Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

16 Августа 2012

Прошло почти три недели с момента окончания шестого крестного хода «По стопам миссионеров Алтайских» по дорогам Горного Алтая. Уже написаны летописи и воспоминания, собраны фотографии, и мы готовы предложить вниманию читателей итоговый репортаж — эхо этого незабываемого события.

По благословению Преосвященного Максима, епископа Барнаульского и Алтайского, с 22 по 28 июля с.г. в Горном Алтае состоялся традиционный крестный ход «По стопам миссионеров Алтайских». По маршруту Горно-Алтайск, Майма, Платово, Подгорное, Ая, Соузга, Черемшанка, Манжерок, Известковый, Усть-Муны, Карым, Бирюля, Кызыл-Озек и вновь город, вдоль Катуни, охватив территорию Майминского района и прибрежные села Алтайского края, в течение недели шествовал крестный ход-2012. Знойное лето не испугало верующих, которые прибыли для совместной молитвы из Горно-Алтайска, Маймы, Усть-Коксы, Черги, Барагаша, Михайловского, Усть-Пристани и других сел горного и степного Алтая, а также гг. Бийска, Барнаула, Новоалтайска, Новосибирска, Томска, Кемерова, Прокопьевска и даже из Подмосковья и Германии.

Крестный ход начался 22 июля после Божественной литургии. Под торжественный колокольный звон около двухсот православных христиан со Святым Крестом, с иконами и хоругвями, с пением молитв вышли от Преображенского храма г. Горно-Алтайска, чтобы совершить шествие в память первых проповедников Слова Божия на Алтае. Возраст участников шествия — от 5 до 74 лет. Руководил движением крестного хода помощник благочинного по работе с молодежью, священник Преображенского храма Лаврентий Донбай.

Везде по ходу шествия совершались торжественные богослужения, молебны с чтением акафистов, а также заупокойные службы памяти алтайских миссионеров. Жители сел встречали крестный ход очень радушно, принимали участие в молитве и духовных беседах, а затем предлагали усталым путникам ночлег, трапезу, топили бани.

По словам самих участников, данный маршрут хотя и пролегал по курортным местам, по загруженному летом Чуйскому тракту, оказался интересным и необычным. Долго шли вдоль матушки-Катуни, побывали на обоих ее берегах. Пешую колонну сопровождал автомобиль ДПС, попутные машины останавливались, незнакомые водители предлагали подвезти тех, кому тяжко. Шутка ли, жара достигала более 35 градусов! От жары богомольцы спасались припасенной водой. Представители администрации турбаз, стоящих вдоль тракта, предлагали путникам остановиться у них на отдых и обед. Особенная благодарность прихожанам Горно-Алтайска, Маймы, Манжерока, Усть-Мунов, Кызыл-Озека, организовавших радушную встречу. Под сенью святого Креста и хоругвей, со святыми иконами в руках, говорили богомольцы, не страшны никакие морозы, ураганы, засухи. В этом убедились те, кто участвовал в крестном ходе впервые, и видел воочию терпение совсем юных и уже пожилых христиан, их несокрушимую веру в Воскресшего Спасителя.

Крестный ход завершился в День крещения Руси 28 июля Божественной литургией в Свято-Макарьевском храме г. Горно-Алтайска. За богослужением участники крестного хода благодарили Господа за возможность собраться вместе для общения, молитвы и воспоминания о подвиге алтайских миссионеров.

Людмила Шпомер

***

Крестный ход, крестный ход по дорогам идет,

По тропинкам идет все вперед и вперед…

Сколько думала я: «Идти, не идти?»

Разрывалась буквально — «Что ждет впереди?»

«Тебе не по силам и думать забудь», –

То лукавые мысли теснили мне грудь.

Были мысли другие: «Не бойся, иди».

Я решила: «Пойду! Были б силы в пути».

Мы проходим деревни, поляны, луга,

Видим горные реки, рощи, поля.

Огибает просторы горный хребет…

Как красив этот мир, он звенит и цветет!

Все с молитвой идут, идут целых шесть дней

И молитвенный дух с каждым днем все сильней

Невозможно забыть БЛАГОДАТИ пути…

Ты иди и молись, покаяния проси.

Крестный ход, крестный ход по дорогам идет,

По тропинкам идет все вперед и вперед…

(К. С.)

Заметки участника

Обманчивая легкость

Это был уже шестой крестный ход «По стопам миссионеров Алтайских», начиная с 2007 года. Одна из его особенностей в том, что каждый раз организаторы разрабатывают уникальный маршрут. На этот раз протяженность горно-алтайского крестного хода составила Мало никому не показалось. Один из крестоходцев, уже лет 65-70, несколько раз, особенно на подъемах, просто валился у обочины дороги, говоря: «Вы идите, я вас догоню». И ведь догонял — сила духа побеждала немощную плоть, конечно, с Божьей помощью. Впрочем, для подстраховки нас сопровождал и автомобиль, который брал «на борт» обессилевших. Самым отрадным отрезком пути, как ни странно, был как раз самый длинный дневной переход из Карыма до Кызыл-Озека (28 километров). Отрада его заключалась в том, что шли через перевал местами по лесной дороге и блаженствовали в тени деревьев. Спасала нас главная в этих местах горная река Катунь, сильно обмелевшая в эти дни от жары и засухи, мутновато-молочные воды которой тем не менее буквально возвращали к жизни на привалах.

Но самое главное, о чем нельзя забывать, это то, что в крестном ходу мы идем Божьей силой.

Пастыри

Руководителем крестного хода, одновременно его духовником и пастырем был иерей Лаврентий Донбай. В течение первого дня с нами также шел клирик Свято-Духовской церкви (с. Майма) иерей Сергий Башкатов. Отец Сергий позднее также прибыл к нам, когда мы остановились на ночлег, миновав село Аю, в пансионате «Эдельвейс» на берегу Катуни, и вечером провел богословскую беседу на тему «Человек в современном мире». К сожалению, я не записал эту содержательную беседу на диктофон. Вот как об этом пишет крестоходка Татьяна Романова в своей подробной летописи: «Вечером беседа с отцом Сергием. Речь идет об очень важных вещах: об истории человечества, о том, что в обществе всегда есть последователи Каина и Авеля. Род Каина породил грехи, вплоть до оружия, распутства и убийства. И так было на протяжении всей истории. А исторические науки нам толкуют, что человек долго-долго сначала владел камнем, а затем уже медью. На самом деле падение в греховную жизнь произошло очень быстро. Отец Сергий беседовал с нами о течении времени, о том, что время действительно ускоряется».

Ум человеческий, изощряясь, порой создает удивительные и увлекательные философские конструкции, но ложные в своем основании. Как легко соблазниться, читая таких авторов, как, например, выдающийся французский философ-традиционалист Рене Генон! Меня впечатлил метод, который использует отец Сергий для знакомства с новыми книгами, которые нередко приносят ему прихожане или оппоненты. Метод прост и эффективен. Отец Сергий берет книгу, открывает ее наугад, прочитывает полстраницы, затем еще раз открывает в другом месте и опять прочитывает полстраницы. И этого достаточно, чтобы составить представление, стоит ли знакомиться с книгой дальше или лучше отложить ее в дальний ящик или вернуть хозяину. Полагаю, эта методика достойна внимания. И еще один поразивший меня пример привел отец Сергий в своей беседе. У Н.Е. Пестова, который, по мнению батюшки, является едва ли не самым выдающимся русским богословом ХХ века, в конце его жизни резко ослабевают умственные способности, теряется память. Отчего же так? Поразительное объяснение дает отец Сергий: «Знание надмевает». Как тут не вспомнить Священное Писание, где в книге Екклесиаста сказано: «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл.1, 18).

А в Манжероке к нам также прибыл с чадами и матушкой Натальей иерей Павел Тайченачев из с. Шебалино. У семьи отца Павла уже пятеро детей и ждут шестого, помогай им, Господи! Отец Павел выступил как всегда с яркой, насыщенной глубоким смыслом и неподражаемым юмором, проповедью.

Жизнь христианина — подвиг

Свидетельствует летописец Татьяна: «Отец Павел рассказал, как люди в селе Шебалино относятся к православной вере. Многие не понимают, зачем ходить в храм. Таинство Крещения принимают либо потому, что едут лечиться к знахарке, либо потому, что «мы русские» и надо спасать Россию через храмы, веру православную. Отец Павел говорил о том, что многие-многие не понимают высший смысл православной веры: нести скорби и немощи ближних. Нести крест. Бог дает нам скорби, ибо любит нас, возвращает нас таким образом к Себе, прося не забывать о Нем и о ближних. Необходимо нести свет Православия, как это делали миссионеры Алтая. Каждый человек должен стремиться свершать маленькие подвиги. Отец Павел предложил одно такое место для подвига — село Кош-Агач, где очень мало православных, 90% казахов-мусульман и еще есть язычники. Это самая жаркая точка страны летом, а зимой температура здесь падает до -50. Люди там доброжелательные, но чувствуют себя покинутыми: малочисленное население, священник приезжает редко… Но есть много и других мест для подвигов, причем рядом с нами».

Как в миру спасаться?

В ряде мест по вечерам отец Лаврентий также проводил беседы на духовные и философские темы.

Одна из таких бесед состоялась вечером в маленьком Карыме после ужина на темы: «Почему зло в этот мир проникло именно с человеком?», «Почему мир, созданный Богом, наполнен злом?», «Как в миру спасаться?» Цитируем летопись Татьяны, которая попыталась воспроизвести мысли отца Лаврентия: «В любой момент мы должны защитить православную веру, например, от сектантов… Добрые дела необходимо делать как можно больше и сию секунду, потом время уйдет. Каждый раз нужно думать о добрых делах, которые нужно делать во славу Божию. Надо именно делать, а не только думать и размышлять. Надо постоянно работать над собой в духовном плане. Тогда благодать, полученная от внутренней борьбы, позволит нам не разрушаться, отличать добро от зла.

Одиночество очень тяжело. Надо идти в храм. Только здесь, в Храме Божьем, человек преодолевает одиночество… Итогом нашего крестного хода должно стать Причастие».

Вечером в столовой Кызыл-Озекской школы состоялась еще одна беседа — на тему: «Есть ли еще в современном мире место философии?» Цитируем летописца Татьяну: «Тезисы беседы: ценность музыки — приводить душу человека к гармонии, покою. Раскрыть душу человека. У философии — то же самое действие, хоть и считается, что философия очень абстрактна и не жизненна.

«Бог есть то, больше чего ничего нельзя помыслить».

Искусство, наука, религия — с их помощью люди хотят выйти за границы знания, жизни.

Знания нужны для понимания, а понимание, чтобы преодолеть несвободу.

«Я» в человеке остается всегда, даже если он заболевает физически и психически. Осознать свое «я», увидеть свое «я» — в этом помогает философия.

В Боге три ипостаси. И Они не смешиваются. В Боге как бы три «Я».

Платон говорит, что «мир идей божественен».

Русская философия всегда религиозна. Бог есть любовь — то, что люди хотят слышать и знать всегда. Ни одна религия, кроме Православия, не утверждает, что Бог есть любовь. Кришнаиты просто взяли у Православия эту идею и пользуются.

В других религиях Бог собой не жертвует, и относится к человеку, как к существу, стоящему бесконечно ниже.

Западная философия умерла».

Батюшка плавно подвел участников беседы к тому, что владеть понятийным аппаратом современной философии православному миссионеру нужно для того, чтобы легче было подобрать «ключик» к секулярному сознанию современного человека, воспитанного в традициях религии «научного атеизма» либо еще не определившегося в своих религиозных убеждениях. Такой человек не воспринимает либо не понимает языка Церкви, православного вероучения. Но философский язык, который «проходили» в университете, ему понятен.

Селу Ая — 200 лет

В августе этого года селу Ая исполнилось 200 лет. И не случайно наш крестный ход прошел через это село, которое растянулось по долине реки Катуни на 11 километров. Здесь расположилась в том числе курортно-туристическая зона с множеством баз и пансионатов, а цены на туристические услуги дороже, чем в какой-нибудь экзотической Турции или загадочном древнем Египте. В Ае строится храм. При подходе к нему к нам присоединились местные жители, а встретили нас хлебом и солью. Здесь, в строящемся храме был совершен водосвятный молебен.

Из летописи Татьяны: «Отец Лаврентий, сказал, что очень хорошо, что в Ае будет храм. Там, где есть храм, будут и люди… Храм в Ае строит человек, у которого в 15 лет умерла от лейкемии дочь … Храм строится рядом с кладбищем. Долго не разрешали власти строительство храма в селе Ая, но прихожане все же добились выделения участка земли и разрешения на строительство».

После молебна местные жители угостили нас хлебом, медом и молоком с огурчиками.

Семья Ступишиных — пчеловоды, сыновья Иван и Владимир — постоянные участники крестных ходов. Их родители Борис Архипович и Людмила Ивановна также прошли с нами по всему селу. У счастливых дедушки и бабушки уже семь внуков. Спаси их, Господи!

Литературный вечер

В селе Манжерок состоялся литературный вечер. Из летописи Татьяны: «Поэт Дмитрий Мурзин из Кемерово (1-й раз в Крестном ходе) рассказал нам о том, что современная поэзия жива, что она заполняет часть души человека, которая жаждет чтения и поэзии. Рассказал нам историю про одного священника во время революции. Священник пил, но когда его и белых офицеров схватили, к нему вернулась благодать Божья, он стал исповедовать офицеров перед расстрелом. Его тоже расстреляли. Каким бы ни был священник — он от Бога. Рассказывал Дмитрий Мурзин очень проникновенно и трогательно. Также он прочитал нам свои любимые стихотворения «Одесса. Лето 1977 года», «К 70-й годовщине танка Т-34» и стих о Храме Христа Спасителя. Ведущий также рассказал нам о всероссийском журнале «Огни Кузбасса», в котором главным редактором является известный кузбасский поэт, член Союза писателей России С.Л. Донбай.

Дмитрий Тельных из Новосибирска рассказал стихотворение современного поэта Александра Шаганова «Владимировская Русь» (другое название «Деревянные церкви Руси»).

Очень хорошо поддержалась тема Великой Отечественной войны. Андрей Суртаев из села Усть-Пристань Алтайского края (1-й раз в крестном ходе) читал нам стихи поэтов, которые отражают современный взгляд на войну 1941-1945 годов. Это «Где правда о войне» Бориса Спиваковского (Ставрополь); «Два парада» Анатолия Павленко (С.-Петербург) и «Да светит нам Победы свет» Леонида Корнилова.

Снова Дмитрий Тельных и Владимир Горюшкин из Новосибирска спели песни про казаков: «Вспомним, братцы, это время», «Вдоль да по речке», «Ой, вы, кубанцы, братцы-молодцы», «Солдат, раскинувший палаты», а затем мы все вместе спели песню «Конь» автора Александра Шаганова. Дмитрий и Владимир рекомендуют поэта Александра Шаганова. Они сами очень хорошо поют, причем без специального образования. Дар Божий.

Василиса Донбай исполнила песню «Баллада о трех сыновьях». Отрадно, что в России все-таки есть люди, которым не все равно».

Неожиданные встречи и нечаянные радости

Из Манжерока мы шли по Чуйскому тракту, палимые солнцем. И вдруг, уже почти пройдя турбазу «Шале Прискальный» на 475-м километре, были остановлены смуглым, еще достаточно молодым человеком, спросившим: «Вы к нам случайно не собирались заглянуть на огонек?» Оказывается, собирались. Нас здесь ждали и отсюда провели в заповедную зону, где на скалистом берегу Катуни высится часовня в честь Святого равноапостольного князя Владимира, возведенная ко дню Святой Троицы 15 июня 2008 года в память раба Божия Владимира, «внезапной смертью почившего», и освященная Преосвященнейшим Максимом, епископом Барнаульским и Алтайским. Желающие могли поставить свечи о здравии и упокоении, а также позвонить в колокола на колокольне. Вид отсюда открывается неописуемо прекрасный: далеко внизу шумит красавица Катунь, вокруг сосновый лес, сквозь ветви деревьев пробиваются лучи солнца. На противоположной стороне реки, наискось, за поворотом, расположился туркомплекс «Бирюзовая Катунь». Здесь нас радушно встретил смотритель часовни Александр Кобзев, проживающий в с. Майме, журналист, автор книги рассказов, участник одного из прошлых крестных ходов по Горному Алтаю. Кроме того, нас напоили чаем во вместительной прохладной столовой.

В этот день была еще одна отрадная встреча: в три часа пополудни в селе Усть-Муны нас ждали в храме Рождества Иоанна Предтечи, где, отслужив водосвятный молебен и литию, крестоходцы вкусили щедрую трапезу от гостеприимных хозяев и отдохнули в тени, а самые энергичные еще и сбегали на Катунь сфотографироваться или даже искупаться. Здесь мы распрощались с прекрасной Катунью — отсюда путь лежал через горный хребет — в Карым, Кызыл-Озек и Горно-Алтайск.

Ближние

Конечно, все крестоходцы были удивительно сплоченными и дружными в эти незабываемые июльские дни. Но все же были те, с кем мы ближе сошлись раньше либо в эти дни. Назову некоторые имена: десятник (точнее «двадцатник») из Барнаула Александр Громов, его невеста студентка АГМУ Елена Смирнова (Лена в прошлом году впервые побывала в крестном ходу, а в этом привезла в крестный ход свою маму Наталью Петровну, а также Евгения), студент Тобольской семинарии Роман из Рубцовска, Юрий, Елена, Алена и Татьяна из села Михаловского, семинарист Сергей из Барнаула. Также в чайных церемониях по вечерам с нами участвовали опытный крестоходец Владимир Цыганков, Кристина из Новоалтайска, Ксения из Барнаула, Максим Флат с его отцом Василием. Кстати, Василий Флат — гражданин Германии, специально приехал с берегов Рейна для участия в этом крестном ходе.

Шли мы плечом к плечу со Светланой Ждановой и Татьяной Романовой, которые познакомились и подружились меж собой и с нами в эти дни.

А кто из крестоходцев не знает барнаульцев Виктора и Михаила, которые бессменно несут большую икону Христа Спасителя все шесть горно-алтайских крестных ходов и множество крестных ходов в Коробейниково?!

У Андрея Труша из Томска это уже третий крестный ход по горам Алтая. Кроме того, он привез с собой целую бригаду молодых и пламенных крестоходцев из столицы студенческой Сибири, сам был не только десятником томичей, но и неподражаемым чтецом во время трапез (читал в основном «Слова» блаженной памяти Паисия Святогорца) и сигнальщиком с флажком.

Нельзя не упомянуть имена постоянных крестоходцев сестер Нины и Кати Поповых, Ольги Тихоновой (г. Барнаул).

Неизменно с нами был монах Кирион, который живет крестными ходами, идет впереди с фонарем, символизирующим свет Христов, разрывающий мрак греховности падшего мира.

И многие другие — спаси Господи всех, кто шел рядом, помогал, давал глоток воды в жажду, кусок хлеба или горсть орешков для утоления голода.

Причастие

Звоном колоколов встречал нас Свято-Макарьевский храм г. Горно-Алтайска — конечный пункт крестного хода. После чтения покаянного канона началось вечернее богослужение, его совершал настоятель храма иерей Павел Богомолов, отец Лаврентий исповедовал. После завершения службы отец Павел также принимал исповеди желающих, а их было очень много.

Утром, 28 июля, в день памяти равноапостольного князя Владимира, который, наряду с святыми апостолами Алтая святителем Макарием и преподобным Макарием, Самим Христом Спасителем и Пресвятой Богородицей сопровождал нас и в пути, — Божественная литургия, Таинство Причастия. По словам отца Лаврентия, причастилось более 100 крестоходцев. Некоторые исповедовались и причащались впервые в жизни.

Батюшка от души поблагодарил крестоходцев за участие в богослужении под открытым небом, за организованность и сплоченность, терпение и любовь. Как ни жалко, но приходится расставаться. И есть надежда, что мы вновь увидимся в следующем году. А летописец Татьяна написала в завершение своей рукописи: «Хочется надеяться, что после нашего крестного хода мы стали хоть немного добрее, научились хоть немного любить, понимать людей и будем стараться искать смягчающие обстоятельства в их поступках.

Слава Богу за все!»

Организация

Поразительно, что, несмотря на возросшее в сравнении с прошлым годом число крестоходцев примерно на 25 человек (общее количество участников достигало 140, а по Горно-Алтайску вместе с провожающими шли человек 200) и то обстоятельство, что руководил всей этой небольшой армией воинов христовых всего лишь один священник, а казаков в этом году почти не было, порядок соблюдался практически идеальный. Все было организовано четко: трапеза, ночлеги, беседы, вечернее и утреннее молитвенные правила, молебны, акафисты… В нужных местах нас встречали, радушно принимали, кормили, поили чаем, предлагали баню, ночлег и т.д. Как и в прошлые разы, были организованы группы хоругвеносцев, летописцев, фотографов, десятников, медиков, чтецов, сигнальщиков с флажками для непрерывного и одновременного пения Иисусовой молитвы, своевременно назначались кашевары и костровые, а в необходимых случаях и молитвенные группы. Конечно, не обошлось без помощи Божией, потому что одному человеку руководить таким походом, мне кажется, просто не под силу. Слава Тебе, Боже, за такую милость, за этот крестный ход! Также хотелось бы выразить признательность владыке Максиму, благословившему этот уже шестой по счету крестный ход «По стопам миссионеров Алтайских», иерею Лаврентию Донбаю за его труды во славу Святой нашей Церкви, а также принявшим плодотворное участие в этом мероприятии вышеупомянутым иереям. К сожалению, на этот раз не смог принять участие в походе благочинный Горно-Алтайского округа протоиерей Георгий Балакин, ранее всегда окормлявший этот крестный ход. На этот раз, будучи еще и руководителем миссионерского отдела Барнаульской епархии, как раз в эти дни отец Георгий сопровождал по дорогам епархии величайшую православную святыню — частицу мощей Николая Чудотворца.

Слава Богу за все!

Владимир Клименко

Фото Владимира Клименко, Владимира Цыганкова, Ксении Слесаренко и Светланы Ждановой.

P.S. Особая благодарность Татьяне Романовой, которая подробнейшим и добросовестнейшим образом вела летопись крестного хода, записывая после многокилометровых переходов, несмотря на усталость, имена людей, названия храмов Божиих, населенных пунктов, фиксируя содержание проповедей, лекций, бесед и вечеров и даже реакцию местных жителей.