Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

4 Марта 2010

На Епархиальном собрании духовенства и мирян Барнаульской епархии Епископ Барнаульский и Алтайский Максим коснулся вопроса взаимоотношения священника и мирянина:

езультативность трудов клирика следует измерять не по количеству совершенных треб. Эффективность пастырской деятельности измеряется тем влиянием, которое совершенное таинство окажет на жизнь пасомого или пасомых. Подводя личный итог своего церковного года, священник должен уметь честно ответить себе на вопрос: сколько крещенных мною людей воцерковились или оказались на пути к воцерковлению, скольких женщин я сумел отговорить от совершения аборта?

По данным Федеральной службы государственной статистики сегодня в России 60% зарегистрированных браков распадаются. Что мы делаем для исправления ситуации? Священник призван и к профилактике, и к лечению этой страшной болезни. Составляя себе свой личный отчет, священник должен задаться вопросом: а много ли венчанных мною пар строят подлинно христианскую семью? Что я сделал для этого? Да и стараюсь ли я отслеживать судьбу тех, кого приобщил к этому церковному Таинству? Много ли пар, уже собирающихся разводиться, я сумел отговорить и помог им нормализовать семейную жизнь?

В связи с поставленными проблемами возникает вопрос о методах работы пастырей. Как можно надеяться на создание крепкой христианской семьи, если брачующиеся о Таинстве венчания имеют слабое представление, а священник их видит в первый и последний раз? Принятию церковного Таинства ─ крещения, бракосочетания ― должна предшествовать катехизация. Желательно, чтобы она не ограничивалась беседой накануне или в самый день совершения чинопоследования, хотя даже такая беседа лучше, чем отсутствие всякой катехизации. Было бы очень полезно продумать способы духовного сопровождения брачующихся со стороны священника, совершившего таинство. К сожалению, бывает и так, что те приходы, где осуществляются попытки внедрить катехизаторскую практику, сталкиваются с простой проблемой: пара, не желающая утруждать себя такими обременительными условиями, попросту идет в храм, где нет катехизации, и договаривается о венчании там. Такое положение требует исправления.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что возрастание в навыке душепопечения и пастырского окормления возможно тогда, когда приходской священник не обременен постоянными поисками средств на содержание себя и своей семьи.

Человек, посвящая свою жизнь Богу и Церкви, должен ставить это служение на первое место, и «не искать своего» (1Кор. 13:5). Если же он будет всецело погружен в собственные бытовые попечения, в заботы о наилучшем устроении жизни своего семейства, то, скорее всего он ничего не достигнет ни в одном из своих деланий. Вместе с тем, всецелое посвящение клирика своему служению налагает ответственность на начальствующих над ним ─ в первую очередь настоятелей, которые должны озаботиться тем, чтобы священнослужитель материально не бедствовал.

Настоятели должны создавать на приходах здоровую атмосферу в священническом и причетническом братстве. Размеры денежного довольствия старших и младших клириков, естественно, будут различаться. Вместе с тем если эти материальные отличия значительно разнятся, то это неизбежно оборачивается нездоровыми проявлениями неравенства.

Важно, чтобы настоятели не забывали о необходимости обеспечивать достойными пенсиями клириков и сотрудников, следили за своевременностью и размером отчислений в Пенсионный фонд.

Более того, настоятелям следует помнить, что невнимательное отношение к нуждам клириков понуждает их искать дополнительные средства к существованию за счет требоисполнения, которое поглощает большую часть времени, а порой и за счет работы по совместительству на светских должностях. Такие управленческие ошибки приводят иногда к тому, что батюшки не отказываются освящать светские объекты сомнительного назначения. Отмечу здесь особо: недопустимо освящать места, которые могут иметь «двойное назначение», а также учреждения, способные прямо или косвенно потворствовать греху: ночные клубы, дискотеки, рестораны, магазины, в которых продается сомнительная продукция. Такие примеры есть у нас в епархии: в г.Змеиногорске освятил иерей Алексей Шевцов производство вино-водочного завода.

Особо хотел бы заметить, что богослужения в приходских храмах должны быть уставными, неспешными, но и не чрезмерно растянутыми. Следует дорожить временем своих прихожан. Все духовенство должно участвовать во всенощных бдениях под воскресенье и праздничные дни.

Особое отношение к совершению богослужений на первой седмице Великого Поста! Однако, как показывает практика, не всегда это исполняется. Из года в год мы говорим об этом, но есть священники, которые постоянно пренебрегают своим пастырским долгом. Великопостное богослужение это особый, покаянный вид богослужения и очень печально, что священники уклоняются от его совершения, ссылаясь на незнание чина и неготовность клироса.

Большая доля ответственности за это лежит на благочинных. У нас есть Духовная школа, есть опытные священнослужители. Не стоит оправдывать собственную лень и нерадение. Кроме того, мы должны видеть резерв чтецов и певчих в воспитанниках воскресных школ. Особенно на городских приходах необходимо привлекать детей и подростков к пению за богослужением.'

Напомним, что 2-3 марта 2010 года проходило ежегодное Епархиальное собрание духовенства и мирян Барнаульской епархии.

Полная версия доклада Епископа Барнаульского и Алтайского Максима в разделе 'Правящий архиерей'.