Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

26 Февраля 2013

«Образование», «Просвещение», - ныне совершенно забыто глубинное значение этих понятий, берущих начало в высоком смысле церковно-славянских слов. Для грамотного же человека XIX столетие не составляло секрета, что обучение и постижение мира изначально связывалось с открытием в личности образа Божия и того Света, о котором Христос говорил: «Я есть свет миру». Ведь обязательным элементом обучения был церковно-славянский язык, равно в народных школах и церковно-приходских. Кстати, развитие начального образования в России в пореформенный период было немыслимо без широкой сети церковно­приходских школ. У земств, а тем более государства не было сил без помощи церкви решить эту проблему. Изучая документы той эпохи нельзя не обратить внимания, что большинство населения получало образование именно в церковно-приходских школах. Поэтому интересно рассмотреть вопрос о том, как это происходило в уездном Барнауле, в тот самый период, когда его общественность, предводительствуемая столь яркой личностью, как Василий Константинович Штильке, создавала общество содействия развитию начального образования, открывало школы, библиотеки. Этим же занимались три священника Анемподист Завадовский, благочинный храмов Барнаула, настоятель Петро­павловского Кафедрального Собора; настоятель Знаменского храма О.Николай Корольков и настоятель Покровского храма о. Иоанн Смирнов. Однако об этом давно и прочно забыто в силу известных исторических обстоятельств. В итоге не только у нас на Алтае ведутся споры, на каких правовых и общеобразовательных основаниях вводить в школах предмет основы православной культуры и в чем его смысл и значение.

Народное образование во второй половине XIX - начале XX веков не было возведено в ранг общенациональных приоритетов. Однако, благодаря конкретным примерам мы можем составить мнение насколько большое значение ему придавалось и какие (порой разнополярные) силы были привлечены к развитию системы просвещения. Вот почему представляется очень актуальной наша формулировка темы, позволяющая на примере деятельности конкретных исторических лиц рассмотреть столь существенный пласт решения проблемы становления и развития системы народного просвещения, его основных характеристик и задач.

Все три священника жили в одно время, были сыновьями священников и что примечательно, получили высшее духовное образование одновременно, закончив Томскую Духовную Семинарию в 1866 году. У каждого начался свой путь служения.

Отец Анемподист Завадовский поступил на службу в Алтайскую Духовную Миссию сотрудником миссионера Чемальского стана. В 1868 г. был рукоположен во священника к Успенской церкви села Риддерского рудника. И с этого же года по 1877г. состоял законоучителем горно-заводской школы и сотрудником попечительства о бедных духовного звания. С 1877 года переведен в Барнаульское Духовное училище учителем русского и церковно-славянского языка, Педагогическим Советом Барнаульской женской прогимназии приглашен туда законоучителем. Одновременно служит в разных храмах Барнаула и в 1892г. утвержден настоятелем Петро-Павловского Собора и возведен в сан протоиерея

(через 26 лет после окончания Семинарии).

В связи с переходом на Епархиальную службу состоял: членом правления БДУ от духовенства, духовником учеников БДУ, председателем братства Св. Димитрия Ростовского, заведующим соборной церковно­приходской школы, председателем Барнаульского уездного попечительства детских приютов ведомства императрицы Марии и т.д.

За свое подвижническое служение награжден как церковными, так и государственными наградами. Вот некоторые из них: Орден Св. Анны, 3 и 2 ст., Орден Св. Владимира 4-й степени, серебряный знак в память 100-летнего юбилея детских приютов ведомства императрицы Марии, серебряную медаль в память 25-летия церковных школ и единоверменное вознаграждение в сумме 150 рублей за безвозмездные и полезные труды по благоустройству школ в должности Председателя Барнаульского отделения Томского Епархиального училищного Совета. Получает пенсию по Министерству Народного Просвещения (далее МНС) из Государственного Казначейства.

Об уважении к нему барнаульцев можно судить из письма послушницы Барнаульского женского монастыря Пелагеи Прокуроровой.

«Высокочтимый о. Протоиерей! За 18 лет Вашего попечения о Барнаульском Богородице-Казанском монастыре, как Благочинного, благотворно отозвавшейся на деятельность сего последняго, оно в особенности мне лично принесло громадную пользу в области знания счетоводного монастырского дела, а с тем вместе показывало и наши хозяйственные стороны вообще. В качестве сестры письмоводительницы в течение 12 лет я непрерывно пользовалась Вашим руководительством во всех возложенных на меня обязанностях и всегда и во всем я получала указания и разъяснения, в Вас я видела своего учителя и руководителя, и теперь, когда монастырь наш отчислен в другое благочиние, я позволяю себе думать, что и впредь буду пользоваться тем добрым отношением, советом и руководительством каким я пользовалась до сего времени. За все выше указанное, я приношу Вам Ваше Высокоблагословение мою искреннюю глубочайшую благодарность».

О. Николай Корольков, закончив семинарию, был рукоположен во священника к Петро-Павловской церкви, с. Белоярского, Барнаульского уезда (1866 г.). В 1872 г. он был определен сотрудником Томского Епархиального попечительства о бедных духовного звания. В 1877 г. проходил должность законоучителя при школе МНП в с. Белоярском безвозмездно. В 1879 г. его перевели в Барнаул сначала священником к Покровской церкви, где он прослужил 13 лет а затем к Знаменской церкви (в 1894 г.), где он прослужил до конца своих дней. О.Николай одновременно служил и на ниве просвещения. С 1879г. по 1886 г., затем 1894-1905 г. состоял членом правления от духовенства при БДУ, с 1886-1898 гг. - законоучителем при женской одноклассной школе МНП., законоучителем при Барнаульском городском училище. С 1900г. был заведующим Знаменской церковно-приходской школой, которую сам и основал, в 1916 г. построил новое здание школы. С 1913 г. был в ней законоучителем и во всех ее отделениях, т.е. в д. Ересной и на Пароходной Зимовке (Затон).

В 1892 г. он был назначен духовником благочиния № 17 (все церкви Барнаула). В 1904 г. получил сан протоиерея. Так же имел награды: Орден Св. Анны 3-й степени, орден Св. Анны 2-й степени. Ордена Св. Анны давались за отличное усердное служение по МНП. За ревностное наставление детей в вере и благочестии награжден Библией от Святейшего Синода. За заслуги по церковно-школьному делу преподано Архипастырское благословение. Так же был награжден медалями в память царя Миротворца Александра III и 25-летия церковных школ. Получал пенсию по МНП за преподавание Закона Божия в церковных школах.

Отец Иоанн Смирнов, закончив Семинарию был рукоположен во священника к Покровской церкви с.Каменского и 29 лет будет служить в разных храмах Томской Епархии, в 1895 году переведён к Покровской церкви г.Барнаула. С 1892-1895гг состоял законоучителем при церковной школе грамоты, с 1895-97 гг. был законоучителем при Покровской мужской одноклассной церковно-приходской школе г. Барнаула. Проходил должность члена правления БДУ - с 1889-1892 гг. и с 1896-1899 гг., сотрудником Томского Епархиального попечительства. С 1874 г. был заведующим двух местных мужской и женской одноклассных церковно­приходских школ и законоучителем в женской школе (1895 г.). Являлся член Барнаульского уездного Отделения Епархиального училищного Совета (с 1896 г.).

Сан протоиерея получил в 1909г. Был награжден Орденом Св. Анны 3-й степени за отличное усердное служение по Мин.Нар. Просвещения. Архипастырское благословение за заслуги по церковно-школьному делу. За ревностное наставление детей в вере и благочестии Библией от Святейшего Синода. Протоиерей Иоанн Смирнов положил много трудов и попечения на постройку нового каменного храма и церковно-приходской школы. Признательность жителей Зайчанской слободы о.Иоанну была столь велика, что даже в ноябре 1917 года на приходском совете постановили: увековечить его имя «...учреждением стипендий в Барнаульском техническом училище», помещающемся в то время как раз в том самом школьном здании, которое было выстроено при неусыпной деятельности и заботах о. Иоанна, для чего «....ежегодно отчислять 10 процентов с суммы годового дохода, приносимого школьным зданием и передавать это отчисление правлению технического училища для вышеуказанной цели». (Школьное здание сохранилось, ныне школа № 13).

Барнаульское Духовное училище, открытое 1869 г. давало прекрасное образование.

Вопрос о создании в Барнауле Духовного училища довольно долгое время обсуждался на Алтае. Дело в том, что при том виде транспортного сообщения, который был в середине XIX века, получение духовного образования для детей алтайского духовенства было огромной проблемой. Мало того, что доходы приходских священников были невелики, да еще ближайшее духовное учебное заведение было более чем за 500 верст. В то время Духовное училище имелось только в Томске.

А между тем, росла численность приходов и с каждым годом потребность в образовании испытывали все больше и больше юношей духовного происхождения. Поэтому неудивительно, что Преосвященнейший Алексий, епископ Томский, Указов Духовной консистории от 15 февраля 1868г. № 873 вынес на обсуждение алтайского духовенства вопрос о «нужде открытия в городе Барнауле Духовного Училища и покупке для нужд оного дома у вдовы титулярного советника Фавсты Черновой».

Прошло некоторое время и в соответствии с решением Синода (от 23 августа 1868г. № 1678) 16 декабря того же года появилась резолюция преосвященного Алексия о необходимости избрать духовенству делегатов Барнаульского училищного съезда. 20 декабря вышло соответствующее распоряжение о предписании выполнения данной резолюции через благочинных. На предстоящем съезде необходимо было избрать членов Правления Барнаульского Духовного училища, а также представить кандидатуры смотрителя и преподавателей. Первым учебным годом в Училище был определен предстоящий 1869-1870 учебный год.

Активное участие в функционировании духовного училища принимал протоиерей Анемподист Завадовский

В программе обучения были такие предметы, как русский, церковно­славянский, греческий, латинский языки, арифметика, история, география, природоведение, пение, чистописание. Учащиеся получали и музыкальное образование по классу скрипки и виолончели. Изучали переплетное ремесло. Преподаватели были практически все в академическим образованием. В их числе: кандидат богословия коллежский советник Платон Никонорович Агентов, кандидат богословия надворный советник Димитрий Егорович Даев, кандидат богословия надворный советник Александр Алексеевич Минералов, кандидат богословия Василий Павлович Раевский, кандидат богословия Алексей Александрович Суслов и др.

Имея таких преподавателей и наставников, БДУ за свое почти без малого 50- летнее существование воспитало и образовало целую плеяду священнослужителей, честно послуживших на ниве Христовой. Престижно было обучаться в духовном училище. Пример тому - известный барнаульский купец 1 гильдии Поляков Иван Иванович, закончивший училище. В 1907 г. он был избран городским Головой. Много лет состоял почетным блюстителем духовного училища, делал пожертвования на нужды народного образования. В 1907 г. был избран почетным членом Барнаульского отдела Союза истинно русских людей.

К 1901 г. в Барнауле действовали следующие учебные заведения.

1. Реальное училище (преобразовано из Горного училища) – 239 учеников мальчиков.

2. Городское мужское училище - 247 учеников

3. Городское женское училище - 156 учениц.

4. Женская гимназия - 336 учениц

5. Приходское мужское училище - 206 учеников

6. Приходское женское училище - 146 учениц

7. Духовное училище - 183 учащихся

В 1901 году открыта при Знаменской церкви женская школа, построенная протоиереем Николаем Корольковым.

В 1904 г. в городе было уже 17 учебных заведений, в которых трудилось 75 учителей, и обучалось 2451 учеников.

В 1909 г. было открыто пять новых городских приходских училищ для обоего пола и девять училищ ведомства Министерства Народного Просвещения.

Таким образом, Анемподист Завадовский, благочинный храмов Барнаула, настоятель Петро­павловского Кафедрального Собора; настоятель Знаменского храма О.Николай Корольков и настоятель Покровского храма о. Иоанн Смирнов внесли свой неоценимый вклад в развитие системы народного образования.

2007 г.

Источники.

1.ЦХАФ АК, дф. 131, оп. 1, дд. 54, 66, 67.

2. ЦХАФ АК, дф. 138, оп. 1, д. 28.

3. ЦХАФ АК, дф. 138, оп. 3, д. 28.

4. ГАТО), ф. 170, оп.2, д.227, л.43

5. Справочник по Томской епархии за 1899г. - Томск. 1900.

6. Справочник по Томской епархии за 1911г. - Томск. 1910.

7. Справочник по Томской епархии за 1914г. - Томск. 1914.

8. «Барнаул». Энциклопедия. - Барнаул. 2000.

9. «Барнаул». Летопись города. - Ч.1. – Барнаул. 1995.

Ю.А. Крейдун, священник

Т.В.Скворцова, архивариус Епархии