Проект «Епархия» / Новости Барнаульской епархии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Барнаульской епархии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - http://www.altai.eparhia.ru

Иерей Владимир Матусов: 'К крещенской воде нужно относиться с благоговением'

22.01.2013

В праздник Крещения Господня "Вечерний Барнаул" побеседовал с Владимиром МАТУСОВЫМ, преподавателем Барнаульской духовной семинарии, штатным священником храма Святого апостола Андрея Первозванного.

ВОЗОБНОВЛЕННАЯ РАДОСТЬ
- Батюшка Владимир, расскажите, пожалуйста, как раньше в Барнауле праздновали Крещение?
- В Русской православной церкви с древних времен существует обычай в праздник Крещения Господня для великого освящения воды выходить на источники. В дореволюционном Барнауле и в первые годы советской власти этот обычай сохранялся. Из барнаульских церквей крестным ходом верующие шли до реки, где совершался водосвятный молебен. Уже в 20-е годы XX века начались гонения на церковь, были запрещены крестные ходы, в том числе и в Крещение. Запрещали колокольный звон и великое водосвятие, поэтому освящение воды в советский период совершалось на территории Покровского собора, единственного действующего храма. Было время, после хрущевских гонений, когда на территории Алтайского края и Республики Алтай оставалось всего три действующих храма: Покровский собор в Барнауле, бийский Успенский собор и храм Архангела Михаила в Рубцовске. Трудами бывшего настоятеля храма протоиерея Николая Войтовича на территории Покровского собора был установлен специальный водосвятный колодец, который там существует до сих пор. Согласно закону о культах, все религиозные мероприятия могли совершаться внутри храма или на его территории. Такая ситуация сохранялась и в начале 1990-х годов. Только в 2003 году по благословению епископа Барнаульского и Алтайского Максима был совершен крестный ход от Никольского храма до Оби, где состоялось великое освящение воды. Я активно участвовал в организации крестного хода. Сначала мы с владыкой и протоиереем Александром Войтовичем ездили на речной вокзал, изучали маршрут. В крестном ходе участвовали студенты Барнаульского духовного училища (сейчас семинарии), духовенство и верующие, которые с радостью восприняли возобновленную традицию, и просто интересующиеся. На лед по многу человек не пускали, поэтому основная масса наблюдала за великим освящением воды с берега. С этого времени обычай водосвятия начал возрождаться в городах и селах края.
- Почему воду освящают и 18, и 19 января?
- 18 января, в Крещенский сочельник, в храмах совершается водосвятный молебен по тому же чину, что и в праздник Крещения Господня, потому что в древности накануне праздника совершалось крещение оглашенных, то есть тех, кто готовился к принятию таинства крещения. Ведь в те времена крестили не каждый день, к этому событию могли готовиться несколько лет, и только несколько раз в году совершалось великое таинство. В иерусалимской христианской общине было принято совершать крестный ход в Крещение на Иордани, потому что там крестился Господь.
- В Крещение люди стремятся набрать как можно больше святой воды в иордани или в водосвятных колодцах храма. Нужно ли это делать?
- По поводу святой воды существует много заблуждений, в том числе и это. Горожане действительно приходят с канистрами и возмущаются, почему их не наполняют до конца, не понимая, что от объема ничего не зависит. Главное – относиться с благоговением к святыне, чтобы не обратить ее во вред себе. Если в течение года святая вода начинает заканчиваться, ее можно развести обычной водой, потому что капля святой воды освящает огромный объем. Некоторые считают, что святая вода, взятая в Крещенский сочельник, отличается от той, что взята в праздник Крещения. На самом деле ничем она не отличается. Есть те, кто хранит святую воду разных годов, не пользуясь ей. Верующие должны каждый день натощак пить с благоговением святую воду, ей также можно окроплять свое жилище, место работы, автомобиль. Вместе с обычаем освящения воды у нас возродилась традиция купания на Крещение. В дореволюционной России она не имела такого широкого распространения, как сейчас. Людям, решившим погрузиться в освященную воду, нужно помнить, что если у них проблемы со здоровьем, крещенская вода их не решит. В Библии сказано: «Не искушай Господа своего». Человек, погружаясь в крещенскую купель, заблуждается, что тем самым смоет все свои грехи, исцелится от немощи. Ничего этого не произойдет. Есть таинство покаяния, которое очищает душу от скверны греха. Горожане легкомысленно относятся к купанию в Крещение. Если уж человек взял на то разрешение у своего духовного отца и пришел искупаться, то должен это делать с благоговением, без лишнего шума. Достаточно посмотреть на ежегодно публикуемые фотографии со сценами крещенского купания – становится понятно, что погружается в воду порой публика, далекая от церкви, изрядно подогретая алкоголем, сопровождая процесс омовения ненормативной лексикой.
- Только что закончились Святки. Многие считают, что это время, когда православному человеку можно гадать, наедаться, кутить. Так ли это?
- Ничего подобного, никакие гадания и магические действия не благословляются. Святки – не для того, чтобы гадать, предаваться пьянству и объедаться. Это время, чтобы осмыслить значимость Рождества Христова и приготовиться к грядущему событию - Крещению. 18 января, в Крещенский сочельник, начинается строгий пост. В этот день верующие ничего не едят кроме сочива. А подготовившись, принимают участие в праздничном богослужении и водосвятии.
СВЯЩЕННИКИ НЕ ПРИЛЕТАЮТ С МАРСА
- Батюшка Владимир, расскажите об истории вашего крещения.
- Меня крестили в день тысячелетия Крещения Руси. Мне было тогда 9 лет. По тем временам это вполне приемлемый возраст, так как все были воспитаны в советских семьях и только старшее поколение сохраняло веру. Отец мне говорил: «Я не атеист, но и не особо верующий». С этого времени я с дедушкой стал посещать Покровский собор. В 1990 году при Покровском соборе открылась воскресная школа, в которую я ходил. Стал участвовать в богослужениях, потом нести послушания. Меня пригласили петь на клиросе, затем в алтарь помогать в качестве пономаря. Я всегда избегал шумных компаний и уже тогда решил связать свою жизнь с церковью. Долгое время Барнаульская епархия подчинялась Новосибирской, которая управляла всем Сибирским регионом. В это время, в 1994 году, на барнаульскую кафедру был назначен епископ Антоний. Когда мне исполнилось 15 лет, Антоний благословил меня быть иподьяконом во время епископских богослужений. Если вы обращали внимание, то во время богослужений юноши облачают епископа и подают ему разную церковную утварь. Сейчас эту роль выполняют студенты Барнаульской семинарии, а тогда набирали юношей из воскресной школы. Затем владыка Антоний благословил меня на поступление в Тобольскую духовную семинарию. После окончания семинарии я вступил в брак и был рукоположен в сан священника. Служил в Иверском храме при епархиальном управлении и начал работать преподавателем в Барнаульском духовном училище (с 2006 года – семинарии). Сейчас продолжаю там работать и еще являюсь помощником руководителя епархиального отдела образования.
- Я как-то беседовала с монахинями женского монастыря, они говорят, что им очень тяжело выходить в мир. Вам постоянно приходится общаться с мирянами, наставлять их. Как удается поддерживать гармонию с миром?
- Для монашествующих противопоставление с миром очень сильно ощущается, поскольку монах должен жить в монастыре и подчинять свою жизнь монашескому уставу. Люди уходят туда не из-за несчастной любви, неудавшейся карьеры, жизни, а для того, чтобы посвятить себя всецело служению Богу. Монах молится за весь мир, он – как полководец, который наблюдает с горы за всем, что происходит на поле битвы. Именно поэтому к монашествующим обращались люди за советом и благословением. В монастыре так же, как в храме, человек может остановиться и задуматься о вечном. Я священник, живу в миру и поэтому сталкиваюсь с теми же самыми проблемами, что и все остальные. Что касается гармонии с миром, ее у настоящего христианина быть не может. В Священном Писании у слова «мир» два значения. Первое – безмятежное внутреннее состояние души. Второе – состояние, противоположное тому, которое должно быть в душе православного. В Библии сказано: «Не любите мира, ни того, что в мире…». В мире, окружающем нас, действует дьявол, который стремится нас отвлечь от спасения души.
- Некоторые люди негативно относятся к священникам, считают, что посредник между Богом и душой не нужен, достаточно просто молиться, потому что Бог есть в душе…
- Служение священника во все времена было сложным, вся жизнь его – это служение. Выходя из храма, он не перестает быть священником. Он всегда и везде должен быть примером для своей паствы, потому что никакая агитация так не действует, как собственный пример. Каждый день ему приходится общаться с разными людьми, порой не самыми благостными, выслушивать претензии, которые у них накопились к церкви и к Богу. Мнение о том, что Бог у каждого в душе и достаточно только молиться, чтобы он тебя услышал, – всего лишь иллюзия. Просто нужно себе задать вопрос: «Что ты сделал для того, чтобы Бог поселился у тебя в душе?». Зачастую за Бога в душе человек принимает свою совесть. Она есть у всех, независимо от вероисповедания и отношения к религии. Совесть – это голос Божий. Церковь - это тело Христово. Господь – глава Церкви. Он пострадал за спасение наше. Священник поставлен для того, чтобы Благодать Божья передавалась людям. Когда человек приходит в храм на исповедь, он уже предварительно подготовился. Его исповедь – завершающий акт покаяния. Все это он делает в присутствии священника, который благословляет его через молитву. С древних времен существует священство, человек, приходя в церковь, может приобщиться к духовному таинству. Благодать Божья передается ему через вященника. Некоторые, наслушавшись сплетен о служителях церкви, не ходят в церковь, не понимая, что сам Господь дает Благодать. Нужно осознавать, что священник - человек, он не марсианин. Благодать Божья идет даже через самого недостойного священника.
ХРАМ У ДОМА
- Богатые люди, в том числе и в Барнауле, строят часовни у себя на участках. Как к этому относится церковь?
- Нет ничего нового под солнцем. В дореволюционной России состоятельные люди часто строили храм, часовню рядом с домом. Таких храмов в Барнауле было много, например, при гимназиях, домах призрения, больницах, богадельнях и так далее. У купцов были молельные комнаты, часовни. Так что в этом церковь не видит ничего предосудительного. Другое дело, если, построив часовню у себя на участке, человек ничего общего с епархией иметь не желает, священников не приемлет, молится в часовне один или, еще хуже, пригласив запрещенных или раскольнических священнослужителей.
- Вы общаетесь с молодежью. Чтобы говорить с ней на одном языке, вам, наверное, приходится тоже изучать современную литературу, музыку?
- Священник должен иметь представление о том, чем интересуется его паства, но при этом ему не обязательно слушать рок или читать литературу, которую при ближайшем рассмотрении вряд ли таковой можно назвать. Та молодежь, которая приходит в храм, как правило, меняет свои вкусы, и тут уже священник вправе подсказать, что лучше читать. А приходят в том числе и из субкультур, те же панки. Я читаю в основном духовную и историческую литературу, записки известных путешественников, слушаю классическую, народную и церковную музыку, телевизор не смотрю вовсе, просто нет такой потребности, да и времени на это нет. В театр выбраться не удается, поскольку у меня вечерние богослужения.
- Что вы хотели бы пожелать барнаульцам в преддверии наступающего праздника Крещения?
- Хочу пожелать всем помощи Божьей и, конечно, постараться принять участие в богослужении, а также приобщиться к той святыне, которую в этот день получает каждый, – к святой крещенской воде.
Татьяна КОЧЕТЫГОВА.
Фото Андрея ЧУРИЛОВА.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика