная Церковь – та сила, которая противостоит размыванию понятий добра и зла, голос Церкви должен звучать так громко, чтобы его слышали не только верующие православные христиане, но и представители других конфессий, в том числе и протестанты. Задача Церкви, считает митрополит Илларион, - в утверждении ценности человека как образа Божия.

Важность сохранения традиционных ценностей отметили в своих выступлениях министр культуры Российской Федерации В.Р. Медынский; руководитель Администрации президента Российской Федерации С.Б. Иванов, министр образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанов, Председатель Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкин, Председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко. Запомнилось краткое, но яркое выступление президента Российской академии образования Никандрова В.Д. Он сделал упор на воспитании у молодёжи патриотизма, уважения традиций, стремления к соборности. По мнению В.Д. Никандрова, необходимо искать то, что объединяет общество, а не то, что разъединяет, так расчленение ведёт Россию к гибели, о чём предупреждал ещё И.Ильин. Постоянная перестройка своего и некритическое использование чужого опыта далеко не безопасно. Между тем, учёный отмечает, как в настоящее время пытаются переделать русскую классику. Это, по его мнению, недопустимо. Сказка о том, как Снегурочка вышла замуж за Деда Мороза и родила Новый Год совершенно искажает представления ребёнка, как и осовремененная постановка оперы «Евгений Онегин», где Татьяна Ларина прыгает на столе, а подвыпившие Онегин и Ленский отбирают друг у друга ружьё, что по, версии постановщиков спектакля, символизирует их дуэль. Владимир Дмитриевич не без основания опасается, что, увидев подобный новомодный спектакль, не читавшие романа А.С. Пушкина молодые люди придут к выводу, что это и есть пушкинский «Евгений Онегин»

После перерыва на обед, участникам Чтений был представлен концерт балета «Кострома». Равнодушных к выступлению этого замечательного коллектива в зале не было. Вот на такой высокой эмоциональной волне закончился первый день Чтений.

На следующий день все участники разошлись по секциям. Меня заинтересовал семинар "Традиционные ценности в содержании современного школьного образования", который проходил на базе ГОУ «СОШ с этнокультурным русским компонентом образования №225». В программу семинара входили открытые уроки по истории, литературе, ОПК, круглый стол по теме семинара. Принявшая нас школа находится в Северном образовательном округе, не отличается внешним великолепием и большим количеством учеников. В школе всего 330 учащихся, дети самые обычные, не отборные. Педагогический коллектив очень квалифицированный: 6 педагогов имеют учёные степени. Возглавляет школу кавалер ордена святого преподобного Сергия Радонежского Наира Николаевна Костанян. Мне она была давно известна по публикациям в журнале «Литература в школе», теперь я получила возможность познакомиться с ней лично. Стараниями директора школы и педагогического коллектива, в школе создана замечательная творческая атмосфера, ведётся постоянная экспериментальная работа, разрабатываются и внедряются инновационные проекты. В школе функционируют 4 небольших музея: музей старинной русской книги имени академика Ф.И. Буслаева; музей русского народного быта, кабинет культурологи, уголок боевой славы. Имеется в школе свой театр, хор духовной музыки, кружок гитаристов. Ежегодно школа проводит Пушкинские чтения, Шмелёвские чтения, Буслаевские чтения, на которые приглашаются учителя московских школ. Двадцать один раз школа участвовала в Рождественских Чтениях. В кабинетах школы мы увидели, наряду с портретами учёных и писателей, иконы. Наира Николаевна разработала свой курс по русской словесности и учебник к нему. Я побывала на её уроке по рассказу Н.С. Лескова «Христос в гостях у мужика». Столы в кабинете литературы стоят кругом. Учитель разговаривает с учениками сидя, не довлея над ними, а вступая в равноправный диалог. Дети разбирали произведение в свете Христовой истины. У каждого ребёнка на столе лежал Новый Завет, чувствовалось, что с этой книгой ребята работают постоянно, хорошо ориентируются в ней, умеют привести в нужный момент нужную цитату.

На перемене я поговорила с ребятами. Детям школа нравится тем, что в ней интересная программа, очень хорошие учителя, доброжелательная атмосфера. Затем нам был представлен урок ОПК «Таинство исповеди» в третьем классе. Вёл урок иерей Сергей Матюшин, кандидат богословия, сотрудник Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Дети также сидели за круглым столом. Батюшка вёл с ребятами непринуждённую беседу, исподволь подводя их к необходимым выводам. Дети обнаружили хорошие знания по предыдущим темам, активно отвечали, размышляли вместе с педагогом. Особенно запомнились всем два рыжих мальчугана, близнецы Ермоген и Феофан. Чувствовалось, что дети растут либо в священнической семье, либо в семье давно и прочно воцерковлённых людей, о чём свидетельствовала даже речь детей. Во время круглого стола мы выяснили, что в третьем классе ОПК ведётся на правах факультатива. Не пожелавших посещать факультатив в этом классе оказалось всего трое – их родители иеговисты.

После уроков и обеденного перерыва все гости школы попали на премьеру спектакля по сказке Ф. А. Кони «Принц с хохлом, бельмом и горбом». Весёлая водевильная сказка исполнялась детьми с удовольствием и так же воспринималась зрителями. Наконец, подошло время подвести итоги семинара, обменяться мнениями за круглым столом. Конечно, все были благодарны коллективу школы за гостеприимство и насыщенную программу. Иерей Дионисий из Владимирской епархии сказал, что школа с национальным русским компонентом примирила его с Москвой. Он отметил, что в этой школе правильно понимают сам термин «образование» и формируют в детях именно образ Божий. В ходе круглого стола были высказаны опасения в связи с намерениями убрать из школьной программы предметы «русский язык» и «литература», заменив их на общий предмет «русская словесность». Участникам семинара была представлена также лекция профессора кафедры филологического образования МИОО Кутейниковой Н.Е. «Поиск героя в современной православной прозе для детей и подростков».

На следующий день, 26 января, я направилась в Белый зал Храма Христа Спасителя, где состоялась секция, посвященная деятельности воскресных школ, на тему «Синтез традиционных и современных подходов к организации деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви как перспектива их развития». Мероприятие возглавили митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий и благочинный церквей Красногорского округа Московской области протоиерей Константин Островский. В ходе дискуссии обсуждались документы, регулирующие деятельность воскресных школ (для детей), которые были приняты на заседании Священного Синода 25 декабря 2012 года, а также вопросы их внедрения на местах. Эти документы, начиная с 2013 года обязательны для реализации во всех епархиях с учетом их местных условий.

Митрополит Феодосий в своём докладе поделился опытом организации учебно-воспитательной деятельности воскресных школ в Тамбовской митрополии. Архиерей сделал акцент на том, что в данный момент первоочередной задачей является не только реализация принятых стандартов, но и разработка единого учебно-методического комплекта для педагогов и учащихся воскресных школ. Более подробно о принятых документах и их специфике рассказал заведующий сектором православного образования Синодального отдела религиозного образования и катехизации священник Алексий Алексеев. Он пояснил, что бояться Стандарта не следует, поскольку он не препятствует творческому подходу в деятельности воскресных школ, в то же время помогает систематизировать эту деятельность.

В ходе встречи был представлен опыт работы воскресных школ Тамбовской, Санкт-Петербургской, Екатеринбургской, Волгоградской митрополий, а также Астанайской, Вологодской, Йошкар-Олинской, Липецкой, Симферопольской, Хабарской епархий. Специалист по воскресным школам Синодального отдела религиозного образования и катехизации В.М. Матвеев выступил с докладом о специфике преподавания курса «Закон Божий» на дошкольной ступени воскресной школы, а также изложил основное тематическое содержание занятий по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

По итогам секции участники высказали мнение о необходимости разработки учебно-методического комплекта. В рамках следующих XXII Международных Рождественских образовательных чтений на секции по деятельности воскресных школ планируется проведение открытых уроков и мастер-классов по преподаванию вероучительных дисциплин.

В заключение председатель секции митрополит Феодосий обратился к участникам с пожеланиями успехов и помощи Божией в деле воспитания подрастающего поколения и выразил благодарность за проделанную работу.

Рождественские чтения для большинства участников завершились 27 января богослужением в Храме Христа Спасителя с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Трёхчасовая служба пролетела как одно мгновение. А дальше – дорога домой и осмысление увиденного и услышанного. Помоги нам, Господи, справиться со всеми задачами, которые были поставлены перед нами на Рождественских чтениях!

В.Н. Есликовская,

завуч воскресной школы

Барнаульского храма апостола

и евангелиста Иоанна Богослова