Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

26 Февраля 2013

(23.11.1883 – 2.11.1937), епископ, священномученик.

Память 20 октября ст.ст. – день мученической кончины и 25 января ст.ст. в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился в с. Турганкассы (ныне с.Тарханы) Батыревской вол., Буинского у., Симбирской губ. в бедной чувашской крестьянской семье. Рано лишился родителей. Окончил второклассную церковную школу. После успешного окончания Казанской гимназии работал учителем церковноприходской школы в с. Батырево (ныне Чувашия). Вскоре даровитый учитель Григорий был направлен на продолжение учебы и поступил в число послушников Симбирского Архиерейского дома при епископе Никандре (Молчанове)в 1898 году. Проходил обучение при Архиерейском доме. Через четыре года выдержал экзамен на псаломщика, а еще через два – на диакона. В 1903 г. экстерном сдал экзамен на звание учителя в Казанской учительской семинарии. В 1904 г. рукоположен во диакона. С 1904 по 1907 гг. посещал миссионерские курсы при Казанской Духовной Академии в Спасском монастыре, после чего был рукоположен во священника архиепископом Симбирским Иаковом (Пятницким).

По окончании курсов был направлен миссионером в южную Чувашию для искоренения язычества, там особенно сильного. Отец Григорий был замечательным просветителем своего народа. Он возами привозил из Симбирска христианские книги на чувашском языке и не оставалось практически ни одной семьи, не получившей от него Евангелие, Псалтирь, Канонник. Он разъяснял суетность и гибельность колдовства, писал проповеди, размножив их дома на машинке, рассылал по приходам. Когда народ начинал понимать сущность христианской веры, о.Григорий переходил в другую волость, не оставаясь на одном приходе более 2-3 лет. Так он служил миссионером в селах Туруново и Трехизб-Шемурше Буинского уезда, и селе Пандиково Курмышского уезда Симбирской губернии, а также в селах Чурачики и Ново-Челны-Сюрбеево Чувашии (ныне Цивильский и Комсомольский районы).

Здесь он был впервые арестован в декабре 1917 года по доносу местного псаломщика и приговорен к расстрелу. Освобожден на пути к месту казни в с. Мураты (ныне Комсомольский р. Чувашии) стараниями жены Ирины, собравшей у селян подписи под воззванием о невиновности о. Григория и представившей их властям, и продолжил служение в селе Ново-Челны-Сюрбеево. Зимой 1918 г. у о. Григория от болезни умерли трое детей, а 25 июля 1920 г. и матушка Ирина. Оставшись один с тремя малолетними детьми (Александрой, Аркадием, Софией), младшей из которых было 3 года, о. Григорий устроил их в детский дом в Петрограде, а сам в 1921 году поступил учиться в Петроградский Богословский институт.

По окончании института в 1924 году он был пострижен в мантию в честь свт. Германа Казанского Святейшим Патриархом Тихоном.

31 декабря 1924 года хиротонисан во епископа Ибрессинского, викария Ульяновской епархии.

Прибыв, после хиротонии, в Чувашию, Владыка Герман столкнулся там с двумя епископами-самозванцами, Аввакумом и Тимофеем, совращавшими народ. Владыка, как придется, где на лошади, где пешком, обошел всю Чувашию, все церкви, вразумляя падших священников и возвращая их в Православие.

В с. Хормалы (ныне Ибрессинского р-на Чувашии) Владыка Герман был избит обновленцами и лишь чудом избежал смерти. По доносам обновленцев многие православные священники были арестованы и церкви оставались без священников. Владыка Герман рукополагал новых священников из числа выпускников своей школы.

Открывал монастыри, занимался просвещением чувашского народа, переводил и издавал книги сам. В архивах сохранились много писем, отчеты, воззвания к народу, чувашские песни, собранные им на миссионерских курсах.

В 1925 году Владыка Герман был перемещен на кафедру епископа Алатырского, Викария Ульяновской епархии. Однако, пробыл здесь недолго, и уже в следующем 1926 году был арестован властями. Приговор – высшая мера наказания – расстрел, был заменен сначала на заключение в концлагере, но был помилован М.И. Калининым и выслан на 3 года за пределы Чувашии. В одном из мест заключений находился вместе с будущим митрополитом Мануилом (Лемешевским).

Некоторое время прожил в ссылке в Козьей слобода близ Казани. Жил в маленьком домике один, временами ему разрешали служить в одной из церквей.

Был определен на место епископа Бугульминского, викария Самарской епархии в том же 1926 году. Но и здесь его не оставляли преследования властей, епископа Германа часто забирали по ночам на допросы в ОГПУ, проводили у него обыски.

В 1927 году перемещен на кафедру епископа Бугурусланского, викария Самарской епархии.

В 1928 г. вновь арестован и осужден особой комиссией при ОГПУ к 3 годам ссылки в г. Томск, где был назначен на Томскую кафедру Временным Патриаршим Синодом. Некоторая часть староцерковников примкнула к нему, но остальная часть «староцерковников» признавала Временный Высший церковный совет (григорианцы). Чуть позже в том же году был назначен епископом Кузнецким, викарием Томской епархии. В 1929 году он вновь возвращен на кафедру епископа Томского и Алтайского. В ноябре 1930 года назначен временно управляющим Омской и Павлодарской епархиями, а 14 июля 1931 года – епископом Никольско-Уссурийским, управляющим Приморской епархией. Во второй половине 1931 года – временно управляющим Хабаровской епархией, а в конце 1931 года - временно управляющим Приморской и Владивостокской епархиями.

В 1932 году (до 19 сентября) – занимал место епископа Бийско-Алтайской епархии. Арестован в Бийске 1 апреля 1932 года по обвинению в противодействии обновленцам и григорианцам. Однако 27 июля 1932 года был освобожден за прекращением дела ввиду недостаточности обвинительного материала, и приговорен к высылке из Бийска.

С 1932 по 1933 гг. занимал место епископа Благовещенского. Вновь был арестован 8 сентября 1933 года в Хабаровске и приговором от 31 декабря 1933 года осужден к 10 годам лишения свободы.

До 1937 года находился в заключении в городе Свободный (ранее Алексеевск) Амурской области, где работал счетоводом. В лагере подвергался постоянной слежке как «не отказывающийся от своих религиозных убеждений» и продолжал религиозную деятельность. Был осужден Тройкой УНКВД по Амурской области по обвинению в контрреволюционной пропаганде, приговорён к высшей мере наказания и 2 ноября 1937 года расстрелян в одном из лагерей Бамлага – г. Свободный.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Публикации

  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.2. С.318-319.
  • Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.416,969.
  • Определение Священного Синода от 17 июля 2001 года// ЖМП. 2001. N 8. С.6.
  • Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.101-102,57,63,356,428
  • http://www.eparh-chb.ru/churchandsociety/novomucheniki_i_ispovedniki_chuvashii/ (сайт Чебоксарско-Чувашской епархии). С сайта взята только фотография епископа Германа (Кокеля)