Проект «Епархия» / Новости Барнаульской епархии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Барнаульской епархии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - http://www.altai.eparhia.ru

Портрет православного старца. Проводник Божественной благодати

17.10.2010

Недавно открылся новый сезон православного молодежного киноклуба «Слово». Для просмотра выбрали документальное кино про Псково-Печерский монастырь, который так и называется, а точнее про его насельников, заселявших монастырь 30 лет назад. Уникальные документальные кадры с о. Иоанном (Крестьянкиным), с о. Мелхисидеком, архимандрит Тихон (Шевкунов) как «виновник» фильма сам несколько раз появляется в кадре и т.д. Фильм во многом о старцах и потому тема беседы - старчество.

Практически сразу, с самого начала разговора стало очевидным, что никто из нас не может дать четкого определения слову «старец». Но каждый называл какие-то качества, их характеристики. Из них-то мы и решили создать старческий «портрет», склеить этакую мозаику. В тексте эти «кусочки» выделены более жирным шрифтом.

Итак…

Есть ли старцы сейчас?

- … Да нет, в основном старики, - начинает беседу иерей Александр Абрашкин. - То есть понятия старец и старик – не одно и то же. Старец – это человек, наполненный Божьей благодатью. Это чувствуется. Человек, пришедший к нему, просто может посидеть рядом, помолчать, посмотреть на иконы, которым он молится и кожно это ощутить – ты где-то не на земле, а на небе.

Старец – это по слову Евангелия – друг жениха, который радуется его счастью. Он приводит человеческую душу ко Христу как невесту к жениху.

По мысли священника, старец – это тот, кто может сказать словами апостола Петра: «Подражайте мне как я Христу», потому что у него есть такой духовный опыт, которого у других нет. То есть это такой предел усилий духовных, перейдя через который человек естественно становится проводником Божественной благодати. И люди это чувствуют.

- Нет, все-таки сейчас есть старцы? - спрашивает одна из собравшихся Елена.

- Есть, наверное, - улыбается отец Александр.

-Наверное?! А старцы знают о том, что они старцы? – продолжает Елена.

- Нет. Они с изрядной долей иронии, самоуничижения, юродства относятся к себе. Шутят друг над другом… Вы бы видели как шутят друг над другом архимандриты 80-летние,- вспоминает, смеясь, священник. – Это юмор высочайшего полета.

- Ну все-таки они же могут догадаться, - улыбается Лена. - Например, к одному священнику на исповедь стоит 8 человек, а к нему 80.

- Схиигумен Савва из Псково-Печерского монастыря, книги о котором сейчас так популярны, - отвечает батюшка, – в свое время был этаким «мальчиком на побегушках» в монастыре. Духовные чада отца Саввы его возвеличивали. Старцы видели, что человек может оказаться в прелести, поэтому подначивали его, шпыняли, смиряли по-всякому. Надо заметить, что когда есть люди одинакового духовного уровня, проблем с прелестью не существует.

Священнику также вспомнился известный фильм с участием отца Василия (Радзенко) и Димитрия (Дудко):

- То есть два самых натуральных старца, сидели и рассуждали о том, что старчества нет!

А по сути, каждый священник, пастырь радуется радостью жениха, что он эту душу к жениху привел. Тем более старец всегда должен приводить душу к Богу, а не к себе. Как только начинается духовный эгоизм, то старчество заканчивается.

Послушание подразумевает радость!

Современный человек не способен на себя взять духовную ответственность, за которую он будет отвечать перед Богом. Проще выслушать волю другого человека и снять с себя всякие последствия.

- Это именно сегодняшний человек? - интересуется одна из собравшихся Алена.

- Именно сегодняшний, - отвечает священник. - Уже давным-давно сказано: нет послушников, поэтому нет и старцев. То есть все взаимосвязано друг с другом. Старчество возникает тогда, когда у человека есть насущная проблема в старчестве, и причем эта проблема развивается правильно. Глупо же выполнять волю старца, а потом всю жизнь мучиться. Послушание подразумевает радость, а не потуги. Кому-то невыносимо нести крест этого послушания. Например, девушка спрашивает принять ей монашество или выйти замуж. Старец указывает человека, за которого нужно выйти замуж. И вот она живет с ним всю жизнь, но и недовольна тоже может быть всю жизнь. И тогда никакого подвига в этом нет.

- Мне кажется, что когда мы обращаемся за советом к старцу или священнику, - размышляет Алена, - и говорим, вот мол, как Вы скажете, батюшка так и будет, но на самом деле внутри мы чаще всего сами уже склоняемся к какому-то ответу и, соответственно, пытаемся склонить к этому ответу и самого священника. То есть мы не готовы принять ЛЮБОЙ ответ.

«Старец не угадал»

- Мне нередко приходится слушать претензии людей по поводу того, что вот старец «не угадал», - делится отец Александр. - Если бы старец посоветовал так, как человек решил, то все, воля Божия свершилась! А тут по человеческому желанию не пошло и всё - наверное, это не тот старец.

- То есть человек не готов принять… - задумывается Алена.

Священник считает, что человек едет к старцу за поддержкой. Он может изложить свое мнение, а старец ему – «да,да,да, вот так и поступай». Вот такой старец был бы самым хорошим в глазах обычных людей. Но старец может сказать совершенно другие слова, даже не относящиеся к конкретной ситуации, но относящиеся к жизни человека. То есть его слова человек может не понять вообще.

Нужно ли старчество сегодня и почему?

По традиции мы задали на один вопрос, и все по очереди на него ответили. Нужно ли старчество сегодня и почему?

- Да, нужно, - считает Дмитрий. - Общество наше больно. Это ясно. А чтобы не заблудиться в жизни, нужны путеводители.

- Я считаю, что старчество не нужно, - категорично заявляет Сергий. – У каждого своя голова, свое сердце.

- Люди могут обращаться к старцам как к людям, которые знают волю Божию, - возражает Алена, - то есть они изрекают не свою волю, а Божью, благодаря тесному, непрестанному, молитвенному общению с Богом.

- Я до сих пор не понимаю определения понятия «старчество»,- вступает в разговор Иван. – Вот есть духовник, есть люди, у которых духовных чад не 8, а 80, есть люди, которые всей своей жизнью показывают нам пример. Я считаю, что это просто вопрос некорректный: нужны ли сейчас старцы? Это вопрос не от нас зависящий. Они всегда были, есть и будут, и это как одно из условий существования мира.

-Я не знаю, видела ли я старцев, - размышляет Елена. – Наверное, нет. Об этих людях трудно что-то вообще сказать. Потому что когда начинаешь рассуждать: вот старец, наверное, такой, или, может быть, он такой, то все равно ты понимаешь, что говоришь о чем-то не о том.

- Как о муже, которого ты выдумала? – улыбается отец Александр.

- Что? – не понимает Елена.

- Вот когда девушка собирается замуж – у нее образ мужа, а когда вышла замуж…- смеется батюшка.

- Ну, я еще не вышла замуж, - подхватывает, улыбаясь, Елена, - не знаю. … Думаю, что очень верно сказал архимандрит Тихон (Шевкунов), старцы – это люди, которые самим своим существованием дают надежду, они как дорога к Богу, они могут кого-то к Нему привести просто потому, что они существуют, что они могут взять на себя такой молитвенный труд, такую духовную работу. Хотя, конечно, такая оценка очень субъективна. Это как в «Пасхе красной»: все поначалу изумлялись, почему именно этих троих (прим. От авт. - иеромонаха Василия, инока Феропонта и инока Трофима) избрал Господь, никто не мог понять, ведь у них, в Оптине, казалось, были такие столпы…

-… потому что духовную работу не видно, - продолжает ее мысль Алена.

-Да! - соглашается Елена. - Никто не понял почему убили именно их, а потом, когда начали разбираться и поняли КАК эти подвижники жили, осознали за что именно их наградил Господь. Так или иначе, не у каждого бывает в жизни встреча со старцем, даже не у каждого верующего. Наверное, если Господь дает. Но не у каждого она должна быть.

Одна из посмотревших фильм Дарья полагает, что мы имеем наследие, святоотеческую литературу, которой должны пользоваться.

- Если ты видишь живого человека, который идет путем правды и истины, - возражает священник, - то это тебя вдохновляет больше, нежели прочитанная книга.

- Если мир способен дать старцев – то это будет, - поддерживает Ивана Лев, - если не нужно, то - не будет.

- Еще Алеша из «Братьев Карамазовых» Достоевского ответил на этот вопрос, - отвечает на поставленный вопрос Егор. - Если человек духовно сломлен, считается, что уже ни во что не верит, то ему нужен старец. Старец как повитуха его заново «родит». Духовно, разумеется. То есть ли ты полностью духовно умер, то тогда иди к старцу. А вот на счет того, КОГО считать старцем – это уже другая проблема. По этому поводу хочется сказать словами настоятеля одной мечети: «Старец – это то, кто состарился в мире земном, чтобы быть юным в мире Небесном». Он убил в себе все страсти и оставил только одно – Духа. Хорошо было бы найти старца. Намного было бы проще. Но в этом есть какая-то духовная слабость человеческая. Лучше самому пройти то, что тебе дано.

- Старцы нужны миру, - отвечает на вопрос Павел. – Особенно в тяжелое время. Достаточно вспомнить Сергия Радонежского и Димитрия Донского. И в наше время есть светильники веры. Сила их молитвы - уникальна.

- То есть по сути старцы - это в первую очередь, большие молитвенники? – уточняет Алена.

- Безусловно, - отвечает отец Александр.

- Но не все же большие молитвенники - старцы? – снова вопрошает с улыбкой Алена.

- Дело в том, что молиться хорошо может и ребенок. И детская молитва намного сильнее молитвы взрослого, задумывается священник. – Старцы будут неизвестны, потому что сейчас наступило время, когда люди узнав, что есть какой-то серьезный молитвенник, будут возводить его на пьедестал славы. А люди духовные этого избегают. Поэтому они все время будут совершать нелепые поступки, чтобы не иметь славы человеческой.

Антон считает, что старчество все-таки нужно:

- Потому что мир не имеет основания, люди чувствуют свою подвешенность, отсутствие опоры.

- Давайте вопрос поставим так, - предлагает Александр, - нужны ли нам хорошие священники, которые всей своей жизнью угодили Богу, которые могут утешить человека в горе, действительно могут помолиться за него и воскресить его душу? Конечно, нужны. Господь в Евангелии говорил: «жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Матф.9:37,38). Поэтому, конечно, старцы нужны. Думаю, старцы – это редчайший дар Божий и для монастыря, в котором он живет, и для общества, и для страны. И встреча человека со старцем, по-моему, тоже редчайший дар. Не каждый человек готов к такой встрече.

Вспомните в фильме отца Мельхиседека, его взгляд. Насколько он сосредоточенный, молитвенный. Внутри что-то шевелиться начинает. А представьте если его увидеть вживую. Думаю, по милости Божией, старцы всегда будут.

- Я с Сашей соглашусь, - берет слово Нина. - Мне не очень понравилась формулировка вопроса. Это также как рассуждать о том, нужны ли нам врачи или учителя. Мы своей жизнью являем пример просто какой-то безграничной суеты. У нас не постираны носки, недоварен борщ, и даже иногда нет сил помолиться о себе и своих близких. А вот эти люди молятся о каждом ИЗ НАС. Так что, по-моему, это риторический вопрос, нужны ли нам старцы.

- Я думаю, что если искать встречи со старцем для того, чтобы узнать о своем будущем, - продолжает разговор Наталья, - то такая встреча, может быть, на самом деле и не нужна. Мне кажется, гораздо важнее найти для себя людей, которые в жизни были бы для нас примером, тех, кому мы можем подражать, у кого могли бы чему-то учиться. Это было бы гораздо полезнее иметь добрый пример перед глазами, чем знать, что где-то там далеко, на Афоне есть старец.

- Мне хватает совета священника, - отвечает Федор. – А старцы… У меня просто не возникало каких-то таких вопросов глобальных… Я думаю, что он (старец) мог бы понадобиться очень какому-нибудь главе государства в решении какого-то крайне важного вопроса.

И в заключении…

- Я действительно пришел к Богу тем, что увидел жизнь монахов Троице-Сергиевой лавры. Там были старцы и не старцы, – подытоживает отец Александр. – Но вот я увидел тех людей, которые просто живут «единым на потребу». То есть духовной жизнью. У них нет стремления к нашей суете. А у них есть фундамент, стержень, вектор жизни, который направлен на другое. Это меня, тогда особо неверующего человека, обескуражило. Я так задумался – очень сильно! Это подвигло меня к определению моей веры.

И второй пример – Лев Толстой. Увидев преподобного Амвросия Оптинского воочию, он сказал, что этот старец – воистину святой человек. Тем не менее, это не перевернуло его мировоззрение.

В определенный момент Господь посылает таких людей, они маячки на дороге жизни. Это в глобальном плане. В обычном плане, как сказал Егор, человеку разуверившемуся, умирающему духовно или с каменным сердцем нужно увидеть человека, который обладает вечной любовью. Просто смотришь на такого человека как на неземное существо. Например, если взять современных старцев – отец Илий, схиигумен Оптинский. Так вот одна наша прихожанка не особо относилась к старцам, как-то с противоречием. Но когда он взял ее голову и поцеловал в лоб, то, как она потом рассказывала: «от него исходило такое море любви, я чуть не захлебнулась». Но мы так и не смогли ответить на вопрос, кто такой старец…

- Можно ли сказать, что старец - это пример святости? – спрашивает Алена.

- Примером святости может быть младенец, отрок, муж… кто-угодно.

- Любой человек?

- Любой человек.

Елена Шашкова



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика