Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

Источник информации: Барнаульская епархия
16 Июля 2015

Это был 17-й крестный ход из Барнаула в Коробейниково к чудотворному Казанскому-Коробейниковскому образу Божией Матери.

Россия – удел Божией Матери. Здесь Она полновластная Царица. Незадолго до своей кончины один из великих молитвенников земли Русской преподобный Серафим Вырицкий (1866 – 1949) сказал своей келейнице: «Я побывал во многих странах. Лучше своей страны не нашел и лучше нашей веры не видел. Говори всем, чтобы никто не отступал от Православия». С марта 1917 года, с момента отречения (отстранения) от царствования Царя-страстотерпца Николая Россией незримо руководит Сама Матерь Божия, о чем свидетельствует обретение сразу после отречения, в марте того же года образа иконы Божией Матери «Державная». В каждом российском регионе есть своя почитаемая икона Богородицы. На востоке страны это Казанский Ее образ. Но при всем том не в каждой области (крае) сложилась традиция проведения ежегодных крестных ходов к почитаемой иконе Богородицы. А вот у нас такая традиция появилась и закрепилась. И это тоже Божия милость к нам, грешным. И теперь для участия в крестном ходе к нам прибывают люди не только из районов Алтайской митрополии и Республики Алтай, но и из Новосибирска, Москвы, Томска, Омска, Кемерово, Новокузнецка, Красноярска, Иркутска, а также из Германии, Казахстана, Украины, Белоруссии и даже из Израиля…

И за эту традицию особая благодарность всем, чьими трудами и благотворениями живет крестный ход, начиная от архипастырей, благословляющих это начинание (епископы Антоний (+2001), Максим, митрополит Сергий) и заканчивая организаторами и активными участниками. Конечно, это духовник крестного хода протоиерей Андрей Ушаков, руководитель колонны диакон Константин Филатов, активные участники протоиерей Анатолий Садовиков, иерей Павел Балакирев, иерей Петр Лисицкий, иерей Симеон Шашков, монах Кирион и др.

В этом году крестный ход в Коробейниково имел ряд примечательных особенностей. Слово «впервые» можно применить ко многим явлениям этого похода. Впервые по крайней мере половину пути с нами шел архиерей. Колонну в промежутке от Калманки и далее с некоторыми незначительными перерывами возглавлял Преосвященный Роман, епископ Рубцовский и Алейский. Несмотря на палящее солнце, владыка Роман бодро шагал во главе колонны в самые адски трудные дни, когда крестоходцы изнемогали от жары. Лично у меня сложилось впечатление, что таких жарких дней, по крайней мере, на моей памяти (а я шел 11 раз подряд) не было.

Другой важной особенностью крестного хода 2015 стало наличие скинии – походного храма, благодаря чему крестный ход уже не зависел от того, есть ли в данном населенном пункте, где мы останавливались на ночлег, храм, или его нет. Литургии служились в Калманке, Белояровке, Алейске, Усть-Пристани. Владыка Роман благословил крестоходцам причащаться на каждой Литургии, что многие по Божией милости и делали.

Благодаря наличию скинии, у крестного хода уже не было такой жесткой привязки не только к тому или иному селу, но и к месту внутри населенного пункта. Так, в Алейске мы впервые остановились не на территории храма Божией Матери «Всех скорбящих Радость», где мало места для палаток, а совсем в другой части города – рядом с воинской частью на большой поляне, где места хватило всем с избытком. А Литургия служилась вообще на территории этой воинской части – на плацу. И все Литургии, хоть и в походных условиях, тем не менее, совершались архиерейским чином. Возглавлял службы владыка Роман в сослужении со священством – участниками крестного хода и местными священнослужителями.

Благотворители и трапеза

Крестный ход чудесным образом никогда не голодал. Хотя у чудес благотворения есть свои имена. Традиционно помогает продуктами питания фирма «Мария-РА», за городом на территории кафе «У Григорича» крестоходцев всегда ждет накрытая «поляна» с печеньями, пряниками, конфетами, огурцами, хлебом, бутылками с холодной водой. Помогает городская администрация Барнаула, органы правопорядка, направляя наряды полиции для сопровождения колонны по дорогам края. У села Бураново нас всегда ждут бурановские бабушки с настоящим цельным молоком, отварной картошкой и вкусными маринованными огурчиками, зеленью. А в Усть-Пристани целую программу для крестоходцев припас настоятель строящегося здесь величественного храма во имя Святого праведного Иоанна Кронштадтского иеромонах Никандр (Речкунов). На этот раз он уготовил крестоходцам душ, речку (рядом с храмом), концерт, фильм про возрождающуюся Усть-Пристань и свое доброжелательное отношение. И, кстати, в Усть-Пристани нам также давали очень вкусные соленья. Благослови, Господи, всех милующих и питающих путешественников-крестоходцев!

Чудеса и закономерности…

Несмотря на то, что первые пять дней (с воскресенье по четверг) днем было настоящее пекло (говорят, доходило до 38 градусов в тени – за эти пять дней поля и травы на Алтае повыгорали почти повсеместно), в Усть-Пристани утром в пятницу, при выходе из села, небо затянуло облаками, и нас окропил благодатный дождик. В Елбанке в этот же день, но вечером, после того, как поставили палатки и поужинали, традиционно разразилась буря, правда, почти без дождя: налетевший вихрь, подняв столб пыли, сорвал некоторые из непрочно установленных палаток. А утром в субботу дождик, хотя и небольшой, все же пролился из надвинувшейся внезапно тучи, а прямо перед тучей воссияла радуга, как бы успокаивая нас: «Не бойтесь, братья и сестры, потопа больше не будет!» И, правда, не то что потопа, но и дождя почти не было.

А в субботу вечером, по приходе в Коробейниково, лишь только я успел поставить палатку и накрыть ее сверху целлофаном (примерно часа в четыре дня), хлынул уже более серьезный дождь, почти ливень. Наконец-то в пятницу – субботу наступила долгожданная прохлада. И эта удивительная закономерность с дождями и грозами проявляется ежегодно в финале каждого коробейниковского крестного хода. Какая бы погода ни была в начале недели, а к концу – в Усть-Пристани, Елбанке и Коробейниково – жди дожди.

Меня порадовало сообщение Марины Боровиковой, которая шла с нами часть первого дня нашего пути – из Барнаула до кафе «У Григорича». Марина – мой друг и коллега, опытный крестоходец, но сейчас у нее семья и трое малышей. Как говорится, у нее дома теперь крестный ход. Но ей очень хотелось пройти и помолиться хоть чуть-чуть. И она пошла с грудным десятимесячным младенцем Сашенькой и семилетним Колей. Оба мальчика были больны: у Коли температура 38, а у Саши слезился глазик, видно, попала инфекция. Колю помогал нести его крестный Александр Громов. Через три дня мы созвонились и Марина радостно сообщила, что после крестного хода дети выздоровели. Со мной шел до кафе «У Григорича» также мой сын Федор, больной насморком, от которого не мог избавиться уже две недели. Я спросил его, как его самочувствие после крестного хода? Как нос? «Почти сразу же все прошло и дышать стало легче!» - сообщил Федя.

Гляжу в озера синие…

В первые пять дней нас спасали от жары озера и реки. Нет большего наслаждения, чем окунуться в желанную прохладу озерной или речной глади, когда внутри уже все кипит и сердце рвется от перенапряжения. Но на этот раз все сложилось не так, как обычно. По традиции крестоходцы ежегодно купались в чудесном озере на сотом километре Змеиногорского тракта. И в этот раз также шли и предвкушали купание там. Но в связи с тем, что ночевка на этот раз была в Белояровке, а не в Чистюньке, из-за чего расстояние до трассы выросло с трех примерно до восьми километров, путь удлинился. Изменились и места стоянок. Когда же до дорожного столбика с цифрой «100» оставалось всего лишь семь километров, к нам на привале подошел отец Андрей Ушаков, и, отсчитав 30 человек, благословил садиться в автобус и ехать в Алейск. В число этих 30 попали и мы. Братья и сестры из «Слова» переглянулись, не зная, как реагировать на эту неприятную неожиданность. «Владимир Федорович, что будем делать?!» – «Проявим послушание, а Господь нас обязательно вознаградит», – сказал я. И мы – наша группа «словян» – сели в автобус и поехали. Прибыли мы в неожиданное место – нас выгрузили на большой поляне на окраине города рядом с военным городком. Это совсем в противоположной стороне от храма «Всех скорбящих Радость». Я, как уроженец Алейска, знал, что недалеко от этого места протекает река Горевка – приток Алея. Поставив палатки и прихватив с собой необходимые для купания вещи, мы – около десятка человек – пошли на реку. Такого удовольствия я не испытывал давно, начиная от того, что не был на Горевке – речке моего детства – лет сорок. Вода была теплой и чистой, кроме нас в месте купания не было вообще никого. Сестры вдоволь наплавались, постирали необходимые вещи и больше уже ни в какую баню не просились. А прибывашие после нас вынуждены были искать сауну. Вот так мы были вознаграждены за послушание.

Архипастыри и пастыри

Конечно же, мы и представить себе не могли, что в крестном ходу с нами будет идти архиерей. Тем не менее, это случилось: владыка Роман шел с нами пешим ходом, полагаю, не менее половины всего маршрута, бодро отмеряя километр за километром, а по утрам служа Литургии. И каждый раз в своих проповедях владыка находил точные и глубокие слова, обращенные к крестоходцам. Самое главное, епископ Роман благословил готовиться ко Святому Причастию ежедневно, когда будет служиться Литургия. Что мы и делали.

В Калманке владыка, в частности, сказал:

– Для меня великое потрясение, как мы сейчас с отцами и с вами молились под этой скинией, которую соорудили братья, и молились не в благоустроенном храме, но под открытым небом. И когда мы испытываем в чем-то нужду, то божественная благодать «немощная врачующая» и исполняющая то, что оскудевает, как бы дополняет все, чего для нас нет, необыкновенной божественной радостью, свой любовью. И душу мою переполняет радость. Хорошо молиться под открытым небом! Все может встречаться нам в жизни: неустройство, скорби, болезни, какие-то нестроения в семье, среди ближних, на работе, в пути-дороге. И если мы претерпим все это, называя себя любящими Бога и соблюдающими Его заповеди, то все, что с нами случится, оказывается ко спасению нашему, послано нам свыше от Бога. Желаю, чтобы эта божественная благодать, которая врачует немощи наши, укрепила всех нас, чтобы мы дошли в радости, еще имея силы, совершили молитву, и Богородица примет эту молитву. В Коробейниково в одном магазине не очень верующие, а может быть и совсем неверующие люди между собой говорят: «Чего это они идут сюда? То ли у них дома икон нет?» И другие люди, довольно простые, но с верой в сердце, отвечают им: «Говорят, кто дойдет, у того мечта исполнится и прошение его Господь все исполнит!» Вот как просто можно сказать, зачем мы идем: чтобы молитву нашу услышал Господь и Божия Матерь. У каждого из нас есть какое-то сокровенное желание, просьбы, самое главное, а может и второстепенное, но тоже очень важное. И мы все надеемся с вами, что будем услышаны.

Размышляя над этими словами владыки Романа, я спрашивал себя: «А я зачем иду?» Конечно, и попросить капельку здоровья, чтобы продлилась еще сколько-нибудь моя земная жизнь, и помолиться за ближних, которые просили об этом, и за своих детей и внуков. Но более всего мне хотелось поблагодарить Господа и Божию Матерь за те милости, которые они уже оказали. Я был смертельно болен и вот уже 17 лет живу как бы уже и сверх положенного. Я опасался за судьбу своих детей, просил за них, и Господь устроил так, что они стали верующими людьми, благополучно миновали опасные рифы юности, у них православные жены и уже есть внуки, которые ходят в храмы Божии, причащаются Святых Христовых Таин.

Мы пережили страшные 90-е годы и ужас безвременья, но Господь и Пресвятая Богородица устроили так, что к власти пришел мудрый правитель-патриот и православный человек, который отвел страну от края пропасти. И вот уже мир завидует России, тогда как в 90-е мир презирал нашу страну с ее вечно пьяным руководителем и сворой жулья в его окружении, «новыми русскими», разбазаривавшими наворованное в куршевелях. Все познается в сравнении. Лишь пережив маразм и загнивание 80-х, измену элит, развал страны, нищету и бандитизм 90-х, можно понять и оценить те великие милости, которые оказал России Господь сегодня в виде храмов Божиих, в виде возрождающейся страны и воспрянувшего народа.

Сила Моя в немощи совершается…

В крестный ход я пошел, всеми фибрами души и дела ощущая свои немощи, особенно телесные: и боли в области сердца и иных местах, и просто отсутствие силы, достаточной для прохождения двухсот километров. В общем, веселого было мало. Так, одолеваемый унынием, проводив ближних, шедших с нами один день (до Шадрино), я уснул, укрывшись в палатке спальным мешком. Утром проснулся и перво-наперво ощутил, что у меня ничего нигде не болит. Сделал утреннюю гимнастику, одним из последних упражнений которой является отжимание от пола. К моему величайшему изумлению, я легко поставил рекорд. Ни до, ни после при выполнении этого силового упражнения я этот рекорд повторить не смог. Из чего сделал вывод: Господь явно укрепил меня для дальнейшего крестного хода. Никогда мне не было идти так легко, как в этот понедельник на отрезке пути от Шадрино до Калманки: прошел 30 километров под палящим солнцем играючи. Увы, в процессе похода силы быстро таяли, и к четвергу я уже вновь напрягал последние силы и изнемогал под немилосердными лучами. Тем не менее, сил все же хватило до Коробейниково. Из опыта многолетних крестных ходов я сделал вывод: на Бога надейся, а сам не плошай. Легкомысленное упование лишь на помощь Божию, без посильного личного участия и прикладывания усилий, может обернуться тяжкими последствиями.

Пустите детей приходить ко Мне…

В былые годы со мной в крестном ходу шли сыновья – теперь они женаты и воспитывают своих детей, моих внуков. И я мечтаю, чтобы со мной вместе с родителями в крестном ходу были внуки, но пока это лишь мечты. Однако дети в крестном ходу есть. В Белояровке мы установили палатки, как всегда, кружком «Слово» и, расслабившись после напряженного, как струна, дня, я огляделся и прислушался. И вдруг услышал смех – звонкий, радостный, как колокольчик. Это бегали наперегонки вокруг детской коляски мальчик и девочка. У мальчика были длинные белые льняные волосы. И так, как он смеялся, умеют смеяться только маленькие дети. Так смеется мой внук Тема. Я спросил: «Как тебя звать?» – «Осенний мальчик», – сказал льняной ребенок, посмотрев на меня ангельскими глазками. «А меня Лиза-девочка», – непринужденно добавила его старшая сестренка. Выяснилось, что «Осеннему мальчику» три годика, а Лизе – пять годков. И что «Осенний» означает «Арсений». Мы угостили детей парным молоком, которым нас, в свою очередь, угостили местные жители, а также бананами. Мама и особенно бабушка «Арсения-мальчика» по поводу нашего общения особенного энтузиазма не проявили…

После того, как у меня появились собственные внуки, я стал смотреть на детей другими глазами. Я стал замечать их. Они мне подчас становились более интересными, чем взрослые. Я стал понимать глубинный смысл слов Господа «Будьте как дети». Обращайте внимание на детей, на их внимательные проницательные глазенки, полные любопытства. Дети мудрее нас, своим целомудренным незамутненным оком они видят мир таким, каким взрослые его увидеть уже не способны в силу своей греховности. Заповедь Христа «Будьте как дети» – на все времена. А еще Господь сказал: «Пустите детей приходить ко Мне…». В храм, в воскресную школу, в крестный ход. И здесь, как пишет святитель Николай Сербский в своих бессмертных «Миссионерских письмах», «дети в присутствии Христа, своего лучшего Друга, не только научатся, но и окрепнут. Ибо Христос не только наставляет, но и дает благодатную духовную силу исполнять то, чему Он учит. Христос – вечная молодость, и Он зовет детей и дает им силу не одряхлеть духом и навсегда сохранить радость, бодрость и крепость духа. Слово Божие не дает духовно состариться».

К сожалению, чаще бывает наоборот. Вновь цитируем Николая Сербского: «В противоположность Ему и Его мудрости существует школьное, схоластическое воспитание, все усилия которого направлены на то, чтобы как можно скорее сделать из детей стариков… Вместо того чтобы уподобиться детям, старики делают детей подобными себе. Сами не войдут они в Царство Небесное и детям войти не дадут».

А те, кто идет в крестный ход и берет с собой детей, поступают мудро, даже если внешне они и не очень приветливы.

Ближние

По традиции мы шли, молились и ставили палатки вместе с участниками миссионерского молодежного православного объединения «Слово». Это тоже сложилось исторически. «Слову» в октябре прошлого года исполнилось десять лет. Собственно, я и в крестный ход впервые пошел благодаря «Слову». Основанное в октябре 2004 года пономарем Павлом Тайченачевым по благословению настоятеля Свято-Никольского храма г. Барнаула протоиерея Михаила Капранова, это миссионерское молодежное братство стало в первые два года его жизни моим вторым домом. А весной 2005 года руководитель кружка Павел сказал: «Всем, кто сможет, надо обязательно пойти в крестный ход в Коробейниково. Пошли примерно человек десять, в их числе Алексей и Александр Громовы, Александр Бельчиков, Валя Шартнер и Елена Иваницкая (ныне Нефедова), Лариса Тумялис, мой сын Федор и я, возможно также Настя Попова и Игорь Мищенко. А во второй год уже оба сына были моими спутниками в крестном ходу. И в третьем, и в четвертом. Но, начиная с 2009-2010 гг. стали происходить изменения. У детей появились семьи, потом родились внуки и Федор с Димой перестали составлять мне компанию. В первый год, когда это случилось, я был просто в шоке – так их не хватало. Но в дальнейшем, по Божией милости, детей мне заменили участники братства «Слово». Каждый год появлялись все новые лица, у меня завязывались все новые знакомства, появлялись друзья. Некоторые из них тоже выходят замуж и женятся, выпадая из крестоходовской обоймы. Я отношусь к этому философски.

В этом году к старым друзьям-крестоходцам диакону Сергию и супругой Анной, Наталье (супруге иерея Максима), супругам Димитрию с Василисой, Екатерине, Марине, Александру Девятых, Сергею, Дашеньке добавились новые знакомства: Светлана (в мирной жизни врач), Елена (учится, кажется, на менеджера), Михаил (семинарист), Юлия, Олеся…

С нами были один из продолжателей основателя кружка «Слова» иерей Петр Лисицкий, отдавший организации пять лет жизни, и нынешний руководитель АКМОО «Слово» иерей Симеон Шашков. Отец Петр стал духовным утешением для многих участников похода-2015, охотно проводил духовные беседы по вечерам, исповедовал по утрам и вечерам отдельно кружковцев, чем очень сильно облегчал нашу нелегкую походную жизнь. Хотелось бы выразить особую признательность этим батюшкам, особенно иерею Петру. Многая им и благая лета!

Праздник

Праздничным богослужением завершился 17-й Всероссийский крестный ход в село Коробейниково к чудотворной Коробейниковской-Казанской иконе Божией Матери. 5 июля в Богородице-Казанском монастыре, где находится главная святыня земли Алтайской, было совершено три Божественных литургии.

В полночь, по традиции, в богослужении приняли участие большинство опаленных солнцем крестоходцев, а также священники, которые разделили с паломниками-крестоходцами все тяготы пути.

Праздничную Литургию в 9:00 возглавил Высокопреосвященный Сергий, митрополит Барнаульский и Алтайский, глава Алтайской митрополии. Ему сослужили епископ Рубцовский и Алейский Роман, епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат и епископ Бийский и Белокурихинский Серапион, а также множество священнослужителей из Алтайской митрополии и близлежащих епархий. Праздник в честь иконы Божией Матери Казанской-Коробейниковской в таком представительном архиерейском составе проходил впервые. В соборной молитве приняли участие три c половиной тысячи паломников, собравшихся здесь со всего Алтайского края, Республики Алтай, других регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Более трех тысяч человек смогли причаститься Святых Христовых Таин.

В своем слове владыка-митрополит поздравил всех собравшихся здесь паломников с великим торжеством:

– Единственный раз в году в нашем Алтайском крае совершается такое значимое и великое торжество. Во-первых, это крестный ход в течение недели и, наконец, прославление нашей местной явленной иконы Божией Матери Коробейниковской.

Сюда ведут трудные дороги. Матерь Божия не хочет легкого пути. Преодолевая трудности, наши крестоходцы в этом году претерпели зной, а вчера и сегодня – дождь и прохладу. И все это подъяли, я уверен, к великой духовной радости, получили за это божественную благодать, которая будет непременно в вас не только обитать, но и будет производить действие совершенно неожиданного характера уже тогда, когда человек даже и забывает об этом, когда ничего уже и не ждет. И тогда действует божественная сила, которую приобретает человек, участвуя в делах Божиих, совершая путь Божий и святых. И этот путь указал нам Сам Спаситель и Божия Матерь, которая в свое время предприняла путешествие из Иерусалима к своей родственнице Елизавет…

…Когда мы будем переходить из этого мира в мир иной, мы столкнемся с очень многими неожиданностями и трудностями, с различными напастями и опасностями, которые и вообразить нам сейчас просто невозможно. И вот тогда как раз и явит спасительную благодать и силу преблагословенная Владычица наша Божия Матерь, охраняя всех верных от этих разрушительных уничтожающих стихий, которые обрушатся на человека, исходящего из этого тела и грядущего в мир иной. Все, что открыто святыми отцами и записано в Священном Евангелии, есть истина. И нет там никакой неправды. Если не будет нам защиты от Спасителя нашего Господа, от Пресвятой Богородицы, от Ангела-хранителя, то ожидает нас плач и скрежет зубов, страшный холод и страшная жара. Об этом свидетельствуют и естественные знания, которые гласят, что за пределами нашего мира, земной оболочки и страшные минусовые температуры до 300 градусов, и также испепеляющий зной…

Сегодня этот праздник собрал нас для торжества Святого Духа. И дух наш оживляется в этом торжестве, получает небесную силу, которая пригодится нам более всего тогда, когда мы будем оставлять это земное поприще. Да сподобит Господь и Пресвятая Богородица нам преуспеть в этом наиважнейшем поприще!..

Вот такую неожиданную мысль высказал митрополит Сергий о действии благодати в той отдаленной (а для кого-то уже и близкой) перспективе, о которой мы, к сожалению, мало в земной жизни думаем. Престольный праздник завершился традиционным крестным ходом вокруг обители с Коробейниковской-Казанской иконой Божией Матери. А после паломники-крестоходцы, сложив под дождем свои палатки и вещи, отбыли в Барнаул, проделав обратный путь гораздо быстрее на колесах – всего за пять часов!

«Крылья сложили палатки – их кончен полет!..»

Владимир Клименко, редактор вестника митрополии "Алтайская миссия". Фото автора.