Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

2 Марта 2012
Душу и тело врачует пост

Пост посылает молитву на небо,

делаясь для нее как бы крыльями

Святитель Василий Великий

Пришло спасительное время ВЕЛИКОГО ПОСТА, стали раздаваться звонки с вопросами к врачу: «Не повредит ли мне многодневное голодание….. ?», «У меня слабый организм, можно ли …..?», «При таком-то заболевании возможен пост?» и т.д. Эти вопросы не новы, на них уже были даны ответы авторитетными людьми. Поэтому мы решили дать общий ответ на эти и многие другие вопросы, привлекая в первую очередь святоотеческий опыт, ссылаясь на высказывания священнослужителей и публикации православных врачей.

Однако, прежде всего, необходимо сделать замечания. Во-первых, приступая к посту, следует заглянуть вглубь своего сердца и ответить себе на вопрос: «Что для меня лично означает ВЕЛИКИЙ ПОСТ?». Во-вторых, рекомендуем советоваться по вопросам послабления поста в первую очередь со священнослужителем, который вас знает, исповедует и причащает. И только после этого, если все же не отпадет в этом нужда, т.к. в подавляющем большинстве случаев человек уже находит ответ на этот вопрос, советоваться с врачом.

Надо заметить, что ответ на это вопрос созревает в нас во время участия в богослужениях во время подготовительных недель (пять), когда:

Ø постепенно в нас растет ЖЕЛАНИЕ УВИДЕТЬ БОГА (описанное в Евангелии в неделю о Закхее),

Ø мы слышим ПРИЗЫВ К СМИРЕНИЮ (значение этого спасительного божественного свойства дается в неделю о мытаре и фарисее),

Ø нам указывают о единственно верном ВЫБОРЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАШЕГО ДВИЖЕНИЯ – К БОГУ (мы должны возвратиться из самовольного изгнания говорится в неделю о блудном сыне, здесь нам дают представление о посте как о паломничестве, покаянии – возвращении в дом Отца),

Ø напоминают о неизбежном ОКОНЧАНИИ НАШЕГО СТРАНСТВИЯ ПО ЖИЗНИ и указывают на основное средство в жизни - ЛЮБОВЬнеделю о Страшном Суде грозно прозвучит: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ….» ) и, наконец,

Ø мы выполняем главное условие поста - ПРОЩЕНИЕ (в прощенное воскресение святая Церковь предлагает отвергнуть все счеты-расчеты человеческих отношений, предоставив их Христу).

Таким образом, мы, участвуя в воскресных службах, уже подготовились к ВЕЛИКОМУ ПОСТУ и за эти пять недель в нас оформились личные мысли и чувства, которые определят наше отношение к СВЯТОМУ ПОСТУ.

В своих вопросах к врачу мы будем искать ответ, способствующий укреплению нашего желания и готовности. Но надо помнить, что есть еще одно условие ПОСТА - признать, что желания и требования нашей падшей природы не являются нормальными, надо приложить усилие, чтобы освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Обратитесь к книге протопресвитера Александра Шмемана «Великий пост», который и изложил нам все это.

И еще существует так называемый «царский путь», следовать которым в любом деле советовали старцы:

«Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, - излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию».

Преп. Амвросий Оптинский

Теперь обратимся непосредственно к медицинским вопросам, на которые, это удивительно (?!?!), но нет однозначного ответа.

До нас с вами веками постились наши далекие сородичи. Поэтому давайте вспомним историю проведения времени ВЕЛИКОГО ПОСТА на Руси в древности.

Вкушение пищи во время ВЕЛИКОГО ПОСТА.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ - это пост строгий. В продолжение всего поста разрешается вкушать только продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, ягоды, грибы, мед, крупы); запрещается скоромная пища, т.е. пища животного происхождения (мясо, молоко, сливочное масло, яйца, сыр), не разрешается даже рыба. Рыбу в ВЕЛИКИЙ ПОСТ вкушают только дважды в праздники: БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. Пищу с растительным маслом, по Уставу, употребляют в субботу и в воскресение.

Самое строгое время ВЕЛИКОГО ПОСТА – это первая и последняя недели (седмицы). В монастырях в эти дни некоторые даже совсем воздерживаются от еды, но, конечно, это касается людей, лишь духовно готовых к столь строгому посту. Для новоначальных христиан, а также людей со слабым здоровьем меру поста необходимо обсудить с духовником [«Чтение на каждый день ВЕЛИКОГО ПОСТА» изд. Сретенского монастыря, г. Москва, 2007. – с. 7-8.].

По качеству постная пища делится, в соответствии с церковным Уставом, на четыре степени:

1. «Сухоядение» - т. е. хлеб, невареные овощи и фрукты, свежие, сушеные или квашеные.

2. «Варение без елея» - вареные овощи без растительного масла.

3. «Разрешение на вино и елей» (вино испивается мерой для укрепления сил постящихся).

4. «Разрешение на рыбу»

В первую и страстную седмицы Великого поста предписывается «сухоядение», в другие седмицы от понедельника до пятницы - «сухоядение» и «варение без елея», но можно ознакомиться подробнее о церковных правилах пощения.

Много ли человеку нужно пищи, чтобы он был жив и здоров, чтобы мог трудиться во славу Божию и на пользу ближнему? На этот вопрос отвечают нам святые постники, отвечают не словами, а конкретным примером своей постнической жизни. Раскроем жития и посмотрим, как и чем они питались.

Преподобный Иларион принимает пищу иногда через три, иногда через четыре дня. Преподобный Савва вкушает через пять дней, а святой Симеон Дивногорец еще в самом нежном возрасте, шести лет от роду, уже постится по семь дней. Преподобный Иоанн Постник, Патриарх Константинопольский, во все время своего святительства в продолжение всей недели не имел стола, и только по воскресеньям вкушал немного огородных овощей.

Преподобный Паисий пять дней в неделю постился, а в субботу и воскресенье подкреплял себя скудной пищей. Потом к одной недели, приложил вторую, и вкушал уже через две недели. Преподобный Симеон Столпник сначала вкушал один раз в неделю, но потом, желая приучить себя к строжайшему посту, заключился в тесной келье на сорок дней и, хотя у него был хлеб и вода, однако он не прикоснулся к ним. С тех пор он постоянно проводил Святую Четыредесятницу без пищи и пития. Можно еще долго продолжить приводить подобные примеры.

Конечно, в настоящее время вряд ли кто сможет вынести столь значимые труды телесные, какие выносили великие постники: целые ночи они стояли на молитве с земными поклонами, весь день проходил у них в тяжелой работе, легко переносили они и зной, и стужу, спали они по одному – два часа в сутки на голой земле, а иные и вовсе только дремали. Но они почти не знали болезней, всегда были бодры телом и духом, хотя на вид были – только кожа да кости.

А как долго они жили? Преподобный Симеон Столпник стоял на столпе восемьдесят лет, а всего прожил сто три года; преподобный Кириак Отшельник жил сто девять лет; Антоний и Феодосий Великие – по сто пять лет; Макарий Александрийский – сто лет и т.д.

Вы скажете, что святым людям Сам Бог помогает Своей благодатью? Но кому же Бог отказывает в Своей благодатной помощи? Мы вспоминаем о святых подвижниках не для того, чтобы во всем брать с них пример; не вдруг и сами они доходили до такого строгого поста, а постепенно, в продолжение многих лет приучали себя к нему. Для нас довольно и того, чтобы на основании их опыта решить вопрос: много ли человеку нужно хлеба насущного, чтобы он мог в добром здравии трудиться во славу Божию, на пользу ближнему, во спасение себе? Жизнь великих постников отвечает – очень немного. Значит и нам не следует потакать своим прихотям, не следует себя обманывать, будем довольны тем, что Бог нам посылает от праведных трудов и что советует Святая Церковь [часть материала взята из газеты «Православное Забайкалье» №26 (188) 2011 г.].

Все же некоторые верующие не унимаются и считают, что строгие многодневные посты изнуряют человека и вредят его здоровью. Постараемся ответить им.

В медицине нет понятия пост, а есть другое понятие - голодание, которое может быть болезненным явлением, как правило, связанным с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Но голодание может быть и не связанным с болезнью, а вынужденным, сознательным или даже лечебным. В настоящее время есть много болезней связанных как раз с излишествами и искажениями в структуре питания.

Выделяют формы голодания, которые можно соотнести со степенями строгости поста:

  • абсолютное, когда в организм не поступает ни пищи, ни воды;
  • полное, если в организм поступает только вода;
  • неполное, если недостаточно по отношению к общему расходу энергии поступает пищи;
  • частичное, или качественное, при недостаточном поступлении в организм отдельных питательных веществ (белков, минеральных веществ, витаминов и т. п.)

При полном голодании жизнь организма поддерживается за счёт запаса питательного материала (особенно жира) и продуктов, освобождающихся при постепенной атрофии собственных тканей организма. Этот процесс зависит от массы тела (чем больше масса, тем больше запас энергетических ресурсов), возраста (дети более чувствительны к голоданию, пожилые более стойки), пола (женщины более выносливы), расхода энергии (характера работы) и индивидуальных особенностей организма (дефицит адаптационных резервов).

Ученые описали во время голодания два периода, признаки которых постящиеся люди могут наблюдать у себя:

  • Первый — период начального приспособления организма (2—4 дня). В этом периоде чувство голода ощущается более остро. При этом резко повышается аппетит и становится активной моторная функция желудка, вплоть до возникновения спазмов. Несколько снижается обмен веществ, происходит равномерное потребление собственных запасов энергетически ценных веществ из депо (гликогена из печени, жира из подкожной жировой клетчатки). Масса тела в первые дни уменьшается более существенно (до 1 кг в сутки), по сравнению с последующим периодом. Вначале наблюдаются повышенная раздражительность, головные боли, плохой сон, позже — понижение возбудимости, может быть вялость, сонливость и даже апатия.
  • Второй — период приспособления организма к жизни к условиям голодания (наиболее длительный). Чувство голода ослабевает, аппетит пропадает; язык может покрываться белым налётом, изо рта и от кожи появляется запах ацетона. Понижается жажда, более редким становится пульс. Моторная функция желудка снижается. Пищеварительные соки приобретают характер спонтанной секреции, т.е. вид пищи усиления секреции пищеварительных ферментов не вызывает. Мочеотделение регулярное, но несколько уменьшенное. Происходит некоторое накопление воды в организме. Умственная деятельность полностью сохраняется, мышечная ослабевает постепенно. Сон восстанавливается, головные боли не беспокоят.

В дальнейшем организм перестаивается на новый режим функционирования и многие симптомы исчезают, что отражает нормальное состояние тела. Через 3-4 сут голодания, возникающие иногда головные боли, головокружения, тошнота, чувство слабости объясняемые, накоплением «шлаков», достаточно легко проходят после прогулок на свежем воздухе (выделение ацетона через легкие) и питья щелочных минеральных вод («Есентуки», «Боржоми»). Отрицательных явлений после перенесённого голодания во время поста у здорового человека не наблюдается, а наоборот, появляется чувство физической легкости.

Как уже упоминалось, в медицине различные виды голодания используются и для лечения многих заболевания. Например, полное и относительное голодание используется при лечении ожирения, реже — других заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, — ревматизма, подагры, сахарного диабета, гипертонической болезни, атеросклероза, язвенной болезни, бронхиальной астмы и др. Частичное голодание с включением, так называемых разгрузочных рационов широко используется с благоприятными результатами при разных заболеваниях, например, сердечно-сосудистой системы.

Советский учёный А. Н. Бакулев получил благоприятный эффект при лечении голоданием от 4 до 18 сут острых воспалительных заболеваний поджелудочной железы, жёлчных путей, хронической коронарной недостаточности, язвенной болезни и ожирения. Ограничительные диеты по сравнению с длительным голоданием переносятся больным легче.

Если обратиться в литературе и к врачам, то они, как правило, предлагают нам список «противопоказаний» для поста:

  • некоторые состояния вне болезни – дети до 14 лет; беременные женщины; люди, выполняющие тяжелую физическую работу;
  • осторожны должны быть люди, недавно перенесшие сильную психическую травму, горе;
  • снисхождения требуют люди, находящие­ся в периоде выздоров­ления после какого-то заболевания;
  • больные люди, страдающие заболеваниями желудочно-кишечного тракта (язвой желудка, гастритами, панкреати­тами, холециститами);
  • больные инсулин-зависимым сахарным диабетом;
  • больные с почечной недостаточностью;
  • онкологические больные, особенно получающие химио- и лучевую терапию.

Как пояснил свое отношение к больным людям священнослужитель: они уже находятся в состоянии изнурения плоти, поэтому пост у них может заключаться в другом «упражнении». Каких? О них упоминал в своих поучениях о Посте святитель Тихон Задонский:

«Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память твоя от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения; да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения, колдунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова; да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра; да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот это христианский пост, какого БОГ наш от нас требует».

Результаты такого поста у больных людей будут не менее значимы, чем у сугубо постящихся людей: существуют же для здоровых людей Олимпийские игры, а для «людей с ограниченными возможностями» - Параолимпийские игры, но и здесь, и там победители называются одинаково – ПОБЕДИТЕЛИ ОЛИМПИАДЫ!

Тем не менее, мы должны сделать поправку: не все больные перечисленными заболеваниями одинаковы, среди них есть масса людей прекрасно переносящих пост, все решается индивидуально (ведь длительность и характер течения заболеваний, сохранность внутренних органов своеобразны), но даже и даже среди врачей существует и различные мнения в отношении противопоказаний к посту.

Предлагаем вам ознакомиться с советами православного доктора с большим опытом - Владимира Николаевича Бекетова, может быть, в них вы найдете ответы и на свои вопросы.

Полезны будут мысли православного врача – С. Апраксина и врача-аллерголога Осиповой А.В.

Священнослужители в своих ответах (1, 2) на подобные вопросы, также указывает на особенности ПОСТА, как совокупности поста телесного и поста духовного.

Что касается ос­тальных людей, их желание поститься врачи толь­ко приветствуют. Ведь и режим здоро­вой пищи требует хо­тя бы раз в неделю устраивать себе раз­грузочный день. Кста­ти, если бы “входящие в веру” соблюдали на протяжении всего года постные дни (среда, пятница), им было бы лег­че соблюдать и многодневные посты.

Меру послабления поста определит священник для пожилых людей и для детей; с ним же следует обсудить ситуацию, когда в семье есть постящиеся и не постящиеся.

Конечно, нам далеко до подвигов святых, но следовать предписаниям церковного Устава с Божией помощью и молитвой мы в состоянии. В заключение еще и еще раз обратимся к уяснению сути поста, тогда даже медицинские вопросы будут решаться несколько по-иному.

Интересно, но Полный церковно-славянский словарь протоиерея Г. Дьяченко предлагает нам толкование однокоренных слов, освещающие внутреннюю смысловую связь явлений:

Постничество = воздержанное житие. ---> Постник – аскет; так назывались подвижники, которые прославили себя в деле благочестия преимущественно чрезвычайным воздержанием, и – в частности постничеством, т.е. необыкновенным воздержанием от пищи и пития. Это название особенно придано Иоанну, Патриарху Константинопольскому, за удивительное его воздержание; он первый из цареградских патриархов принял на сея титул вселенского… . ---> Постничествовати = поститься, жить воздержано, быть постником. ---> Поставляти = возвышать, возводить. Поставляет на обою раму воздвиг горе – подняв, полагает его на рамена. (Кан. Богояв. ппс. 7, проп. 1). ---> Поставление = тоже что рукоположение, т.е. произведение избранного человека во священный чин. ---> Постояние – твердое стояние, или положение, неподвижность; твердое место, оплот (Пс. 68, 3); твердость присутствие духа, надежда; стража, караул.

Вот так: от постничества через рукоположение (поставление) до постояния как достижение твердого стояния.

Пост, молитва, бдение и всякие дела христианские сколь ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божия. Пост же и бдение, и молитва и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божия... только при делании какого–либо добра Христа ради, ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатью Духа Святого, и притом, как сказано: не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его (Ин. 3, 34-35).

Преподобный Серафим Саровский

***

В первую пятницу Св. Четыредесятницы перед окончанием обедни выносится посреди церкви и благословляется коливо, т. е. вареные хлебные семена с сухими плодами, и поется канон на память св. Феодора Тирона. Император Юлиан-богоотступник тайно велел осквернить кровью идольской жертвы христианскую пищу на рынке; но Бог через великомученика Феодора Тирона, явившегося во сне епископу Евдоксию, повелел христианам не вкушать ее, а питаться коливом - вареной пшеницей с медом.

***

Естественно, что не только формальная замена скоромного стола на постный стол составляет истинный пост. Можно приготовлять изысканные блюда и из постной пищи и, таким образом, удовлетворять и свое сластолюбие и свою алчность к ней. Надо помнить, что кающемуся и скорбящему о своих грехах невозможно есть сладко и обильно, хотя бы и формально постные блюда. Но, предупредив, все же дадим несколько рецептов для постного стола.

Для вашей библиотеки предлагаем воспользоваться подборкой литературы о посте.