Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

Источник информации: Барнаульская епархия
6 Августа 2013

Завершился седьмой крестный ход «По стопам миссионеров алтайских», который шел с 21 по 29 июля 2013 г. по дорогам Республики Алтай по благословению Преосвященнейшего Сергия, епископа Барнаульского и Алтайского. Крестный ход был посвящен 1025-летию Крещения Руси и пролег по маршруту Майма – Горно-Алтайск – Артыбаш – Телецкое озеро – Балыкча – Коо – Балыктуюль – Улаган. Участники преодолели 152 км пешком от Маймы до Горно-Алтайска, затем по Чулышманской долине, поднялись на перевал Кату-Ярык и от него – через Балыктуюль прибыли в райцентр Улаган. Кроме того, 78 километров крестный ход шел на катерах по Телецкому озеру.

Пастыри

Руководителем крестного хода «По стопам миссионеров алтайских» все эти годы традиционно является помощник благочинного по работе с молодежью священник Лаврентий Донбай, штатный клирик Преображенского храма Горно-Алтайска. На первом этапе (от Маймы до Горно-Алтайска) крестный ход сопровождал благочинный Горно-Алтайского округа протоиерей Георгий Балакин и клирик майминского храма Сошествия Святого Духа иерей Сергий Башкатов. В Макарьевском храме г. Горно-Алтайска нас встречал его настоятель иерей Павел Богомолов. В Артыбаше – настоятель прекрасного храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» иерей Сергий Хивинцев. В этом храме полы застелены коврами, а тщательно отделанные евровагонкой стены украшены иконами так, что свободного пространства почти не остается.

На участке пути от мыса Кырсай до Балыктуюля нас встретили и сопровождали настоятель Пантелеимоновского храма села Балыктуюль игумен Макарий (Чулунов), который прошел с нами значительную часть пути, и благочинный Онгудайского округа священник Павел Тайченачев, который по его собственной просьбе недавно направлен в «медвежий угол» Республики Алтай – райцентр Кош-Агач, где энергично принялся за возведение очередного храма. Часть пути также с нами шел настоятель Успенской церкви села Чоя священник Алексий Леонтьев, а на финальном этапе крестный ход встречал настоятель Казанской церкви села Улаган священник Георгий Купин. Я перечисляю все имена батюшек, чтобы выразить им огромную благодарность за все, что они для нас сделали в этом крестном ходу.

Беседы и проповеди…

…О вере

Священнослужители Республики Алтай, сопровождавшие крестный ход, – настоящие подвижники, продолжатели славных традиций Алтайской духовной миссии. С особенной благодарностью вспоминаются беседы и проповеди, которые с нами проводили батюшки. Напутствуя в дальний поход, о сущности веры рассказал протоиерей Георгий Балакин. Потрясающе ярко он поведал историю Авраама и его сына Исаака. В 76 лет Авраам получил обетование от Бога и отправился уже старцем в неведомую ему землю обетованную. В сто лет он наконец родил сына, ставшего ему отрадой и опорой в земной жизни. И вдруг… получает указание принести в жертву Богу… любимого сына. Этот рассказ о том, как патриарх, опираясь лишь на высочайшую свою добродетель – веру в Бога, был готов принести в жертву возлюбленного сына, упование и радость в этой жизни, слушать без слез было невозможно. А ведь это прообраз той жертвы, которую совершил Бог-Отец, отдав Своего Единородного Сына на распятие для спасения человека. Потрясающий пример веры показал и капернаумский язычник сотник, так что вызвал удивление Самого Господа Иисуса Христа, Который сказал, что «и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8, 8). Православная Церковь – новый Израиль по духу. И первый шаг, которым входит человек в эту Церковь – это шаг веры. Только после исповедования веры во Христа как Царя и Бога над человеком совершается Таинство Крещения, и он становится членом Церкви. Но как часто мы и сегодня, будучи христианами, не доверяем Богу! А ведь славная история России говорит о том, что Россия стала великой державой именно после святого крещения, когда она раскинулась на одну шестую земной суши, никогда не была побеждена внешними врагами, но всегда их побеждала, совершая невозможное, великое. А как стала отступать от веры – начались беды… За последние 25 лет вновь произошло чудо – восстали из пепла старые и появились новые храмы, в каждом райцентре сейчас есть храм, и все же даже среди верующих сегодня находятся люди неверующие, которым что-то не нравится, которые начинают роптать. Не надо себя ставить выше Бога. Главное для нас – исполнить правду Божию, не отступить от нее. Когда мы о чем-то начинаем слишком сильно мечтать и слишком громко кричать, мы уходим от правды Божьей. Правда Божья может быть горькой, но она спасительна. И эта правда – в Церкви. Кому Церковь не мать, тому Бог не отец.

Напоминая, что 21 июля праздник Казанской иконы Божьей Матери, отец Георгий отметил, что это еще и праздник начала крестного хода «По стопам миссионеров алтайских». Он пожелал участникам седьмого крестного хода потрудиться так, чтобы стать достойными продолжателями дела алтайских миссионеров. Здесь регион особенный – алтайская земля освящена трудами миссионеров алтайских – сравнительно недавно было сюда принесено слово Божье – в 1830 году. Алтайская духовная миссия стала лучшей в XIX веке. Многие святители, ученые, богословы начинали здесь трудиться. Отец Георгий пожелал, чтобы участники крестного хода прежде всего сами разгорелись духом и возмечтали о славе Божьей, поняли, что самая величайшая ценность – Сам Господь наш Иисус Христос.

…Об истории Алтайской духовной миссии

С интересной беседой об истории Алтайской духовной миссии выступил после ужина в Артыбаше на берегу Телецкого озера при свете костра иерей Сергий Башкатов. Этот его рассказ показался мне крайне поучительным. Наряду с общеизвестными фактами о том, когда, кем и в каких местах создавалась Алтайская духовная миссия, отец Сергий привел очень интересные соображения о том, что же такое, в сущности, была та православная община, которую создавал преподобный Макарий (Глухарев), апостол алтайский.

Докладчик выделил несколько принципов, которые применял преподобный Макарий в своей работе с местным населением. Первый: работать на родном для них языке. Десять заповедей были переведены на алтайский язык. Также использовался принцип неторопливости, основательности при крещении людей. Так, за 14 лет им было крещено всего 675 человек, то есть за количеством преподобный Макарий не гнался. К слову, в эту цифру вошли лишь взрослые алтайцы. Дети крещеных алтайцев учитывались как обычно крещеные дети православных семей. Очень важен был и такой принцип как перевод крещеных алтайцев на оседлый образ жизни – совершенно новый для местных жителей. Нужно было жить уже не со своими сродниками по крови, а со своими сродниками по духу. Нужно было дать понять, что подлинное родство – это родство по духу. И нужно было заставить новых братьев во Христе научить заботиться о других. У каждого новокрещеного должны были обязательно быть два восприемника, которые обязаны были не только помогать ему в духовных вопросах освоения веры, но и помогать материально. Эта община чем-то напоминала первоапостольскую. Принцип апостольской общинности подчеркивался в первом пункте Устава миссионерского общества, где было записано: «Почитаем иметь все общее – и одежду, и материальные средства, и пищу, и послушание: общий труд, общую молитву, общее имущество». В эту первую миссионерскую общину нужно было начать постепенно включать инородцев. К сожалению, в сегодняшней практике Церкви именно этого момента нам и не хватает, подчеркнул отец Сергий. Принимая новых людей в Церковь, мы не делаем их членами какой-то общей семьи, да и сами часто не воспринимаем свое присутствие в Церкви как присутствие в единой духовной семье. Итак, община, которую создавал преподобный Макарий на Алтае, создавалась им как община апостольская. Все миссионерские станы, а их было создано всего три, потому и были немногочисленны, что создавались основательно и надолго. Они, по сути, и стали основными населенными пунктами будущей автономной области и Республики Алтай, и стоят доныне. В 1832 году основывается стан в Майме, примерно на месте нынешней церкви Святого Духа. Одним из первых в 1839 году также основывается Мыютинский стан. В 1842 году закладывается Чемальский стан, который как стан был утвержден позже. Эти первые станы существуют и доныне. Преподобный Макарий все 14 лет практически вынужден был действовать в одиночку. Миссия в этот первый период была крайне малочисленной. Но именно тогда были заложены основные принципы Алтайской духовной миссии.

Не в пример тому в 90-е годы ХХ века на Алтае высаживались московские десанты и крестили как можно больше людей, не задумываясь о том, что же станет с этими людьми дальше. И где они, эти крещеные? Все же, кого привлек в свою общину преподобный Макарий, сами стали апостолами для остальных жителей. Вся ее деятельность в последующие годы опиралась на самих воспитанников миссии, а не на приезжих. Эти принципы, заложенные преподобным Макарием, свято соблюдались, пока не была разрушена сама миссия в безбожные 1920-е годы.

На втором этапе развития Алтайской духовной миссии последователем преподобного Макария был протоиерей Стефан Ландышев, который вокруг станов создавал православные ячейки, центры, развивал взаимопомощь, помогал семенами, орудиями труда, старался развивать быт, в том числе санитарный. Удалось так поставить санитарную работу, что на территории Алтайской духовной миссии в 60-70-х годах в миссионерских школах практически не было эпидемиологических заболеваний, тогда как в земских школах уровень заболеваний зашкаливал, составляя от 30 до 50%.

Третий этап – епископский – ознаменовался строительством храмов (с 1864 до 1883). Храмы поначалу были небольшие. Но при владыке Владимире (Петрове), епископе Бийском, начали появляться и красивые каменные храмы. К 1916 году в Горном Алтае стояло 95 храмов и молитвенных домов, из них 40 основательных храмов. Много это или мало? Тогда алтайцев жило 34 тысячи человек, сейчас – 70 тысяч, тогда работало 39 священников, сейчас служат 18 священников, а храмов и молитвенных домов в Республике Алтай не наберется и сорока. Было также построено три больницы, а до этого их вообще никогда не было.

4-й этап деятельности Алтайской духовной миссии связан со святителем Макарием Невским. При нем появилось два класса образования:

– в первом классе алтайцы получали начальное образование;

– во втором классе готовили педагогов для Горного Алтая (таких было 5 школ). Обучение велось на двух языках: на алтайском, на русском, затем на двух сразу.

Причесывай душу и страшись зависти

В одном из проповедей после чтения Евангелия, о чем добросовестно записала в своей замечательной летописи Татьяна Романова из Томска, отец Лаврентий так трактовал 12 главу от Матфея, стихи 14, 16, 22-23: «Вроде бы утром и вечером мы читаем одни и те же молитвы. Вдруг, неожиданно, это может надоесть, могут появиться думы... а для чего, собственно, все одно и то же? Но ведь одни и те же действия мы совершаем каждый день, в частности, по утрам. Например, умываемся. Также и с утренней молитвой – таким образом мы причесываем душу».

А в прочитанном сегодня Евангелии от Матфея говорится о страшном грехе – зависти. «Только подумайте, как это страшно: то добро, которое идет в мир через чужие руки, не через твои, то самое добро, которое и тебе помогает в делах, в принятии решения, в поддержке, мы предпочитаем уничтожить, всеми мыслями желаем, чтобы его вообще не было», – вразумлял нас отец Лаврентий. Каждый день мы должны бороться с этим глубоко засевшим грехом, чтобы сбросить со своей души этот камень под названием «зависть». Когда мы знаем, что мы должны что-то сделать ради другого, который этого заслуживает, а нам жутко не хочется – надо делать, преодолевая себя!»

Кстати, напомним, что Каин убил брата Авеля именно из зависти, то есть этот страшный грех стал причиной первого кровопролития.

…Крестный ход – путь к Богу

Иерей Павел Тайченачев сравнил крестный ход, который совершают его участники из Барнаула, Новосибирска, Томска, Москвы, Рубцовска, Красноярска, Бийска, Башкирии, Пскова – со всех уголков нашей Святой Руси – с извечным стремлением человеческого сердца к Богу и пожелал, чтобы Господь укрепил всех на пути к Небесному Царству.

Социальное служение

В своей «Летописи…» Татьяна отмечает одно важное новшество, которое впервые появилось в этом крестном ходу: «впервые в истории нашего крестного хода организована группа социального служения: оповещение местных жителей о прибытии в их село крестного хода (расклейка листовок, организация жителей сел для участия в крестном ходе), работа с местным населением (консультация врачей), подвижные игры и творческие занятия с детьми как местными, так и с детьми участников крестного хода, а также работа киноклуба. Такая задумка появилась давно, но воплотилась только в данном крестном ходе, который с этим все больше и больше по праву приобретает статус миссионерского».

Социальная группа в составе примерно 10-15 человек выезжала заранее в Коо, Балыктуюль и Улаган, где и проводила соответствующую работу.

Артыбаш

В 2008 году Артыбаш – село на берегу великолепного Телецкого озера – стал финальной точкой крестного хода «По стопам миссионеров алтайских». Как давно это было! Храм в честь иконы Божьей Матери «Умиление» тогда еще не был достроен, крестоходцы на последнем переходе Кебезень – Артыбаш сподобились нести икону «Умиление», выполненную в Новосибирске из мозаики, весом 250 кг, предназначенную стать храмовой. В Кебезень икону доставил Сергий Рождественский на своем автомобиле. А в Артыбаше крестоходцы помогли настелить временный пол в строящемся храме, после чего приняли участие в самой первой отслуженной здесь Божественной литургии! И вот спустя пять лет крестный ход вновь в Артыбаше, храм предстал перед нами во всем своем великолепии, а крестный ход теперь отсюда фактически только начинается! И как – на катерах через все Телецкое озеро и далее по Чулышманской долине! О подобном мы даже и мечтать не могли. Но вот сбылось. Отец Сергий Хивинцев благословил каждому крестоходцу в подарок типографским способом отпечатанную копию той самой иконы Божьей Матери «Умиление», которую мы несли 5 лет назад в этот храм из Кебезени. По Божьей милости, несмотря на все трудности перехода, дожди и прочее икону мне помогли сохранить крестоходки Катя и Марина, причем Катя уже в Барнауле сделала неожиданный и потому особенно дорогой для меня подарок – вручила этот святой образ не просто идеально сохраненный, но и даже обрамленный в изящную деревянную рамку. Спаси Господи!

Крестоходцы: новые и старые

В крестном ходу первоначально приняли участие более 130 богомольцев из Барнаульской епархии, Новосибирской и Томской митрополий, из Москвы, Башкирии, Пскова и других уголков России, а к концу движения их число практически удвоилось.

Среди участников – студенты и школьники, предприниматели и журналисты, врачи и учителя, военнослужащие и пенсионеры, труженики села и люди рабочих профессий, представители сибирского казачества.
Возраст крестоходцев не был ограничен практически никакими возрастными рамками. Самому маленькому Илюше было четыре года, а самой старшей сестре было 77 лет, и эта крестоходка не только бодро шагала вместе со всеми, но по утрам еще делала пробежки, удивляя молодежь своей неутомимой энергией и целеустремленностью.

Ежедневно по пути следования проводились богослужения и молебны, беседы со священниками, читались акафисты, произносились проповеди, работала походная детская воскресная школа (впервые), по вечерам проводились литературные вечера и концерты, был организован просмотр видеофильмов духовно-нравственного содержания. По дороге к крестному ходу присоединялись местные жители, в основном, это были алтайцы, причем, рядом со взрослыми шли также и дети. Так, на участке пути от местности Ару, где мы заночевали в ста метрах от мутноватой речки на чудесной поляне, покрытой кустиками курильского чая, мятой, чабрецом, кашкой и тысячелистником, до Балыктуюля 12 километров впереди нас всю дорогу шли два мальчика – Даниил 11 лет и Айтимир 9 лет, в руках они несли иконы. У Айтимира, как сейчас помню, был образок Матронушки Московской. Видно было, что мальчики устали, но шли – никто ведь их не заставлял. По дороге к Улагану крестный ход практически удвоился, то есть общее число паломников составило порядка 250 человек.

Встречались закомые лица. Так, из Томской митрополии уже, наверное, в третий раз прибыл неутомимый романтик Андрей Труш, который привез с собой целую бригаду боевой молодежи (всего 9 человек), в том числе запевалу и флажконосца Нику и замечательного летописца Татьяну. Из Барнаула на епархиальном автобусе прибыло 18 человек, в основном, участники молодежной организации «Слово» при храме Святителя Димитрия Ростовского г. Барнаула. Остальные барнаульцы добирались своим ходом – всего их набралось до сорока человек. Из Новосибирска также прибыли ребята (немного) из местной молодежной православной организации.

Издалека, кажется, из Пскова, прибыл смуглый и черноволосый, невысокого роста Георгий, постоянный участник крестных ходов по нашей стране. Так, в 2011 году он в общей сложности провел в крестных ходах до пяти месяцев, включая два крестных хода на Алтае и крестный ход от Белого до Черного моря, в течение которого за три месяца крестоходцы прошли 4 тысячи километров, проходя ежедневно до 70 километров. Я поинтересовался его мнением по поводу нашего крестного хода, на что Георгий сказал, что для него крестный ход «По стопам миссионеров алтайских» – это «прогулка». На вопрос: зачем он ходит в крестные хода, Георгий сказал, что молится за Россию, которая находится в опасности. С этим трудно не согласиться: пламя войны полыхает в мире, приближаясь к нашим границам. В частности, горячо на Ближнем Востоке. И в первую очередь там страдают православные христиане, которых убивают либо вытесняют с мест постоянного проживания. Георгий также призвал молиться за Президента В.В. Путина с тем, чтобы Господь укреплял его духовно и вразумлял мудро править Российской державой. Ведь наша страна в настоящее время, несмотря на ослабленность, вместе с Русской Православной Церковью как оплотом Вселенского Православия по сути является единственным Удерживающим.

Я познакомился с новыми интересными людьми – Русланой и Анатолием из Москвы, Владимиром из Горно-Алтайска, настоящим фотохудожником, который творил чудеса своим карманным люмиксом-панасоником.

Руслана (во святом крещении Светлана) – чистая и светлая душа, у нее прекрасная семья, любимый муж, она вымаливает у Господа ребеночка. Вообще в крестном ходу немало сестер, которые мечтают выйти замуж и молятся, чтобы Господь помог им в этом святом деле. Ведь как томится душа в одиночестве без второй половинки! Помоги им Господи, в обретении земного счастья! Одна моя знакомая, вымаливая себе мужа, дерзновенно обратилась к Богу: «Господи! Дай мне хоть КОГО-НИБУДЬ!» И Господь, видя ее смирение, дал ей замечательного молодого человека, с которым она уже год как замужем, обретя с ним земное счастье.

Чудеса и приключения

В такую глушь (за Телецкое озеро) мы не забирались еще никогда. Чтобы попасть сюда из центра (Горно-Алтайска) на автомобиле, нужно целый день ехать сначала по Чуйскому тракту до Улагана через Семинский перевал и Онгудай, а от него по насыпной дороге через перевал Кату-Ярык нужно спуститься на 800 метров в Чулышманскую долину. Дорога через перевал идет в виде серпантина, она крайне опасна, возможны сходы селей, камнепады и прочие неожиданности. Бытует даже такое выражение: «Полный Кату-Ярык!», что означает «отчаянное положение». Эта насыпная дорога, как мне рассказали, была построена уже при демократах в 90-е годы, а в советское время единственной артерией, связывавшей Чулышманскую долину с «большой землей», было Телецкое озеро да конные тропы.

На подходе к Балыкче в долине реки Чулышман меж двух хребтов по правому и левому берегу реки мы вдруг заметили двойную радугу. Она засверкала на фоне темно-синих дождевых туч. Справа наискосок радугу пронзал луч солнца, конец луча упирался в вершину горы впереди по левую руку от нас, озаряя ее. Все это отражалось в водах Чулышмана – зрелище необыкновенное и фантастическое. Вот так же, – сказал отец Павел, – встречала Ноя радуга, когда он вышел из ковчега после чудесного спасения от Всемирного Потопа. Ной после этого принес Богу жертву в благодарность за спасение. А мы – отслужили в Балыкче краткий благодарственный молебен, после чего стали располагаться на ночлег. После молебна ветер разогнал тучи, и мы прекрасно переночевали в палатках.

Все три дня, что шли по Чулышманской долине, в конце каждого дневного перехода нас встречала двойная радуга, обещая Божью помощь и напоминая о милости Божией и о Его завете: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знамением завета между Мною и между землею…» (Быт. 9, 13). Разве это не Божье чудо? И эта милость Божья не замедляла являться к нам.

Скорби

Впрочем, были и скорби. Некоторых крестоходцев в конце пути посетила болезнь, которая, впрочем, длилась не более суток. Это было еще одна милость Божия, потому что скорби и болезни – это посещение человека Богом. Господь нам напомнил, что мы идем не в турпоходе, а в КРЕСТНОМ ходу, а крест – это трудности пути, лишения, преодоление, скорби, страдания, через которые очищается от греховных страстей и закаляется душа.

Как нас встречали

Местные жители нас встречали с необыкновенным радушием. В Балыкче, на территории храма был накрыт стол под навесом, как на свадьбе. Все было приготовлено к приему гостей. После трапезы местная жительница Балыкчи, алтайка Анна Ивановна бесплатно предоставила нам баню. Ей 70 лет, у нее 8 детей, 24 внука и 17 правнуков, и все православные! Вот тут-то мы и почувствовали плоды трудов великих миссионеров алтайских. Кстати, сам игумен Макарий (Чулунов), крещенный в 12-летнем возрасте, рассказывал, что его крестная мама еще помнила тех самых миссионеров, составивших славу Алтайской духовной миссии в XIX – начале ХХ веков. Отец Макарий, сам родом из местного племени, производил впечатление человека, в котором пребывал «дух мирен», тот самый, о котором говорил преподобный Серафим Саровский. Игумен Макарий окормляет все эти села Чулышманской долины, а также и туристические базы. Видно было, что его авторитет здесь очень высок. Практически перед каждом селом нас встречал местный встречный крестный ход хлебом-солью, в каждом пункте нас обязательно чем-то угощали, хоть чаем с хлебом и конфетами.

Литургия в Коо

В Коо мы пришли после 32-километрового перехода сильно уставшими. Быстро поставили палатки, поужинали и в девять вечера отправились на службу в храм Святителя Николая Чудотворца. Богомольцы буквально падали от изнеможения, но мужественно выстояли вечернюю службу, очередь на исповедь, вычитали положенные покаянные каноны и последование, а утром на Литургии причастились. Это была первая Божественная литургия непосредственно в процессе крестного хода, а всего их было три – вторая в Балыктуюле в прекрасном новом храме Великомученика и целителя Пантелеимона и последняя в Улагане – в строящемся храме Казанской иконы Божией Матери на берегу Башкауса – самой бурной и опасной реки Горного Алтая. Такой напряженной литургической жизни не знал ни один крестный ход «По стопам миссионеров алтайских»! Многие, в частности, крестоходка Елена, причастились все три раза, а в позапрошлом году в этом же крестном ходе «По стопам миссионеров алтайских» Лена причастилась впервые в жизни!

Перевал Кату-Ярык

Одним из самых трудных стал 18-километровый переход от турбазы Уту-Кайа, где мы заночевали, до перевала Кату-Ярык. Всю дорогу до перевала – примерно 14 километров – накрапывал дождь, и мы шли в дождевиках. Перед восхождением, у подножия горы, на которую предстояло взбираться, нас пригласили на чай в находившуюся здесь туристическую базу с таким же именем «Кату-Ярык», после чего мы отправились штурмовать последние четыре километра, которые по своей тяжести можно смело умножать на пять. Пока взбирались, семь потов сошло. А там, наверху, на площадке перед пропастью, с отцом Лаврентием и игуменом Макарием с особенным чувством прочитали акафист Пресвятой и Животворящей Троице, Которая сотворила всю эту величественную красоту. Здесь, на обрыве, открывался захватывающий дух вид на раскинувшуюся далеко внизу долину Чулышмана с ниспадающим по противоположному склону водопадом, лентой реки на дне ущелья, облаками, которые опустились ниже нас и лепились по склонам гор, обрамляющих долину. Зрелище было незабываемое. После тяжелого восхождения ощущались особенная радость и единение с братьями и сестрами от совместно перенесенных трудов и опасностей.

Говоря о моих ближних братьях и сестрах, особую благодарность я хотел бы высказать Вере Коротковой, которая была со мной рядом в эти дни, а также моим друзьям Саше и Лене Громовым, Наталье Петровне и Надежде, Кате и Марине, Руслане и Семену, Ане и Мише Сливиным, Кате и Нине Поповым, Диме и Никите, другим «словянам», Володе Цыганкову и Максиму Флату, Александру и Галине, Ване Ступишину, семье Клепиковых, казакам Геннадию и Николаю, носителям Спаса Виктору и Михаилу и всем, кого не назвал, но люблю их – настоящих друзей и товарищей. Спаси Господи вас за все! Вот эту особую духовную близость можно ощутить только здесь, в крестном ходе. Стоило пойти в поход уже ради того, чтобы пообщаться с вами, помолиться вместе. А ведь здесь было гораздо большее – промеж нас незримо находился Господь!

Глазами немца

Время от времени в крестных ходах нам встречаются иностранцы. Чаще почему-то немцы. Вот и на этот раз в местности Ару на этой чудесной цветочной поляне возле нас свою палатку поставил немец по имени, кажется, Рувим. Он преподает в Горно-Алтайском университете немецкий язык, по-русски говорит плохо, но понимает вроде бы достаточно, чтобы объясниться, зато хорошо знает английский и французский, путешествует на электровелосипеде своими руками, электробайк купить в одиночку, в том числе успел побывать в Китае и других местах. На вопрос, не связан ли он со спецслужбами, засмеялся и ответил отрицательно. На вопрос, как оценивает русских людей, ответил: «По-разному». В одном месте встретил людей на крутых джипах и после общения с ними составил однозначное представление: «Воры».

От таких встреч, как с этим немцем, на душе становится чуточку теплее. Он влюблен в наши просторы, в нашу святую землю, и это роднит его с нами.

Благодарности

В конце крестного хода, после Божественной литургии, состоялся теплый задушевный разговор. Крестоходцы благодарили отца Лаврентия и других организаторов незабываемого похода-2013. В свою очередь руководитель крестного хода поблагодарил всех, кто нес послушания сигнальщиков с флажками, хоругвеносцев, поваров, пономарей, врачей, социальной группы, пел на клиросе, работал на погрузке-разгрузке, костровых, чтеца (а это, конечно же, был Андрей Труш, исполнявший много послушаний), киномехаников, исполнителей стихов и песен на литературных вечерах, десятников, фотографов, видеооператора и летописцев.

Все было организовано по-военному четко, учтены накладки и недоработки прошлых лет (в частности, в работе с детьми).

Нужно готовиться к гонениям

Благочинный Онгудайского округа иерей Павел Тайченачев в своей проповеди призвал к трезвению и смиренномудрию (цитирую по «Летописи…» Татьяны Романовой): «Сегодня мы празднуем память священномученика Иакова Барнаульского. И вместе с тем искренне радуемся. Радуемся тому, что сейчас в России идет волна духовного возрождения: 25 тысяч храмов построено, реконструировано. Ни одна страна за такое короткое время не переживала такого духовного подъема. Нам охота петь, ликовать.

Но вспомним и о том, что священномученик Иаков Барнаульский жил в другое время, когда святыни оскверняли, а вместо приветствия из уст власти сыпались клевета и оскорбления. И сейчас люди в таких странах, как Сирия, Ирак, Иран страдают за Христа. Для нас это плохо понимаемо и ощутимо, ведь это так далеко. Но периоды благополучия бывают весьма недолгими – это нам надо понимать. И нас коснутся гонения. В настоящее время люди в Европе и в России настроены на комфорт. Все наши помыслы вращаются вокруг наслаждений, увлечений. Мы хотим жить так, как мы этого заслуживаем: иметь хорошую работу, хороший дом, хорошую одежду. Но нам надо отойти от этого, раз мы стремимся в Царство Небесное.

В России порабощение благами началось в XIX веке. Хочется отметить, что ни один народ в период кризиса не совершил такое огромное церковное строительство, как у нас сегодня. Но обольщаться не надо: многие православные люди в России не живут по-христиански. Нет у народа стремления к святости и чистоте. Близкие наши также не воцерковлены.

Господь ради нашего спасения дает понести нам скорби. Мы должны это ценить – для нас это путь на Небеса. Мы должны радоваться скорбям, радоваться тому, что Господь посетил нас. И мы должны готовиться к гонениям. Готовиться к тому, что с нас спросят. Мы должны изменить свою жизнь: отказаться от благ. Иначе путь в Царство Небесное будет закрыт. У нас есть пример благой: подвиг мученика. Будет ли он нам понятен, или он будет для нас прекрасен, но далек – это большой вопрос. Будем радоваться тому, что мы сподобились поскорбеть, то есть сподобились «околачиваться» рядом с Царством Небесным, у самого подножия его дверей. Совершая крестный ход, нам посчастливилось любоваться такими красотами, и мы будем вспоминать Небесный Иерусалим, образом которого является эта красота!»

Вот, пожалуй, этими замечательными словами и можно закончить наш весьма неполный рассказ о крестном ходе «По стопам миссионеров алтайских»-2013. На самом деле рассказать в полноте об этом невозможно – не хватит никаких слов. Остается только поблагодарить Господа нашего Иисуса Христа за эту великую милость – оказаться причастниками такого события!

Владимир Клименко,