Проект «Епархия» / Новости Барнаульской епархии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Барнаульской епархии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - http://www.altai.eparhia.ru

Мученики наших дней

19.10.2010

Правовые нормы сегодня не являются одним целым с Божьими заповедями или откуда сегодня берутся мученики?

Побойся Бога!

Старая русская поговорка

Когда читаешь жития святых, и в частности мучеников, то неосознанно воспринимаешь это как сказку. Терпели нестерпимое не только здоровые мужчины, но и молодые девушки, и даже маленькие дети! «Отроки благочествыя в пещи…»… Просто не укладывается в голове, разумом это не понять! И понимаешь сердцем. Но эти колесования, четвертования, заживо сжигания и прочие зверские муки все-таки сегодня в нашем насквозь цивилизованном мире кажутся такими далекими. Но, видимо, мученикам, быть до конца веков.

Недавно состоялся очередной кинопоказ на базе молодежной организации «Слово». Тема звучала как «Мученичество и миссионерство наших дней». Перед беседой собравшиеся посмотрели две документальные ленты: «Божьи/Безбожьи люди» (из цикла «Профессия: репортер») о сегодняшнем отношении людей к святыням и священнослужителям и «Я иду домой» о недавно застреленном в храме православном священнике Данииле Сысоеве.

Чудовищная несправедливость или…?

- Мученическая кончина - счастливая кончина, которой сподобляется (именно сподобляется) не каждый верующий человек. Но именно та, которой желает христианин, - по сложившейся традиции начинает беседу отец Александр Абрашкин.

По мысли священника, если человек стремится окончить жизнь мученически, то он не накапливает себе каких-то материальных благ:

- Вот тут-то как раз и расставляются все точки над i, потому что весь житейский комфорт пропадает.

Господь отбирает таких людей. Тем более священнослужителей. Такой мученик, по слову Тертуллиана, семенем церкви. Люди, видя такую смерть, изменяются к лучшему.

Но, так или иначе, такая смерть со стороны нередко видится чудовищной несправедливостью. Особенно, когда дело касается священнослужителей : если уж человек поднял руку на священника, то для него нет ничего святого!

Откуда берутся убийцы священников?

- Как-то поздно вечером к нам в храм зашли три пьяных мужчины. Я не знаю, откуда они такие взялись, - смеется отец Александр, - но все они были головы на две выше меня (а сам священник ростом

Отец Александр убежден, что такое происшествие – не единственное: каждый священник из своей личной практики может вспомнить таких случаев ни один и ни два.

На справедливый вопрос «Почему?!» священник отвечает:

- Люди порой сегодня настолько озлоблены, что хотят унизить даже кротость церковного человека. А унизить священника для человека безбожного - это какой-то высший пилотаж.

Откуда такая злоба к Церкви?

На этот вопрос каждый из собравшихся попытался дать свой ответ:

- Я думаю. Что причина озлобленности сегодня у людей, - считает Алексей, - это душевная пустота. Когда нет наполненности ничем. И эта пустота вызывает злобу ко всему.

Но как сказано в Евангелии, если дом чист, выметен, но пуст, то он занимается нечистыми силами. «И бывает для человека того последнее хуже первого» (Ев. От Матфея 45)

- Человек заполняется нечистотами, - продолжает Алексей. - И вот эта тяжесть зарождает злобу в человеке, и особенно к доброму, потому что она обличает человека, то чем он наполнен. И он подсознательно это чувствует.

- Мне кажется, что раньше, в советские годы,- рассуждает Елена, - когда Церковь была гонима, то она находила сочувствие и поддержку в народе и даже среди интеллигенции, и именно потому, что притеснялась. Люди тянулись к тому, что не одобрялось большинством. Сейчас все храмы открыты, и, казалось бы, когда идти, если не сейчас? Но люди думают, раз теперь Церковь так обласкана вниманием, то, наверное, что-то здесь нечисто. То есть начинается обратная реакция.

- Мне не раз приходилось видеть, - вмешивается Алексий, - как о Церкви пишут какие-то очень страшные вещи, с той целью, чтобы просто унизить, найти какой-то порок.

- С другой стороны, - продолжает его мысль Антон, - советская пропаганда еще осталась в подсознании.

- 70 лет воспитания в атеизме все равно должны были оставить какой-то след, - поддерживает Алексей. – Я считаю, что русская нация была создана Православием, множество народов было сплавлено одними христианскими догматами, личностью Христа.

- Вспоминаются слова Спасителя о том, что в последние времена уменьшится любовь. Хотя, не знаю, они, наверное, давно уже последние, - улыбается Ольга, - Можно поставить вопрос по-другому: почему люди не идут в Православие? Сегодня очень много течений, разных религиозных направлений, и все верят так, понемногу: во все и ни во что конкретно.

- А почему люди не верят, мне кажется, это простой вопрос, - снова подхватывает Алексей. –Православие – это религия, которая основывается на духовном труде. А лень, особенно духовная, в каждом из нас. И мы по себе это знаем. Все ленивые.

- По себе могу сказать, что нет мира в душе, - берет слово Анастасия. – В людях живет недовольство жизнью: от начала и до конца. И бешеный ритм жизни. Как мне кажется, с 2000 годов. Он не дает остановиться и подумать о том, что следует изменить. Например, я не могу остановиться и посмотреть, что я делаю неправильно. Постоянно надо куда-то успеть, что-то сделать, и самое ужасное то, что за всем этим не видно какого-то результата. Поэтому люди постоянно в унынии, в отчаянии. Мне кажется, таким людям уже ничего не хочется менять. Просто гнешь свою линию, просто живешь и, наверное, просто ждешь конца.

- Сегодня Церковь отделена от государства: получается, что есть духовное, а есть светское, - дает свой ответ на вопрос один из собравшихся. - Мы, конечно, считаем себя православным государством. Но кто у нас сегодня православный? То есть если ты сегодня стоял со свечкой в храме, то это совершенно ничего не значит, может быть, завтра ты помолишься у стены плача и замуруешь туда что-то.

- От старшего поколения скажу, что раньше Церковь было не видно и не слышно, – рассказывает Ольга. - Сегодня произошли очень большие перемены, значительные. В сторону Церкви. Огромный пласт вырос в безбожии: наши родители, мы и еще и наши дети. Поэтому то, что мы сейчас имеем – это большой плюс. В наше время был открыт один Покровский в Барнауле, а сейчас, оглянитесь, сколько вокруг в городе храмов!

- Сегодня человек не хочет приобрести религиозный опыт, - продолжает отец Александр. - Ему некогда. А нужно просто сделать первый шаг. Человек может рассуждать, корить себя, казнить, но вот пойти… Как Господь говорит, «прииди и виждь» - приди и посмотри. Тогда ты можешь сравнить опыт религиозной и нерелигиозной жизни. Но суета до того поглощает, что у нас даже не возникает такой мысли. А все что в суете нашей отлично от нас, то вызывает раздражение. Допустим, у неверующих людей – это вера.

- Хотелось бы добавить, - продолжает Антон, - что все экономические потрясения, которые сегодня происходят, они тоже влияют на моральное состояние людей.

- Мученическая кончина священников говорит о том, что они востребованы, - высказывает свою точку зрения иерей Петр Лисицкий. - Мы с вами являемся свидетелями того, как идет борьба добра со злом. Меня иногда спрашивают, почему столько священнослужителей гибнет в наше время. Я отвечаю, что Господь знает, кого и когда забирать. Главное нам не осуждать и молиться за них. Хотя,дай Бог, конечно, чтобы поменьше батюшки гибли.

- И все-таки вопрос был: почему? – берет слово Виктория. - Наверное, дело касается еще правосознания человека. До революции в сознании человека сливались и законы государственные, и законы Божьи. Сейчас в сознании человека эти законы две совершенно разные вещи.

По мнению Виктории, государственная власть – это один аппарат, Церковь – другой. В человеке нет единства. И страх перед наказанием от государства, гораздо больше, чем страх за свои дела перед Богом.

Что касается времени, - продолжает девушка, - Да, оно бежит, но если человек хочет, то он всегда найдет возможность остановиться и что-то в себе поменять.

- Отношение к церкви современников – это комплекс причин, - считает Яна. - Но в целом, это влияние Советского Союза, когда появились идеи о том, что церковь зажиточна и ее надо «раскулачить». Это оттуда к нам пришло, что у попов есть деньги. А второе – это влияние запада, влияние настоящего времени.

- Прежде всего, мне вспоминаются слова Спасителя о том, что ради Меня будут гнать и вас, - делится студент Барнаульской Духовной Семинарии Семен. - Семинаристы, как будущие священники, знают, что они могут быть также впоследствии мучимы за Христа, но идут на это сознательно и безо всякого страха.

- Почему люди проявляют жестокость именно к Церкви, к священству? - рассуждает Наталья. - Это отношение можно понять, если для человека привычно проявлять жестокость. Но бывает обидно, когда знаешь, что в человеке есть какой-то нравственный закон и при этом предвзятое отношение к определенной прослойке людей. Если ты священник, ты должен быть, ну, идеальным. Отношение к одному церковному человеку переносится на всю Церковь.

Почему неправославные не любят православных?

- У всех людей, которые сегодня хотят что-то предъявить Церкви, - считает Екатерина, - как бы они не назывались, коммунисты, анархисты и т.д., зачастую используются одни и те же претензии. Потому что природа у них одна - бесовская.

- Многих, в том числе и молодежь, раздражают притязания Православия на истинность, - делится Елена. - То есть то, что именно наш Бог – это Бог богов, и именно наше вероучение предлагает единственно верный путь к Спасению.

Здесь как-то сразу вспоминается ныне многим импонирующий постмодернизм с его множеством истин. С точки зрения этой философии, все они одинаково верны и имеют право на существование. То есть постмодернизм по сути обесценивает такое понятие как истинность и получаются консервы из Православия, зороастризма и т.д.

- Люди с таким мышлением, которых сегодня очень много, - продолжает Елена, - абсолютно искренне восклицают: «А почему нет?! Зачем зацикливаться на чем-то одном, если есть столько всего?!»

Такая тонкая иллюзия свободы от всего. Но как говорят, истинная свобода всегда имеет ограничения: выбирая что-то, мы отказываемся от чего-то. Постмодернисты, видимо, отказываются от истины.

- За чертой -

Подводя итоги, отец Александр замечает, что мы не живем сегодня на Святой Руси, а живем в то время, когда только-только закончились гонения, но император Константин еще не издал свой указ: вроде нет гонений и в то же время они есть.

Но, главное, мы должны сами себе ответить на вопрос: а мы сами готовы умереть за истину, или мы имеем соглашательство?

Елена Щербакова

Только факты

Убийства на священников в России в 1990-2009 гг.

9 сентября 1990 года протоиерей Александр Мень был убит тяжелым предметом (вероятно, топором) по голове.

Секретарь митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия игумен Лазарь убит 26 декабря 1990 года в Москве.

2 февраля 1991 года в квартире на Красносельской улице обнаружено тело настоятеля храма Рождества в Путинках игумен Серафим. Похищены деньги, радио и видеоаппаратура.

18 апреля 1993 г., на Светлое Воскресение Христово, в Оптиной пустыни убиты три монаха Оптиной пустыни – иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт. Преступник Николай Аверин оказался дьяволопоклонником, который рассказал следствию, что получил «приказ от дьявола».

В ночь с 30 на 31 декабря 1993 года Настоятель храма Рождества Богородицы села Жарки Юрьевецкого района иеромонах Нестор был зверски убит в келье настоятельского дома. Его тело было полностью обескровлено. После убийства пропала крупная сумма денег из дипломата иеромонаха, которая была пожертвована ему в этот день предпринимателями на строительно- ремонтные работы в храме. Юрьевецкий районный суд приговорил виновного в убийстве к четырем годам лишения свободы. Суд счел, что убийца был не вполне вменяем.

14 февраля 1996 года в чеченском плену погиб протоиерей Анатолий Чистоусов, настоятель Михаило Архангельского храма г. Грозный, до рукоположения – офицер Российской армии. Вплоть до похищения чеченцами (29.01.1996), не взирая на то, что храм оказался в эпицентре боевых действий (находится недалеко от бывшего дворца Дудаева), не прекращал окормления паствы, регулярно совершал богослужения. В новогоднюю ночь 1995 года был насильно привезен бандитами на грозненский ж.д. вокзал, где ему приказали обратиться к держащим оборону российским солдатам с требованием сдаться. В ответ на это отец Анатолий благословил солдат на ратное дело.

В 1997 году предположительно 22 или 23 сентября от многочисленных ножевых ранений скончался священник Георгий Зяблицев, высокопоставленный сотрудник Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархи.

14 сентября 1997 года в окрестностях города Пушкина было найдено тело настоятеля петербургского храма во имя святой преподобномученицы Елисаветы при городской больнице № 3 в Санкт Петербурге протоиерея Александра Жаркова. Незадолго до этого он перешел из РПЦ МП в РПЦЗ. Предполагается, что священник стал жертвой «похоронной мафии» — банды, в которую входили сотрудники, в основном санитары, петербургских моргов.

12 октября 1998 года в Бресте был убит настоятель Свято-Никольской церкви протоиерей Михаил Сацюк. В тот же день на выезде из города в автомобиле был найден его труп. Следствие пришло к выводу, что причиной убийства было ограбление.

16 июля 1999 года в деревне Ильинская Слобода Можайского района Московской области был убит протоиерей Борис Пономарев. Как оказалось, со священником расправились трое рецидивистов. Они были прихожанами его церкви, и протоиерей иногда приглашал их к себе в гости. Преступники приметили в его доме несколько старинных икон и решили ограбить священника.

28 марта 1999 года был похищен протоиерей Петр Сухоносов, настоятель Покровского храма в станице Слепцовская (Ингушетия). Погиб в плену.

23 августа 2000 года убит иеромонаха Симеона (Аносова), настоятеля храма Андрея Первозванного в Барнауле, казначея Алтайской епархии. Убийца, полагая, что иеромонах располагает большими средствами, пытал его перед смертью, вбивая гвозди в стопы священника.

8 января 2001 года совершено убийство иеромонаха Александра (Кулакова) в селе Сабаево (Мордовия).

21 марта 2001 года в Эвенкии в Туре, в церкви Святой Троицы, зверски убит настоятель храма в поселке Тура Красноярского края иеромонах Григорий (Яковлев). Отсеченную голову священника преступник отнес в алтарь и бросил ее на престол. Подозреваемый заявил, что он кришнаит и совершил это преступление по «приказу Кришны».

13 мая 2001 года в г. Тырныаузе (Кабардино-Балкария) был убит несколькими ножевыми ранениями священник Игорь Розин.

9 октября 2001 года убит отец Сергий Цветухин, настоятель Свято-Димитриевской церкви в городе Камышин (Волгоградская область). Тело 33-летнего священника было обнаружено в его квартире с множественными колото-резаными ранами.

14 октября 2002 года был убит в Татарстане настоятель сельской церкви Тихвинской иконы Божией Матери Московского патриархата 85-летний игумен Иона (Ефимов). Преступник ударил священнослужителя тяжелым предметом в висок. Причина убийства – ограбление.

8 августа 2003 года был убит иеромонах Нил (Савленков), настоятель Волдозерской Ильинской пустыни в Карелии.

2 ноября 2003 года произошло убийство иеромонаха Исаии (Яковлева) возле села Раифа (Татарстан). Убийца был выпившим.

25 декабря 2003 года был убит иеромонах Александр (Тыртышный) в селе Колосовка (Омская область). Ранее судимый 23-летний местный житель Дмитрий Литвинов попросил исповедовать его, но не в церкви, а у себя дома. Иеромонах согласился на просьбу, а когда, придя в дом, отец Александр облачился в рясу, убийца напал на него с ножом.

26 июля 2005 года в Чеховском районе Подмосковья убит архимандрит Герман (Хапугин), настоятель Давидовой пустыни. Его тело было обнаружено в келье. У священника были связаны руки. Кроме того, у него были обнаружены черепно-мозговые травмы. Возможная причина- ограбление.

В ночь на 2 декабря 2006 года в селе Прямухино Тверской области сгорел отец Андрей Николаев с семьей. Дом был облит бензином и подожжен. За несколько месяцев до этого священник обращался в милицию и просил помощи и защиты. Отец Андрей Николаев каждую ночь с ружьем в руках охранял церковь от местных воров. Местные жители разворовывали церковь, чтобы купить спиртное. Незадолго до этого дом священника уже был сожжен.

В ночь на Рождество с 6 на 7 января 2007 года в Алапаевском районе Свердловской области убит настоятель местного храма Петра и Павла иерей Олег (Ступичкин). Тело священника было обнаружено в храме после пожара. Из храма были похищены более 20 икон. У погибшего священника остались жена и четверо детей.

В ночь на 22 августа 2007 года в городе Фурманове Ивановской области в собственном доме был убит настоятель прихода Вознесения Господня игумен Авенир. Следствие полагает, что преступление совершено с целью грабежа, так как из дома предположительно пропало личное имущество погибшего и небольшая сумма денег.

19 ноября 2007 года был убит священник Василий Смоляк был в городе Бельцы (Молдавия).

85-летний священнослужитель был обнаружен с перерезанным горлом в собственном доме.

Священник Василий Смоляк служил Церкви на протяжении 55 лет. Последние десять лет он находился на заслуженном отдыхе.

В ночь с 25 на 26 февраля в селе Белосток Луцкого района на Волыни топором зарублен настоятель местного храма игумен Илия (Хамаза).

9 марта 2008 года был убит настоятель прихода во имя Державной иконы Божией Матери в Белореченске Краснодарского края Алексей Горин. По подозрению в совершении этого преступления задержан старший сын Горина. По версии следствия, он в состоянии аффекта нанес отцу несколько ранений, одно из которых оказалось смертельным.

В ночь со 2 на 3 января 2009 года двое молодых людей, одному из которых 15 лет, другому 21 год, избили 50-летнего иеромонаха Ефрема (Гаценко) , который отказался дать им денег или алкоголя. Инцидент произошел в скиту в деревне Волобуевка Рыльского района Курской области. Утром водитель обнаружил уже мертвого священнослужителя.

Вечером 19 ноября священник Даниил Сысоев был убит в православном храме святого Фомы на юге Москвы возрасте 35-ти лет был выстрелом в грудь и в голову. Отец Даниил писал об угрозах в своем интернет-дневнике: «Сейчас уже не боюсь. Отбоялся я уже лет пять назад. А сейчас просто привык жить под постоянной угрозой. Мне ведь и органы об этой же исламской угрозе сообщали, а не только сами мусульмане. А так все в руках Бога. А если что, так сразу в рай и без мытарств. – Это же здорово!»

Более подробно на pravmir.ru



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика