Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

Источник информации: Барнаульская епархия
21 Мая 2014
Предлагаем вашему вниманию серию очерков лауреата конкурса "Благовест" профессора кафедры археологии, этнографии и музеологии АлтГУ Сергея Васильевича Цыба о жизни преподобного Сергия Радонежского.
 
ПОД СЕНЬЮ ГОДА КУЛЬТУРЫ: К 700-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИГУМЕНА ЗЕМЛИ РУССКОЙ
 
В этом году Русская Православная Церковь празднует знаменательный юбилей – 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Это имя является одним из самых почитаемых в списке угодников. Ежегодно трижды церковная служба чествует память Сергия: 23 июня (по новому стилю 6 июля) он поминается в числе святых Владимирского Собора; 5 (18) июля празднуется обретение его мощей; 25 сентября (8 октября) – преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца. Значимость этого праздника признает и государственная власть: 14 сентября 2011 г. появился Указ Президента о праздновании 700-летнего юбилея святого, затем – распоряжение Правительства РФ о том же самом и, наконец, распоряжение Президента от 29 декабря 2012 г. Я предлагаю читателям «ЗН» не дожидаться инициативы государственной власти и самим познакомиться с Сергием Радонежским.
 
Что мы знаем о нем?

Мы знаем, что он – святой, он жил не ради себя, а для прославления христианской веры, он испытал страдания и мучения за веру, он основал монастырь, ставший образцом для всех других русских монастырей, он благословил князя Дмитрия Ивановича на поход к Куликову полю и пр. При этом мы забываем о том, что это был реальный человек, живший в реальном времени и в реальных местах, любивший, страдавший, по ночам видевший красивые или страшные сны, т.е. мы забываем о том, что преподобный Сергий был ЧЕЛОВЕКОМ. Все тропари и акафисты (они поются во время церковных служб, посвященных Сергию) дают нам удаленное представление о Сергии реальном, о Сергии-человеке, у которого, как и у нас, было две руки и две ноги, были болезни и немощи, были мысли и идеи, были симпатии и антипатии, были пристойные и непристойные поступки. Мы забыли о том, что он – один из нас, из «человеков», но он был не простым человеком, а Человеком выдающимся, прожившим свою жизнь так, что она заслужила светлую память потомков. Я предлагаю поговорить о Сергии-человеке; это – необычайно сложная задача, требующая многолетних и специальных исследований. Начнем с попытки определить реальные годы биографии святого, и оформим эти размышления в виде последовательных хронологических очерков.

На какие источники мы можем опираться при изучении биографии Сергия? Конечно же, главным из них будет «Житие преподобного отца нашего, игумена Сергия, чудотворца, списано было от премудрейшего Епифания» (этот текст опубликован Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) в электронной «Библиотеке древнерусской литературы»). Епифаний был младшим современником Сергия, обитал в том же самом монастыре и поэтому полагался на собственные знания («кое-что своими глазами видел и кое-что из уст самого Сергия слышал»), но, кроме того, у него были и другие информаторы: «Кое-что узнал от человека, прислуживавшего ему немалое время… и кое-что еще слышал от брата его старшего Стефана». Он упоминает также и «старцев – достоверных очевидцев рождения его, и воспитания, и обучения грамоте, возмужания его, и юности… А другие старцы были очевидцами и свидетелями правдивыми». Конечно, мы могли бы полностью доверять сведениям Епифания, писавшего, по его собственным признанию, через четверть века после смерти Сергия, но вышло так, что сочинение троице-сергиевского монаха еще через полвека попало в руки другого автора, прибывшего на Русь из Афона монаха Пахомия Логофета, который переработал его в соответствии с византийскими правилами оформления житийных произведений. Какую-то часть информации своего предшественника Пахомий оставил без изменений, другую переработал (сократил или дополнил), что-то, без сомнений, изменил в соответствии со своими взглядами на законы составления агиографических сочинений. В XVII столетии это сложносоставное произведение подверглось еще одной переработке, которую, предположительно, сделал монах Троицкой лавры Симон Азарьин. В таком виде до нас и дошли сведения о жизни Сергия, и под слоями литературных украшений мы можем рассмотреть первоначальную и правдивую информацию о биографии преподобного. Проверить ее точность помогут летописные сообщения о событиях той эпохи, когда жил Сергий Радоженский.

Очерк первый. Рождение Сергия
 
Срок празднуемого ныне 700-летнего юбилея вычислен от привычной и ставшей уже хрестоматийной даты рождения преподобного – 1314 г. Такого показания однако мы не найдем ни в одном старинном тексте, рассказывающем о жизни Сергия, потому как оно, в свою очередь, рассчитано от даты смерти троицкого игумена. Житийный текст сообщает о том, что Сергий «душу с молитвой Господу предал в лето 6900-е месяца септевриа 25; жил же преподобный лет 70 и 8». Эту дату повторяет и большая группа летописей, так или иначе связанных с древней московской летописной традицией (Троицкая, Симеоновская, Ермолинская и Никоновская летописи, Московский свод конца XV в. и др.). Привычный перевод древнерусского 6900-го года (он отсчитывался от Сотворения мира) на нашу эру дает результат 1392 г., таким образом, рождение будущего святого должно приходиться на 6822-й, или 1314 г. С точки зрения исторической науки, эта дата однако далеко не очевидна.
 
Сомнение в ее верности появляется, во-первых, потому, что перевод на нашу эру 6900-го года традиционным способом его уменьшения на 5508 лет (разница между годами от Сотворения мира и годами от Рождества Христова) может быть признан только одним из возможных вариантов; в допетровской Руси разница между двумя эрами могла составлять и 5509 лет, и 5505, и даже 5500 (в этих случаях год смерти Сергия должен рассчитываться как 1391, 1395 или 1400, а год рождения – 1313, 1317 или 1322). Однако, даже если не принимать в расчет многообразия древнерусского летосчисления, можно серьезно усомниться в точности 78-летнего срока жизни преподобного. В свое время знаменитый историк и знаток древнерусской агиографической литературы В.О. Ключевский указал на то, что реплика о годе смерти Сергия и его возрасте походит на позднюю вставку в первоначальный и целостный рассказ о последних днях игумена Троицкого монастыря и о скорби монастырской братии после кончины своего настоятеля. Конечно, это – только предположение, но, вспомнив о многослойном формировании текста «Жития…», мы можем считать его вполне уместным.
 
Кроме того, в некоторых списках биографии Сергия, кстати, в тех, которые датируются XV в. в отличие от самого полного и всегда публикуемого в печати списка XVI в., срок жизни преподобного определяется не в 78, а в 70 лет, т. е. его рождение предполагается в 1322 г. Однако и эти детали кажутся малосущественными. Вот что писал по этому поводу известный историк ХХ в. Р.Г. Скрынников: «Мало кто из современников Сергия знал дату своего рождения, а следовательно, и свой возраст. Никаких церковных записей по поводу рождения не делали, имена давали по святцам, и всю жизнь человек чтил в дни рождения не себя, а своего покровителя – христианского святого или угодника. Важны были именины, а не день рождения, а потому не столь уж важно было, исполнилось имениннику 50 или 70 лет… Младшие современники Сергия, а тем более монахи, писавшие о нем через полвека после смерти, легко могли ошибиться в определении возраста. О времени рождения люди помнили чаще всего по тем событиям, которые сопровождали их появление на свет» (Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV–XVI вв. Подвижники русской церкви. Новосибирск, 1991. С. 42). Какие же события сопутствовали рождению главного героя «Жития…»?
 
Они перечислены в окончании житийного рассказа о рождении Сергия. Более чем вероятно, что эти хронологические приметы вышли из-под пера Епифания, первописателя «Жития…». Он записал, во-первых, что Сергий родился «в годы правления… царя Андроника, самодержца греческого, который царствовал в Царьграде»; это указание выводит нас на довольно широкий отрезок времени правления византийского императора Андроника II, вступившего на престол в 1282 г. и свергнутого в 1328 г. Далее Епифаний сообщил о Сергии, что «родился он в земле Русской в годы княжения великого князя тверского Дмитрия Михайловича, при архиепископе преосвященном Петре, митрополите всея Руси». Митрополит Петр занял кафедру в 1308 г., умер в 1326 г., последние два года постоянно проживая в Москве. Князь Дмитрий Михайлович, заслуживший у современников прозвище Грозные Очи, сел на тверском столе в 1318 г. после трагической и мученической гибели в Орде своего легендарного отца, Михаила Ярославича, и сам погиб там же в 1326 г. У Епифания говорится, скорее всего, о том эпизоде недолгого правления Дмитрия, когда, по воле хана Узбека, он получил ярлык великого князя Владимирской земли, отнятый ордынцами у провинившегося московского князя Юрия Даниловича («в годы княжения великого князя тверского Дмитрия Михайловича»), а это произошло в 1322 г. Получается, что описанные Епифанием хронологические приметы рождения Сергия в соединении друг с другом указывают на отрезок времени 1322–1326 гг.
 
Последняя датирующая запись Епифания позволяет нам конкретизировать вывод: писатель уточняет, что его герой родился, «когда приходило войско Ахмыла». Многие русские летописи описывают в 6830 г. очередное монгольское нашествие на русские земли. Слухи об этом погроме, затронувшем в первую очередь Владимиро-Суздальскую землю, дошли даже до жителей Новгорода, один из которых так описал его в летописи: «В лето 6830 (1322 г.)… Того же лета приходи посол силен из Орды, именем Ахмыл, и много створи пакости по Низовскои земли, многих посече христиан и поведе в Орду» (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М. – Л., 1950. С. 339). Итак, получается, что Сергий Радонежский родился в том году, когда князь Дмитрий Михайлович получил великокняжеский ярлык, и когда еще был жив митрополит Петр, и когда в Византии правил император Андроник, и когда, наконец, произошло нашествие воинства Ахмыла, т.е. в 1322 г.
 
Можно сделать одно оригинальное предположение о точном дне рождения праведника. Епифаний пишет о том, что Кирилл и Мария, родители Сергия, учитывая необычные обстоятельства его рождения, дали обет «принести его в церковь и отдать его благодетелю всех Богу». Далее в «Житии…» сказано, что «когда наступил сороковой день после рожденья, родители принесли ребенка в церковь Божью» и тут «иерей… окрестил его… именем Варфоломей». Несомненно, что младенцу дали имя того святого, память которого чествовалась в этот день, т. е. 22 апреля (5 мая). Церковь поминает под этой календарной датой апостола Нафанаила (I в.), который, по несомненному показанию авторов Евангелий, именовался Варфоломеем (т. е. сын Варфоломея) и происходил из Каны Галилейской. Если предположить, что Сергия крестили 22 апреля 1322 г., то получается, что этот день был четвергом второй недели после Пасхи (эта седмица называется Фоминой неделей; Пасха в том году была 11 апреля). Если мы станем отсчитывать от этой даты в обратную сторону «сороковой день», то получим дату рождения Сергия 14 марта 1322 г. Это был день второй недели Великого поста, когда еще продолжался 40-дневный пост; памятуя о времени рождения своего сына (в дни 40-дневного поста), Кирилл и Мария могли ориентироваться на этот срок в определении времени его принесения в церковь. Конечно, и родители Сергия, и мы, принимая такие рассуждения, ошибаемся в том, что 40-дневный пост отличался от 48-дневного (Великого), но такая ошибка была характерной для древнерусских жителей; не случайно в «Изборнике 1076 г.» говорится так: «Ни через 40 дней постится…, ни через день, но по вся дни и по малу» (Изборник 1076 года. М., 1965).
 
Итак, по нашей версии, преподобный Сергий Радонежский родился не в 1314 г., а 14 марта 1322 г. Этот вывод ни в коей мере не претендует на опровержение канонических представлений о времени рождения святого. Пусть всегда будут незыблемы наши гражданские и духовные представления о тех личностях, которые стали для нас идеалами религиозной современности. Мы почитаем все священное, связанное с нашей историей, но мы одновременно с тем хотим знать историческую правду о далеких и уже покрывшихся легендарной «коркой» событиях. Этому рассказу о дальнейшей биографии Сергия Радонежского и будут посвящены следующие очерки.
 
С.В. Цыб, доктор исторических наук, профессор
 
 
Продолжение следует...