Проект «Епархия» / Новости Барнаульской епархии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Барнаульской епархии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - http://www.altai.eparhia.ru

«Мы крепко держим свой меч»

24.05.2010

Статья 'Вечернего Барнаула' посвящена теме, насколько популярной у молодежи, настолько и актуальной – патриотизм и верность Отечеству. На вопросы учащихся Барнаульской кадетской школы отвечает благочинный Барнаульского округа иерей Алексий Корчагин.

Никита Зеленцов, 10 класс: «Отец Алексий, будут ли в кадетской школе проводиться уроки «Основ православной культуры» по обычной программе, или разработан курс, рассчитанный на профиль нашего учебного заведения?».

- «Основы православной культуры» – предмет новый, учебники по нему еще только пишутся, автор одного из основных, написанного в конце 2009 года, – протодьякон Андрей Кураев. Насколько мне известно, специальных учебников для кадетских школ пока нет. Но многое ведь зависит от личности преподавателя этого предмета в кадетской школе. Повторюсь, что «Основы православной культуры» – предмет культурологический, а не религиозный. Многие страницы истории нашего народа связаны с событиями, которые будут интересны будущим воинам, и преподаватель-энтузиаст может серьезно поработать над тем, чтобы у преподавания предмета в кадетской школе была своя специфика. Вероятно, со временем появятся и авторские программы, но в любом случае, неравнодушный учитель найдет моменты истории государства, близкие и понятные учащимся кадетской школы.

Антон Баканов, 9 класс: «Из уроков истории мы знаем имена воинов-святых, Пересвета и Осляби. А каких еще героев почитает Церковь?».

- Есть сонм святых воинов, почитаемых Русской Православной Церковью. Многие даты в календаре посвящены благоверным князьям, которые помогали народу в самое трудное время, начиная с князя Александра Невского, почитаемого святым. Страстотерпец Николай Романов, император Николай II, главнокомандующий русской армии. Недавно совершалась память князей Бориса и Глеба, предотвративших братоубийственную войну и за это пострадавших. Благоверный князь Андрей Боголюбский, святой праведный Иоанн Русский, равноапостольный князь Владимир, называемый народом Красным Солнышком, благоверный князь Мстислав, киево-печерский чудотворец преподобный Илья Муромец, князья Михаил Муромский, Даниил Московский, Дмитрий Донской, прославленный недавно святой Федор Ушаков, адмирал, человек удивительной судьбы. Это далеко не полный список святых воинов, прославленных в нашем Отечестве, есть еще и имена, почитаемые во вселенском православии, такие как Георгий Победоносец. Кстати, 23 февраля, День российской армии, который празднуется ныне, раньше праздновался в другой день. В Российской империи главным праздником русского воинства всегда считался один из дней празднования святого великомученика и Победоносца Георгия (9 декабря по новому стилю). Этот День являлся Орденским праздником храбрейших российских воинов – Георгиевских кавалеров и основным праздником России.

Есть герои – святые, во множестве почитаемые Церковью. Как известно, она делится на небесную и земную, и сонм святых – неотъемлемая часть церкви, находящейся на земле. У России много славных сыновей, погибших за нее, но не причисленных к лику святых. Мы знаем о подвиге Евгения Родионова, во время чеченской войны, попав в плен к боевикам, он не отрекся от православной веры и был обезглавлен. Сами боевики были поражены мужеством русского солдата Родионова.

Евгений Гордиков, 9 класс: «Правда ли, что в войсковых частях вводится должность капеллана? С какой целью это делается?».

- 24 января 2010 года Министром обороны России подписано Положение «Об организации работы священнослужителей с военнослужащими в воинских частях РФ», на основании чего в армии вводится должность полковых священников – в тех частях, где существуют для этого предпосылки . Обратите внимание, это инициатива министерства обороны. Независимо от этого, во всех епархиях давно и плодотворно работают отделы по взаимодействию с вооруженными силами. Видимо, и в государстве поняли важность такого присутствия в воинских частях. Положением прописывается, что полковым священником может стать человек без двойного гражданства и судимости, с соответствующим образованием и рекомендациями от священноначалия, хорошим здоровьем, чтобы вместе с военнослужащими достойно переносить тяготы воинской службы. У священнослужителей одна цель – духовное окормление личного состава воинских частей, участие в воспитательном процессе. В армию призываются люди, разные по социальному, образовательному и мировоззренческому уровню, и мы знаем, что там существовали и существуют нравственные проблемы, которые не решить только лишь в рамках воинского Устава. Отношения военнослужащих между собой, патриотическое воспитание, отношение человека к Родине, которой он служит – эти ответы мы должны искать совместно. После окончания кадетской школы молодой человек может поступить в духовную семинарию, в дальнейшем будет учтено его желание служить полковым священником, решение же примет министр обороны. Число полковых священников в армии будет возрастать, хотя пока о своем желании служения в армии заявили представители только православного духовенства, от иных конфессий предложений не поступало. Но армия, как и наша страна, многонациональна. А православный полковой священник обращает свое пастырское внимание и на представителей других традиционных религий, заботится об этих людях, если они не имеют духовного попечения.

Денис Коваленко: «Что говорит Церковь о выполнении воинского долга? Какие молитвы есть для защитников Родины? Правильно ли, что девушки сейчас тоже служат в армии?».

- В Священном писании много сказано о воинском долге. Тексты особенно Ветхого Завета описывают непрерывную череду войн, при этом подчеркивается зависимость победы и благополучия народа от близости его к Богу. Чем ближе он к Господу, чем искренней обращается к нему в сложных обстоятельствах, тем вероятнее его благоденствие и победы в битвах. В Священном Писании мы не видим отрицания воинской службы, но, что касается Нового завета, часто его толкуют превратно. Так, строчки 52 стиха 26-й главы Евангелия от Матфея «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» понимаются порой так, что человеку вообще нельзя брать в руки оружие. Но, по толкованию святых отцов, в частности, Иоанна Златоуста, правильней рассуждать так: тот, кто берет меч с неправедными намерениями, с целью завоевания, а не для обороны, погибнет. Никогда Церковь при нападении внешнего врага не оставляла свой народ без благословения на праведную защиту Отечества и молитвы о даровании победы нашему боголюбимому воинству. Тому есть огромное количество примеров – в Житиях святых, в истории государства российского. Так, при нападении поляков насельники Троице-Сергиевой Лавры, принявшие на себя обеты монашества и отречения от мира, встали на защиту Отечества. Пересвет и Ослябя также были монашествующими воинами, направленными на битву преподобным Сергием Радонежским. Никогда в Русской Церкви не возникал вопрос, стоит ли выполнять воинский долг по защите Отечества. Более десяти лет назад издан особый «Православный молитвослов воина», в котором содержатся молитвы утренние и вечерние, многие – в сокращенном варианте, мы ведь понимаем, что служба есть служба и не всегда можно уделить время молитве. Также в молитвослове содержатся молитвенные обращения к святым, прославившимся воинским подвигом, специальные молитвы перед сражением, в память погибших воинов и другие. Есть издания, в которые включены краткие Жития святых – Дмитрия Донского, Александра Невского, Федора Ушакова, как пример доблести, явленный нашими святыми полководцами нынешним воинам. И есть специальные разделы в молитвословах для тех, кто только начинает постигать православие, с разъяснениями Символа веры, смысла Причастия, словарем для понимания слов, чтобы воины могли более сознательно обращаться к Господу в молитве. Теперь о женщинах-военнослужащих. Конечно, в армии царской, дореволюционной, девушки не служили массово, как это происходит сейчас. Но служат они лишь по определенным специальностям. Современная армия – это множество подразделений, где нужны не только отменные физические качества воина. В медицине, связи, штабной работе замечательно зарекомендовали себя именно женщины. Во время празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне в числе ветеранов мы поздравляли и женщин, бывших «сестричек», связисток, выносивших на себе раненых, обеспечивавших связь флангов. Их подвиг невозможно переоценить. Вопрос о месте женщины в армии предполагает только такой ответ: каждый может потрудиться во славу Отечества, независимо от пола.

Снежана Щербановская, офицер-воспитатель 1 класса: «Во время тематических классных часов мы рассказываем детям о календарных днях воинской славы. А какие дни исторических событий отмечает Церковь?».

- Дни воинской славы, история нашего Отечества неразрывно связаны с Русской Православной Церковью, поэтому и дни воинской славы мы почитаем общегражданские. Среди них – даты славных побед русского воинства в Куликовской битве (21 сентября), Бородинском сражении (8 сентября), Полтавской битве (8 июля), битве на Чудском озере (18 апреля), взятии Измаила (24 декабря); победы русского флота над турками у мыса Тендра (11 сентября) и мыса Синоп (1 декабря), над шведами – у мыса Гангут (9 августа). Славные дни начала контрнаступления советских войск под Москвой (5 декабря), разгрома фашистов на Курской дуге (23 августа), Сталинградской битвы (2 февраля), день снятия блокады Ленинграда (27 января) и наш великий праздник – День Победы, который Церковь отмечает широко, вместе с народом, поздравляя ветеранов. Помимо этих общегосударственных дат, Церковь чтит особые дни памяти. Так, 4 ноября, в День Иконы Казанской Божьей Матери, вспоминаем, как молитвой святителя Арсения по заступничеству Пресвятой Девы Богородицы, русскому воинству была дарована победа. Таких примеров великое множество, ведь в истории Руси почти не было периодов, когда бы нас не вынуждали ее защищать. Подвиг, совершенный святыми православными воинами, неразрывен от помощи Господа и Божьей Матери. К ней прибегали наши благочестивые предки, ими служились молебны в монастырях и на поле брани, шли крестные ходы. И эти даты мы тоже помним, когда говорим о значимых событиях, с которыми связана история Отечества.

Тамара Попова, Вечерний Барнаул



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика