Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

27 Сентября 2010

Крест, на котором был распят Христос, и символ Креста приобрели для христиан священное значение, однако первоначально древо Креста Господня сохранено не было. По раввинскому предписанию, орудие казни должно было быть погребено вместе с казнённым. Однако это не было сделано в отношении Христова Креста. Христос был умерщвлён по законам римской казни, а Его тело погребено руками учеников и друзей. Вероятно, что Крест Спасителя вместе с крестами двух распятых с Ним разбойников зарыли или просто оставили вблизи места распятия – Голгофы.

Свидетели распятия Спасителя хранили в памяти место казни Христа, так же как и первые иерусалимские епископы. Но в 70 г. от Р.Х. Иерусалим был взят и разрушен Титом. Многие священные места были осквернены и засыпаны мусором и развалинами. Немало способствовали этому язычники, которые, по свидетельству историка Евсевия, изменили вид местности Голгофы и святого Гроба. Римский император Адриан построил на месте разрушенного Иерусалима новый город, засыпал гроб Господень землёй и поставил над ним идола, а на месте, где Христос был распят, выстроил храм богине Венере. Казалось бы, христиане должны были потерять из вида священные места, но насыпи и идольские сооружения прочно их отмечали и, вопреки целям нечестивцев, делали их забвение невозможным.

Положение дел изменилось при императоре Константине Великом, который имел особенные основания чтить Крест Христов. В 312 году Константин воевал против воцарившегося в Риме Максентия, преследовавшего и убивавшего христиан. По словам Евсевия, Максентий, готовясь к битве с Константином, прибегал к магии и языческим обрядам.

Константин же, не совсем полагаясь на силу своего войска, чувствовал, что нуждается в сверхъестественной помощи в бою, а потому размышлял о том, Кому следует молиться о помощи. Император вспомнил, что его отец оказывал покровительство христианам, и поэтому обратился с молитвой к единому, верховному Существу. Взывая к Богу, около полудня император увидел на небе лучезарный крест, на котором было написано: «сим победиши». Это чудесное знамение видела и армия императора. Поражённый видением, Константин впал в глубокий сон, в котором к нему явился сам Спаситель. Христос снова показал ему знамение креста и повелел употреблять его изображение на знамёнах. Императору была обещана победа над всеми врагами.

Проснувшись, Константин приказал сделать Крест Господень из драгоценных камней по подобию виденного знамения и начертать символ креста на знамёнах, оружии, шлемах и щитах воинов. Войска императора одержали победу на Максентием, который утонул со множеством своих воинов в реке Тибр. Константин победоносно вошёл в Рим и воздвиг в городе свою статую, держащую в правой руке крест. Надпись на статуе говорила о том, что победа была одержана благодаря «спасительному знамению» креста. Константин видел крестное знамение в небе во время войны с византийцами и скифами. А войска императора совершали походы, имея своим знамением крест, соединённый с первыми буквами имени Спасителя.

Преисполнившись благоговения к Кресту Господню, Константин решил отыскать честное древо Креста и построить храм над местом спасительного Воскресения. Это намерение исполнила мать императора царица Елена, по настоянию сына принявшая Христианство. Ревностная и пламенная христианка, Елена отправилась в святую землю, чтобы посетить места, освящённые главнейшими событиями в жизни Спасителя.
С просьбой указать место, где скрыт Крест Господень, Елена обратилась к жившим в Иерусалиме евреям. Они отказались, сославшись на незнание. По преданию, в деле обретения Честного Креста Господня оказал помощь еврейский старец по имени Иуда, на которого под угрозой мучений указали царице иерусалимские евреи. Сначала Иуда также отказывался показать царице Святое место. Но после истязаний привёл её к холму из земли, мусора и камней, где некогда император Адриан поставил храм богини Венеры.
Когда храм был разрушен, были обретены место Гроба Господня и Воскресения, а также место распятия Христа. Вокруг распространялось чудесное благоухание. Неподалёку нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трёх языках, которая была прибита над головой Спасителя. Но как узнать, на котором из крестов был распят Христос?

Иерусалимский патриарх Макарий, помогавший царице в её поисках, предложил испытание. На место обретения крестов принесли находившуюся при смерти женщину, присутствовавшие вознесли молитвы, чтобы через её исцеление был указан Крест Господень, и стали по очереди прилагать к ней кресты. Первые два не помогли, но после прикосновения к третьему больная исцелилась. Елена и все бывшие с ней поклонились и поцеловали Крест. Но народу вокруг собралось очень много, и чтобы поклониться честному древу Христова Креста могли все, патриарх Макарий встал на высоком месте и поднимал (воздвизал) Крест, показывая его народу. Люди поклонялись Кресту. Восклицая: «Господи, помилуй!». Так возник праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602 - 610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609 - 633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610 - 641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня - Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит: 'Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество'.

По материалам книги М. Скабаллановича «Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня», Пролог, 2004

По материалам сайта pravoslavie.ru

Фотографии с праздничной службы, прошедшей в Покровском кафедральном соборе, г. Барнаула