Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

13 Июня 2012

Профессия врача во все времена считалась одной из самых необходимых, востребованных и полезных, как для больного, так и для самого врачующего. Для врача его работа-это способ СЛУЖЕНИЯ ближнему. Не смотря на то, что медицина является материалистичной наукой, тем не менее, она имеет очень глубокие духовные корни, являющие ее истинный смысл и предназначение.

Христианство рассматривает профессию врача как самоотверженный труд, основанный на любви к Богу и ближнему. Сам Христос Спаситель, объясняя Свое милосердие к кающимся грешникам, говорил: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12). Сам Христос образно сравнивал Себя с врачом, приходящим на помощь, как правило, к больным людям.

В истории древней христианской Церкви встречаются повествования о святых целителях-бессребрениках, таких как Кир и Иоанн, Косма и Дамиан, целитель Пантелеимон и другие. Примеры их жизни являются свидетельствами того, что христианской традиции присущ подвиг безвозмездной врачебной помощи. Лучшие представители древней медицины, причисленные к лику святых, явили собой образ бессребреников и чудотворцев, прославленных не только потому, что часто завершали свою жизнь мученической кончиной, но и за принятие врачебного призвания как христианского долга милосердия.

Святым отцам Церкви, размышлявшим о значении врачевания, было чуждо категорическое неприятие любой медицинской помощи, характерное для некоторых сектантов. В частности, святитель Василий Великий, в противовес псевдорелигиозному фанатизму, изложил следующий взгляд на врачебную практику: «Как не нужно вообще избегать врачебного искусства, так нецелесообразно возлагать на него всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, … так, вводя к себе врача, … не отступаемся от упования на Бога».

На Руси с распространением христианства при монастырях стали появляться первые больницы, приюты для сирот, лечебницы для нищих. Отношение врача к пациенту было глубоко сострадательным, потому что врач-христианин, руководствуясь заповедью Христа о любви к ближним, стремился исполнить ее в своей медицинской практике.

Социально-философскому осмыслению врачебной деятельности должное внимание уделяли в своих трудах русские религиозные мыслители. Проникновенные слова о жертвенном, бескорыстном служении врача написал выдающийся православный философ ХХ века Иван Ильин: «Деятельность врача есть дело служения, а не дело дохода; а в обхождении с больными – это есть не обобщающее, а индивидуализирующее рассмотрение… Служение врача есть служение любви и сострадания: он призван любовно обходиться с больным. Если этого нет, то нет главного двигателя, нет «души» и «сердца». Тогда все вырождается, и врачебная практика становится отвлеченным «подведением» больного под абстрактные понятия болезни (morbus) и лекарства (medicamentum)… Врач и пациент суть духовные существа, которые должны совместно направить судьбу страдающего духовного человека. Только при таком понимании они найдут верную дорогу».

Путь служения, самоотречения и самопожертвования всегда труден, но главное, всегда помнить, ради чего ты на него встал. Ведь по-настоящему ЛЮБИТЬ - это весьма сложно…Человеческое естество очень слабо и неустойчиво само по себе без Божественного благословения и помощи. Поэтому в моменты сомнений и усталости, нужно обращаться к Господу с просьбой вразумления, укрепления и дарования сил для исполнения данной Его заповеди. И Господь всегда откликается на этот голос сердца, дает спокойствие, силы и радость от проделываемой работы.

Мария Беляева, студентка 4 курса педиатрического факультета АГМУ