Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

Источник информации: Барнаульская епархия
29 Сентября 2014

VI Международный фестиваль православных СМИ «Вера и Слово» 2014 открыл свое первое заседание в понедельник вечером, 22 сентября встречей с председателем Синодального информационного отдела (СИНФО) Русской Православной Церкви В.Р. Легойдой, а завершил свою работу в четверг, 25 сентября. Мероприятия фестиваля, организованного СИНФО, проходили в подмосковном поселке Поведники (пансионат «Клязьма») при Управделами Президента РФ и в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве.

«Вера и слово» – проходит раз в два года, начиная с 2004 года. В этом году фестивалю исполнилось 10 лет. Задачи форума – консолидация церковной и светской журналистики, выявление новых форм сотрудничества Русской Православной Церкви и современного общества, а также поиск путей развития системы православных СМИ. 

Москва нас с руководителем Информационного отдела Барнаульской епархии иереем Димитрием Никитиным встретила ласковым солнцем и теплой для конца сентября погодой. Без особых трудностей мы добрались до остановки метро «Бабушкинская», где нас поджидали «шатлы» – микроавтобусы, доставившие нас за черту города-гиганта в оздоровительный комплекс «Клязьма» при Управделами Президента РФ, построенного еще в старые добрые советские времена на берегу Клязьминского водохранилища, откуда Москва берет воду для питья. Здесь, говорят, проводил некоторые рабочие встречи и сам Президент В.В. Путин.

Проводить мероприятия и жить за городом – маленькая хитрость устроителей Фестиваля. Красивейший город мира манит, как магнит, и пребывание за его пределами помогает участникам форума не манкировать своими обязанностями по участию, не бегать по святым местам Москвы, музеям или магазинам. Поэтому из достопримечательностей столицы мне удалось увидеть лишь Зал Церковных Соборов, где была встреча с Патриархом, да улицы Тверскую и Новослободскую, по которым мы проезжали, направляясь в автобусах на встречу со Святейшим 24 сентября. Ну и, конечно, мы успели вдохнуть особый аромат настоящего произведения искусства – Московского метрополитена, пока ехали от Белорусского вокзала до М «Бабушкинской» и обратно.

Программа Фестиваля была на редкость насыщенной. По прибытии в пансионат, устроившись в двухместных номерах, мы с о. Димитрием направились оформлять уголок СМИ Барнаульской епархии на большом столе в вестибюле. Там мы разложили «Алтайскую миссию» и «Покров», время от времени добавляя свежие номера, так как участники быстро разбирали себе то, что их привлекало.

После ужина, вечером 22 сентября, в Большом Екатерининском зале пансионата «Клязьма» состоялась встреча председателя Синодального информационного отдела В.Р. Легойды с участниками фестиваля, в рамках которой глава СИНФО представил книгу Святейшего Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность: в поисках гармонии», адресованное участникам фестиваля, и заявил, что развитие православной журналистики без свидетельства о Христе – это путь в никуда.

Презентуя издание патриаршего труда, председатель СИНФО подчеркнул, что тема свободы и ответственности как никогда актуальна для православного журналиста, дает ему возможность избежать использования чуждых православной традиции понятий при освещении общественно значимых проблем. «Смысл православного СМИ – свидетельство о Христе, по сути, апостольское служение. Если православное СМИ пишет преимущественно о политических вопросах или о православной кухне, но не о Христе – то оно бесполезно», – подчеркнул В.Р. Легойда.

Православная журналистика предполагает движение в глубь, а не в ширь, она не может развиваться экстенсивно, все время расширяя тематику в погоне за аудиторией, это тупиковый путь.

Еще позднее, в половине десятого, в этот же день прошла творческая встреча участников Фестиваля с создателями анимационного фильма о преподобном Серафиме Саровском и презентация роликов из фильма. Создаваемый полнометражный мультфильм представляли генеральный директор компании «КиноАтис» Вадим Сотсков и заместитель Председателя Синодального информационного отдела Игорь Мещан: «Это будет не пересказ жития батюшки Серафима, а история девочки, которая попадает в трудную жизненную ситуацию и батюшка ей помогает». Работа над 80-минутной лентой в студии «КиноАтис» продолжается. В широком прокате в кинотеатрах страны фильм появится в 2015 году. 

23 сентября

День начался с «панельной» дискуссии «Церковь моей мечты», где «помечтали» и мы с о. Димитрием. Не все приняли саму постановку темы, потому что слова «мечта» и «мечтательность» святыми отцами воспринимаются скорее негативно. Так, святитель Игнатий (Брянчанинов), характеризуя такое качество как «рассеянность», видит в нем греховное начало: этот «недуг» так велик, так притупляет чувства души, что душа, болезнующая им, даже не ощущает своего бедственного состояния. А рассеянность очень часто приводит к мечтательности. Большинство людей совершенно не обращает внимания на то, чем бывает занят их ум в минуты праздности. Последний, оставленный без надзора, часто в мечтаниях уводит человека в глубокие духовные дебри. Мечтатель теряет способность иметь внимание к себе, ум его перестает быть собранным, сосредоточенным, сердце приобретает жестокость при молитве, следствием чего бывает душевное расстройство…

В панельной дискуссии приняли участие модератор, главный редактор портала «Богослов.Ru» протоиерей Павел Великанов, главный редактор портала «Православие и мир» Анна Данилова, директор издательства Сретенского монастыря и основатель крупнейших православных сайтов «Татьянин день» и «Православие.РУ», а также преподаватель МДА иеромонах Симеон (Томачинский), главный редактор телеканала «Царьград» Илья Кузьменков, член правления Фонда преподобного Серафима Саровского Дмитрий Сладков, зам. заведующего кафедрой политических и общественных коммуникаций ФГУ Андрей Фетисов и др. 

Одновременно в другом зале прошел круглый стол по теме «Права человека – граница произвола и свободы».

Во второй половине дня параллельно прошли сразу четыре мероприятия: состоялась презентация нового православного проекта – радио «Вера»; известный публицист и политолог, главный редактор портала «Религия и СМИ» Александр Щипков представил свою новую книгу «Религиозное измерение журналистики»; прошел семинар «Источники финансирования социально значимых проектов в информационной сфере: Международный открытый грантовый конкурс “Православная инициатива” и Интернет-платформа совместного финансирования проектов “Начинание”»; и презентация христианского YouTube-канала «Царьград».

Конечно, нас заинтересовал писатель и публицист Александр Щипков, автор ряда книг и множества статей по церковной тематике, кандидат философских наук, один из ведущих специалистов по церковно-государственным отношениям. Модератором здесь выступила Елена Жосул, заведующая кафедрой Российского православного университета и автор предисловия к новой книге. Александр Владимирович – человек православный, по сути, воин духовный. Его предыдущая книга «Территория Церкви» (2012 г.) была посвящена информационной атаке на Русскую Православную Церковь в 2011-2012 гг. Сейчас вокруг Церкви временное затишье, что, на взгляд автора, связано с тем, что последние год-два острие информационной войны было направлено на дискредитацию великолепной Сочинской Олимпиады и на трагические события на Украине. Возвращаясь к только что завершившейся «панельной дискуссии» о «Церкви моей мечты», писатель напомнил слова вечерней молитвы перед сном: «даждь нам, ко сну отходящим, ослабу души и телу, и соблюди нас от всякаго мечтания…». Сама постановка вопроса фиксирует зазор между Церковью реальной и Церковью некоего «идеала». В общем, вопросы, вопросы…

Первый раздел новой книги А.В. Щипкова носит мемуарный характер. Во втором разделе собраны острополемические статьи. И здесь автор абсолютно честен и свободен в своих суждениях, критикуя то, что считает отклонением от истины, невзирая на лица и, на мой взгляд, со строго православных позиций. Под уколы его острого пера попали такие деятели как Сергей Бунтман, Лунгин, Хотиненко, Прошкин, Дмитрий Быков, Александр Архангельский, протодиакон Андрей Кураев, Иван Охлобыстин, священник Дмитрий Свердлов и др. Спаси Господи, автора этой замечательной книги! То, что я успел прочитать в разделе «Полемика», полностью соответствует моим убеждениям.

Третий раздел книги посвящен осмыслению феномена религиозной журналистики, где автор выделяет «православных либералов» и «православных консерваторов».

Позднее в этот день состоялись круглые столы «Языки коммуникаций православных СМИ»; дискуссия на тему «Семейные ценности в медиа»; презентация проекта «Православный вестник», созданного Синодальным информационным отделом с целью поддержки региональной православной прессы; презентация «Истории хора донских казаков под управлением Сергея Жарова 1920-1979 гг.» с показом документального фильма; представление фильмов и телепередач участников и номинантов конкурса неигровых фильмов и телепередач фестиваля «Вера и Слово».

С интересом посмотрел документальный фильм 1954 года и послушал рассказ о казачьем хоре Сергея Жарова – совершенно уникальном культурном феномене, возникшем в тяжелейших условиях эмиграции остатков Белой гвардии из Крыма в Турцию, позднее в Европу и Америку. Более полувека этот хор собирал полные залы любителей хорового пения во всем мире… кроме СССР, куда Жаров мечтал попасть, но не довелось.

И только в конце этого дня, когда, казалось, уже прошла целая вечность, проведенная в дискуссиях, беседах, трапезах, прогулках по потрясающе красивому парку Пансионата с канадскими кленами, туями, дорожками, усыпанными желтеющими листьями, и по одетому в бетон берегу Клязьминского водохранилища, кишащего всякой рыбешкой, состоялось официальное открытие VI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и Слово» председателем СИНФО В.Р. Легойдой. Такой вот оригинальный был сделан Владимиром Романовичем ход. Надо сказать, что руководитель Синодального информационного отдела – человек с великолепным чувством юмора и общение с ним доставляло истинное удовольствие, впрочем, как с и другими организаторами Фестиваля.

24 сентября

В этот день в Зале церковных соборов кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве состоялось центральное событие Фестиваля – встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с гостями и участниками VI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам фестиваля с приветственным словом, а затем ответил на вопросы собравшихся. Встреча транслировалась в прямом эфире по телеканалам «Россия-24» и «Спас», а также на сайте Патриархия.ru.

Патриарх Кирилл: «Церковный журналист – тот, кто проповедует Христа»

«Евангелие является бездонным, бесконечным резервуаром новостей», – выразил убеждение Патриарх Кирилл. Церковные новости могут и должны вызывать интерес в информационном пространстве, поскольку Слово Божие остается актуальным во все времена. По мнению Святейшего, сама Евангельская весть является новостью не только для каждого последующего поколения людей, новостью для очень многих людей, которые хорошо знают Евангелие. «Если в центре нашего послания миру, которое будет нести, в том числе и церковная журналистика, будет интеллектуальная новость, новый взгляд на проблемы, на жизнь, который порождается вечным и всегда актуальным словом Божиим, тогда мы будем источниками новостей, которые способны пробудить мысль, привести людей к новому пониманию слова Божиего, но самое главное – к новому пониманию, обновленному пониманию самих себя, своих отношений с окружающим миром», – подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.

Патриарх Кирилл высказался также за более активное освещение работы Межсоборного присутствия церковными СМИ и выразил надежду, что ситуация изменится в этом плане к лучшему. Ведь Межсоборное присутствие – уникальный механизм, которого никогда не было ни в одной Православной Церкви. Этот механизм, по словам Предстоятеля, отражает саму идею соборности с широким участием не только епископата, духовенства и монашествующих, но мирян – мужчин, женщин, молодежи. При этом работа Межсоборного присутствия построена максимально открыто, никто не управляет процессом извне, все вырастает из живой дискуссии, затем готовятся проекты документов для общецерковного обсуждения.

Патриарх Кирилл обратил внимание на изменение природы журналистики и рост ее роли в современном обществе: «Сегодня журналистом становится каждый участник интернет-дискуссии. Никогда не было так много журналистов, как сейчас. Слова любого могут уходить в информационное пространство и прикасаться к сознанию миллионов людей», – заявил Святейший. Эта ситуация, по мнению Патриарха Кирилла, является вызовом:

«Нельзя стать хирургом или священником без образования. Точно так же нельзя претендовать на влияние на человеческие умы, не имея на это соответствующей подготовки».

«Полуграмотная фраза может взбудоражить половину общества. Блогеры становятся не менее влиятельными, чем профессиональные журналисты». «Нельзя мириться с недоброкачественными текстами, нельзя мириться со скукой, которая иногда порождается пером и словами наших журналистов, нельзя мириться также с попыткой этой церковной стилистикой, церковной псевдокультурой создавать какой-то иллюзорный и фольклорный образ Православия, скрываясь за благочестивыми фразами», – заключил Предстоятель Русской Православной Церкви.

Патриарх Кирилл сравнил церковную журналистику и публицистику с проповедничеством: «Без внутреннего духовного опыта нет по-настоящему церковного журналиста. Церковный журналист это тот, кто проповедует Христа, даже не занимаясь церковной проповедью. А это значит, все то, что он пишет и говорит, должно быть важной частью его собственной жизни». «И вот так важно, чтобы у нас формировался корпус таких замечательных людей, которые способны были бы помогать нашим современникам увидеть подлинную красоту Евангелия».

«Если человек внутренне не пережил, через свое сознание не провел, не выстрадал, как иногда говорят, тему, то его репортажи достигать ума и сердец других людей не будут. Так же, как не будет достигать сердец и умов проповедь священника, который сердцем не пережил то, что он говорит», – подчеркнул Патриарх Кирилл.

Патриарху заранее были посланы вопросы, которые интересовали прихожан и священников на местах. Всего поступило 200 таких вопросов. Самые интересные из них были заданы Святейшему Патриарху Кириллу.

Во время встречи Святейшего Патриарха Кирилла с участниками VI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и Слово» 24 сентября один из таких вопросов задал председатель Информационного отдела Барнаульской епархии иерей Димитрий Никитин. Он спросил Его Святейшество о том, как, не впадая в осуждение, относиться к тем немногим священнослужителям Юго-Востока Украины, кто покинул своих приходы из-за боевых действий. И как должен действовать любой священник, окажись он в подобной ситуации? Приводим ответ Святейшего:

– Я думаю, что каждый должен по совести поступать. Но иногда ведь и совесть, как хрупкий сосуд, оказывается подвержена коррозиям и деформациям. Глубоко убежден, что нужно поступать так, как поступил и поступает владыка Митрофан  и как поступает абсолютное большинство наших клириков, которые сегодня несут свое служение на востоке Украины. Они остаются со своим народом, нередко они за это страдают. Мы знаем о жертвах среди духовенства. Мы знаем о тех, кто подвергался пыткам и жестоким допросам. Мы знаем о храмах и монастырях, которые были разрушены бомбардировками. Конечно, в этих условиях оставаться со своим народом – это подвиг.

А тем, кто уехал, Бог судья. Надо знать все обстоятельства, поэтому я не могу кого-то персонально осудить сейчас. Бог знает, какие были причины. Но если оценивать эту ситуацию с точки зрения священнического призвания, то она ненормальная. Потому что внешние тяготы не могут быть оправданием к тому, чтобы оставить свое служение. «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою…» – и так далее, слова Апостола Павла. Если быть образом верным, то это означает, что твой статус должен быть таким, чтобы ты являл этот образ. Не думаю, чтобы была образом верным примером семья священника, которая оставляет то место, где батюшка несет свое служение и просто, спасая себя, покидает это место.

Но еще раз хочу сказать: не могу быть судьей, не зная всех обстоятельств. Но это, конечно, огромный вызов всем, кто хочет стать священником. Никогда не надо связывать свою жизнь будущую священническую, и тем, кто стал уже священником, – исключительно с материальной обеспеченной и комфортной жизнью. Это абсолютно неправильный подход к избранию своего жизненного пути. Я отношусь к тому поколению, которые родились после войны сразу, которые застали тяжелейшие хрущевские гонения. И когда представители моего поколения принимали решения становиться священниками, то тогда не было никаких шансов связать свое будущее служение с материальным благополучием и со спокойствием. Потому что каждый, кто вставал на этот путь, подвергал себя некоему изгойству. Он становился человеком второго или даже десятого сорта в обществе. Его материальное благополучие не могло быть достаточным, потому что духовенство подвергалось особому налогообложению, и 51%  зарплаты должны были отдавать государству – только потому что они священники. Об этом, может быть, мало кто знает, но это было так.

Я сам жил в семье священника, и мое детство прошло в нищете. И когда я принимал решение стать священником, я знал, что я не буду никогда богатым человеком и никогда не буду занимать никакого почетного положения в обществе. И то, что изменилась ситуация в стране, – это был приятный сюрприз. Но готовили мы себя для другого. И не я один такой был. Все мальчики, которые поступали к семинарию, они себя готовили к другому, вплоть до самого опасного и неприятного, что могло быть в любой момент в связи особенно с недавно пережитыми хрущевскими гонениями. Мы могли вновь погрузиться в эту атмосферу, в том числе и притеснений, которая имела место в 30-е годы, в 20-е годы или в конце 50-х – начале 60-х.

Поэтому глубоко убежден, что перед принятием священного сана каждый должен самому сказать: я буду счастлив. И в том случае, если у меня будет материальное благополучие, и в том случае, если я его буду лишен. Если я буду в мирных условиях или в военных условиях. Я буду счастлив не потому, что я буду занимать заметное положение в обществе, или не буду его занимать. А я буду счастлив потому, что я служу Господу. И это мое призвание. И дай Бог, чтобы именно так формировалось современное духовенство Русской Православной Церкви, под влиянием такого подхода к жизни, а не какого иного.

В этот же день в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя состоялась творческая встреча Игоря Угольникова и актрисы Марии Кожевниковой с участниками фестиваля, посвященная презентации фильма о Первой мировой войне «Батальон смерти», а также прошла дискуссия «Церковь и СМИ: взаимные ожидания, взаимные претензии».

Церковь и СМИ

В дискуссии на тему «Церковь и СМИ: взаимные ожидания, взаимные претензии» приняли участие председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов, декан факультета Международной журналистики МГИМО (У) МИД России Ярослав Скворцов, генеральный директор радиостанции «Говорит Москва» Владимир Мамонтов, главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин, первый заместитель генерального директора по новым медиа ЗАО «Аргументы и факты» Наталья Лосева, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов и главный редактор телеканала «Царьград» Илья Кузьменков. В качестве модератора выступил председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда.

Ярослав Скворцов, открывший круглый стол своим выступлением, задал тон всей дискуссии: «Часто так бывает, что СМИ, и особенно церковные, ориентируются на тех, кто уже разделяет те или иные убеждения. А тех, кто «не с нами», – есть такое мнение, – вообще не стоит убеждать и воспитывать. Всегда проще общаться с единомышленниками, но тем не менее необходимо строить мосты, находить те перешейки, те ниточки, которые могут зацепить пока еще «не нашего» читателя. В социологии есть понятия «мы – группа» и «они – группа». Так вот, тех, кто пока еще относится к «они – группе», необходимо делать частью «мы – группы». Это сложно, но это благородная миссия», – сказал он.

Протоиерей Димитрий Смирнов отметил важность того, чтобы журналисты, работающие в церковных СМИ, всегда имели в виду в качестве своей аудитории людей светских, что, по его мнению, должно способствовать катехизации: «Я ожидаю от наших СМИ, что каждый воцерковленный журналист будет катехизатором своих собратьев по цеху из соседней комнаты, куда, надеюсь, дверь будет расширена и станет двустворчатой».

Генеральный директор радиостанции «Говорит Москва» Владимир Мамонтов сказал в своем выступлении, что есть лишь один способ работы в современных непростых условиях, когда отовсюду на Церковь и общество обрушивается вал клеветы и заряженной пропагандой информации – это говорить правду, причем говорить ее с мудростью.

Главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин посетовал, что иногда очень не хватает ответов Церкви на самые простые светские вопросы: «Хотелось бы максимально вселенского и минимально провинциального слова Церкви в разных вопросах».

Первый заместитель генерального директора по новым медиа ЗАО «Аргументы и факты» Наталья Лосева заявила, что основной причиной непонимания является отсутствие правильного языка: «За двадцать с лишним лет присутствия Церкви в светском пространстве правильный язык, который был бы адекватен, понятен и резонировал бы в современном обществе, до сих пор не найден». По ее словам, «идти за аудиторией надо туда, где есть аудитория, а не ждать пока она благочестиво, смиренно придет сама».

Генеральный директор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов основную проблему увидел в том, что в настоящее время против Церкви, государства, российского общества, его ценностей ведется информационная война, причем инициатива находится в руках противника: «Довольно большое число отечественных СМИ просто захвачено нашими прямыми противниками». «Идет чрезвычайно плотный поток фальшивок, причем никого не заботит то, что эти фальшивки могут быть разоблачены уже в течение двух часов после их публикации. Потому что разоблачение уже мало кто увидит. Если фальшивка достаточно острая, то ее увидят миллионы, а разоблачение услышат лишь тысячи». Он согласился, что Церковь разговаривает на языке, непонятном потенциальной пастве: «Церковь говорит на герметическом языке, который не выходит за ее пределы. В своем пути к пастве, которая полностью секулярна, она не доходит нескольких шагов. К сожалению, хотя христианство имеет в нашей стране широкое поле для распространения, выросли целые поколения людей, которые никогда не задумывались о том, зачем нужны Церкви. Им это не интересно, и они стараются об этом даже не думать».

«Нужны евангелисты, которые несут церковное слово и разговаривают на понятном пастве языке, которые могут говорить как бы за себя, а не за Церковь», – заключил Игорь Ашманов.

В ходе круглого стола прозвучали многочисленные реплики, были заданы вопросы. Особенно сильной критике подверглось высказанное отдельными участниками дискуссии мнение, что Церковь не обладает возможностью говорить с невоцерковленными людьми понятным им языком. В качестве примера противного собравшимися неоднократно приводился журнал «Фома», а также некоторые епархиальные СМИ.

В заключение панельной дискуссии председатель СИНФО В.Р. Легойда резюмировал итоги встречи, снял некоторые из взаимных претензий, а также высказал свое мнение относительно темы взаимодействия Церкви и СМИ. «Что делает Церковь? – она воспитывает людей. О чем журналистика? – о человеке. Как писать про Церковь? – да пишите про человека. Церковь работает с людьми, а люди меняют мир», – заключил Владимир Легойда.

25 сентября

В этот последний день Фестиваля продолжилась напряженная работа его участников в подмосковных Поведниках. Были организованы следующие мероприятия: мастер-класс «Теория и практика создания епархиальных печатных СМИ»; дискуссия «Война online: освещение конфликтной тематики в сетевом СМИ»; круглый стол «Освещение епархиальных событий в светских СМИ»; круглый стол «Епархиальные видеостудии и формат современного ТВ»; мастер-класс «Фотограф и СМИ»; презентация альманаха «ДАРЫ» и «Журнала Московской Патриархии»; круглый стол «Формирование единой карты храмов и монастырей Русской Православной Церкви. Работа с проектом Prihod.ru».

Меня особенно заинтересовала дискуссия «Война online: освещение конфликтной тематики в сетевом СМИ». Ее организатором и модератором выступила заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета, советник председателя СИНФО Елена Жосул, а участие приняли православные журналисты и священнослужители из разных областей России и Украины. Особенно много было представителей епархий и СМИ из Луганска, Киева, Ростова-на-Дону, Хабаровска, Краснодара, Твери и других регионов канонического пространства Русской Православной Церкви.

В центре внимания участников дискуссии оказалось вооруженное противостояние на Украине. Прозвучали мнения относительно того, какое место должно уделять православное СМИ данной теме в своей редакционной политике, какие средства и методы допустимо использовать при описании военных событий, как правильно следует освещать эту больную тему при том, что участниками конфликта с обеих сторон являются в основном православные люди (хотя есть и униаты). Отдельное внимание было уделено проблеме медийной работы церковного ресурса в обстановке информационной войны.

25 сентября работа VI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и Слово» завершилась и после праздничной трапезы участники дискуссий, полные впечатлений от встречи со Святейшим Патриархом, с руководством СИНФО, других структур, связанных с православными СМИ, с писателями и публицистами, после интенсивного общения друг с другом отправились по домам осмысливать увиденное и услышанное.

Хотелось бы выразить благодарность владыке Сергию, благословившему нашу поездку на Фестиваль, а также организаторам форума – В.Р. Легойде, Елене Жосул и другим сотрудникам Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви. Спаси Господи!

Владимир Клименко, фото автора

Использована информация СИНФО

Фотографии в альбоме «Вера и Слово-2014», автор alt.eparhia-press на Яндекс.Фотках