Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

Источник информации: Барнаульская епархия
22 Сентября 2015

21 сентября 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святителя Димитрия Ростовского в Барнауле и Божественную литургию в новоосвященном  храме. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

– Ваше Высокопреосвященство, владыка-митрополит Сергий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Александр Богданович, Губернатор Алтайского края! Дорогие отцы, матушки-игумении, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с замечательным событием, с освящением этого городского храма в честь святителя Димитрия Ростовского. Я с радостью посещаю Алтай, как вообще с радостью посещаю все епархии Русской Православной Церкви. На севере, на юге, на востоке, на западе и в центре, потому что наша огромная страна обладает такими духовными сокровищами, понять которые, прочувствовать которые возможно только прикасаясь к духовному опыту других людей, посещая святыни, прикладываясь к святым мощам, и к чудотворным иконам.

Наверное, не случайно народ наш так любит паломничать, потому что по опыту те, кто паломничают, знают: после посещения святынь чувствуешь себя иначе, обогащаешься ведением, знанием, опытом, и, в первую очередь, духовным опытом переживания присутствия святыни. Вот и все мои путешествия по России, по исторической святой Руси в первую очередь преследует эту, паломническую, цель. Чтобы я мог не только разумом, но и сердцем почувствовать благодать, исходящую от чудотворных икон, от святых мест, от освящаемых храмов. Чтобы мог также почувствовать и силу молитвы людей, а через это понять их радости и их скорби. Патриарх должен знать и то, и другое, потому что Церковь есть великая община исцеления, исцеления в самом широком смысле слова. Мы знаем, что во времена Господа и Спасителя исцелялись недужные, а потом апостолы исцеляли, и даже тень проходившего Петра исцеляла людей. И таковой христианская община, Церковь продолжает оставаться. В ней, в молитве, силе Святаго Духа происходит исцеление, но также здесь, в каждом приходе, в каждой христианской общине возносится к Господу молитва. И эта молитва оплодотворяет окружающее пространство, наполняет его духовной энергией.

Почему мы приходим в храм Божий? Некоторые люди, даже называющие себя верующими говорят: «А мне достаточно по телевизору посмотреть программу или самому у себя помолиться, а в храм не пойду». Нередко с этим связывается критика какого-то священника или церковнослужителя, который не так посмотрел, не так сказал, не сделал чего-то, что, может быть, от него ожидали. Этими словами я не хочу оправдывать нерадивых священников и не всегда внимательных церковнослужителей, но нельзя и оправдывать тех людей, которые, ссылаясь на такие обстоятельства, не посещают храма Божиего.

Храм – это особое место, где люди в больших количествах возносят к Богу молитву. Сама по себе молитва – это результат огромной внутренней энергии человека. Почему мы не можем долго молиться? Вот служба идет два часа. Давайте каждый сейчас вспомним, сколько мы минут концентрированно и сильно молились? Мгновения, минуту. Потому что такой силы импульс духовный, который развивается во время сердечной молитвы, – он только у великих святых длился часами или годами, как, например, у преподобного Серафима, который тысячу дней и ночей молился на камне. Но это особый духовный подвиг. Речь идет о гениях духовной жизни, о людях колоссальной внутренней энергии. Мы не обладаем такой энергией, поэтому наша молитва не всегда концентрированна, сосредоточенна. И та молитва, которая достигает Престола Божиего, часто очень кратковременна.

А вот когда мы приходим в храм Божий, то происходит что-то очень важное, хотя и невидимое. Кто-то из нас молится, а в этот момент ослабел, сил нет или рассредоточился на чем-то и созерцает красоту храма, слушая пение, иногда всматриваясь в лица, а иногда и делая свои человеческие умозаключения. То есть мыслями человек в этот момент ушел от молитвы. А в этот момент рядом другой человек сильно молится! И чем больше людей, тем больше вероятности, что в каждое мгновение времени к Богу идет этот энергетический духовный поток. А разве то самое место, где все это происходит, не впитывает в себя эти энергии? Мы говорим – чудотворная икона. Почему чудотворная? Да потому что перед ней проливались особые молитвы, особые силы и это обычное физическое вещество, дерево, покрытое краской, впитывает в себя эту энергию, а потом отдает ее людям. То же самое происходит и в наших храмах. Они впитывают Божественную энергию, которая в ответ на нашу молитву, особенно во время совершения Таинства Евхаристии, входит в это пространство и освящает всех нас. И в момент Святой Евхаристии прощаются наши грехи. Мы причащаемся ни в суд или в осуждение, но во оставление грехов и в жизнь вечную, и в храме происходит это таинственное преображение каждого из нас, очищение нас от грехов силой Божественной благодати. Вот почему нужно ходить в храм. Никакая домашняя молитва даже глубоко верующего человека не может соотнестись с молитвой сотен и тысяч людей. Ведь недаром Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», потому что молитва двоих, троих сильнее, чем молитва одного человека. Мы не знаем, о чем молится наш сосед, – невдомек нам, сокрыто это от нас. Но тот факт, что он молится и я молюсь и еще десятки и сотни, тысячи людей молятся, и создает этот дивный, духовный, мистический, но реальный поток человеческой энергии навстречу к Богу. И Господь слышит наши молитвы.

Храм имеет совершенное особое значение для человека, и воцерковление людей сегодня происходит именно через храм. И вот эти интеллигентские разговоры о том, что «мне храм не нужен», они уже почти не слышны. Редко, совсем редко кто-то что-то скажет, да и Бог знает причину, почему он так говорит. Иногда вовсе не религиозные, а какие-то политические причины или человеческое какое-то несчастье в этом просматривается и неудовлетворенность. Вместе с тем все больше и больше людей понимают, насколько важны храмы Божии. А вот этих храмов в нашем Отечестве пока не хватает. Кому-то со стороны кажется, что и это много – то, что сейчас есть. Но на самом деле, если сравнить с тем, что было уничтожено добровольно, руками нашего народа, вот те самые тысячи и тысячи храмов, то мы с вами еще до десятой части того, что было уничтожено, не дошли. При всех наших строительных технологиях, при несоизмеримо больших деньгах, чем то было в дореволюционное время, мы еще не дошли. До тех уровней, которые являются минимальными для того, чтобы была организована правильная приходская жизнь.

Сегодня строительство храмов наталкивается на некую критику. Она происходит не от того, что люди действительно обеспокоены какими-то событиями, которые могут возникнуть вокруг храмов. Чаще всего эта критика происходит от очень небольших, но хорошо организованных групп людей, которые используя средства массовой информации, оказывают давление на властей, пугают и так далее, только чтобы храм не был построен. Мы переживаем все это в Москве, но, по милости Божией, преодолеваем, зная, что все это – организованные кампании. Такого рода кампании возникают и в других местах. В первую очередь, они направлены на то, чтобы парализовать волю власти, бизнеса, всех тех людей, которые помогают строить. Что я могу ответить на эту ситуацию и на эту проблему? Да не устрашится сердце ваше! «Веруйте в Бога и в Меня веруйте», – говорит Господь. Вот и наш ответ. Не нужно бояться, не нужно делать ошибок, нужно хорошо разбираться в том числе в протестных настроениях людей, но нельзя любое протестное движение воспринимать как некую инструкцию к действиям. Тогда мы потеряем не только веру православную – мы нашу страну потеряем. Мне приходится путешествовать по нашим городам, беседовать на тему строительства новых храмов. И то, что я сказал сегодня здесь, это имеет отношение не только к Барнаулу, хотя конечно и к Барнаулу, но очень ко многим местам, где строительство храмов сегодня формирует вокруг себя некие протестные настроения, чаще всего к православной вере имеющие малое отношение, но имеющие определенную политическую цель и политическое измерение. Мы же все должны делать в простоте сердца.

Мы ничего не делаем из того, что направлено против жизни людей. Мы не делаем ничего, что бы ущемляло подлинную свободу человека, не мнимую свободу, которая приводит к вседозволенности, разрушает человеческие, семейные отношения и, собственно, человеческую личность. Очень важно уважение человеческой свободы, которой всегда была проникнута церковная проповедь, и это свидетельствует о чистоте наших намерений. А намерения таковы, чтобы строились храмы, чтобы возрастала в вере наша молодежь, наше общество, чтобы на основе веры оно консолидировалось, потому что так много разделяющих факторов, и национальных, имущественных, политических. Мы особенно хорошо знаем, что происходит с нашим обществом в преддверии выборов, когда политически ангажированные силы начинают бороться друг с другом. Все это является частью современной политтехнологии, но одновременно все это небезобидным образом отражается на единстве нашего народа, а Церковь обращается к людям поверх всяких политических убеждений. Мы обращаемся к людям с нравственным посланием и не со своим собственным, это не Патриарх чего-то там в Москве выдумал. Мы передаем слово Божие. Его воспринимают люди разных национальностей, разного сословного положения, разного образования, разных политических взглядов. И эта духовная общность, именуемая Церковью, становится фундаментом для солидарности всего нашего народа.

В сегодняшнем апостольском чтении, которое посвящено празднику Рождества Пресвятой Богородицы, находим такие замечательные слова. Апостол Павел пишет письмо к Филиппийцам и говорит: «В вас должны быть те же чувствования, что во Христе Иисусе». И вообще в этом отрывке послания нет ни одного слова о Богоматери. Нередко люди спрашивают: «Почему же в день праздника Богоматери, во все праздники Богоматери читается это послание к Филиппийцам, почему в нем о ней ничего не говорится?» Ответ такой: в нем говорится о самом главном, что стяжала в себе Пресвятая Богородица, в ней были те же самые чувствования, что во Христе Иисусе, в Сыне Ее и Боге нашем. Если сказать, зачем мы строим храмы, зачем мы проповедуем слово Божие, зачем мы читаем апостольские послания, Евангелия, зачем мы стараемся воспитывать детей в школах и в воскресных школах? Ответ будет такой: чтобы во всех нас были те же чувствования, что во Христе Иисусе, а в нем были чувствования первозданного человека, того самого, которого Господь Бог, творец мира создал и которого не коснулся грех, потому что Спаситель был во всем нам подобен, кроме греха. Если в нас будет тысячная, миллионная частица этих его чувств – мы будем новым народом и новой человеческой семьей. Для кого-то это кажется несбыточным, почти фантастическим. Но опыт Церкви, опыт святых угодников, мучеников, исповедников, опыт подвига, совершаемый в Церкви, свидетельствует о возможности и способности каждого из нас отображать в себе подобно тому, как в полной мере отобразила их Пресвятая Богородица. Те же чувствования, что во Христе Иисусе, Господе нашем. С праздником всех вас!

Я бы хотел выразить искреннюю благодарность владыке Сергию, митрополиту Барнаульскому и Алтайскому, за его труды, которые он несет по управлению Алтайской митрополией, и, конечно, за содействие в окончательном восстановлении этого храма и в знак моей признательности вручаю крест с панагией, те самые, которые были изготовлены специально в этом году в связи с 1000-летием равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси.