Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

Источник информации: Барнаульская епархия
17 Сентября 2015

Мы продолжаем знакомить читателей сайта с рассказами о городе, и сегодня предлагаем вам прочитать о том, какую документацию вели в церквях Барнаула и как эта информация может помочь лучше узнать историю города. Рассказывает кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, архивоведения и исторической информатики исторического факультета АлтГУ Дмитрий Сарафанов.

 
О церковной статистике

К тому времени, когда был основан Барнаул, церковь выполняла не только культовые, но и ряд важнейших государственных функций. В результате преобразований Петра I духовенство было привлечено на службу государства. Например, на церковь в это время было возложено ведение документации, содержавшей статистические данные о населении.

Церковь занималась учетом населения – вела несколько видов документов, содержавших персональные сведения горожан. Среди них можно выделить метрические книги и исповедные росписи. Оба вида документов появились в эпоху Петра Первого. Так, в 1702 году был издан указ, требовавший от приходских священников Москвы вести метрические книги. С 1720-х годов эти документы должны были уже составляться духовенством во всех церквях на территории Российской империи. Исповедные росписи появляются в этот же период времени.

В метрических книгах фиксировались сведения о родившихся младенцах, вступивших в брак и умерших людях. Документы содержат довольно подробную информацию о том или ином человеке, например, при крещении младенца вносились данные о ребенке, его родителях и их социальном положении, крестных родителях. В каждой записи указывалось место проживания человека. Например, если человек приехал в Барнаул из Европейской России и «попал» в метрики, то он первое время фиксировался как иногородний с указанием прежнего места проживания.

Метрические книги использовались для получения демографических показателей и служили документальным подтверждением законности церковных обрядов, т.е. выполняли статистико-демографическую, культовую и правовую функции. С первой трети XIX в. возрастает роль метрических книг в сфере административных и гражданских правоотношений, так как с 1835 г. епархиальное духовенство получило право выдавать выписки из метрик (метрические свидетельства) во всех необходимых случаях.

Что касается исповедных росписей, то они представляли собой пофамильные списки прихожан с указанием сведений о том, кто приходил на исповедь и святое причастие, а кто нет. От духовенства требовалось фиксировать своих постоянных коренных прихожан с разделением на сословия и семейства, а затем – временно-проживающих. Вся документация составлялась ежегодно в нескольких экземплярах. Следует отметить, что бывали случаи, когда духовенство отказывалось вести соответствующую документацию из-за большой трудоемкости работ. 
 
Фото: исповедная ведомость Петропавловской церкви Барнаула за 1802 г.
Источник хранится в Государственном архиве Томской области (ГАТО). ГАТО. Ф.263. Оп.1. Д. 62
 
    
 
Документы барнаульских церквей

В Барнауле с середины XVIII века функционировало три приходских церкви: Петропавловская, Одигитриевская и Захарьевская. С 1859 года приход Захарьевской церкви отошел к новой – Знаменской. Во время работы с материалами фонда Канцелярии Синода в Российском государственном историческом архиве мне встретился документ, в котором говорилось, что из числа освященных в Томской губернии в 1859 г. церквей замечательной является именно Знаменская в г.Барнауле, так как в ней собраны почти все самые точные списки с чудотворных икон Божьей Матери, прославленные не только в России, но и на Афонской горе. Четвертая приходская церковь в Барнауле – Покровская – была заложена в 1860 г. и освящена в 1863 г. 
У церкви имелся круг прихожан, которые помимо исповеди и святого причастия должны были в этой церкви совершать обряды крещения, венчания и отпевания. В состав барнаульских приходов в XVIII – первой половине XIX вв. входило как городское население, так и население близлежащих деревень. Приходы Барнаула можно отнести к «разбросанным»: самая дальняя деревня Петропавловского прихода находилась в 67 верстах от Барнаула (Шилово), Одигитриевского – в 160 (Верх-Красноярская), Захарьевского – в 101 версте (Клепиково). 
К началу ХIХ века три церкви обслуживали около девяти тысяч человек – это были барнаульцы и жители сельской округи. Самым крупным был приход Петропавловского собора – на 1800 г. в нем числилось немногим более 5000 чел., Захарьевская и Одигитриевская имели около 2000 прихожан каждая. 
Следует заметить, что именно городских жителей к церквям было приписано примерно шесть тысяч человек. Точные сведения о численности населения Барнаула на начало XIX в. обнаружить сложно. Дело в том, что по административно-территориальному делению Сибири конца XVIII в. Барнаул статус уездного города не получил, а остался поселком при заводе в рамках Бийского уезда Колыванской губернии. Соответствующий статус был ему присвоен только в 1824 году, с этого времени церковная документация стала четко отделять городских жителей от населения сельской округи. 
Во второй половине XVIII – начале XIX вв. к каждой барнаульской церкви было приписано население более чем 10 деревень. В совокупности население этих 30 населенных пунктов, разделенных между тремя церквями, посещало в Барнаул. 
Активное строительство храмов в Алтайском округе, начавшееся в 1840-х гг. приводит к тому, что к 1860-м годам барнаульские церкви перестают обслуживать сельских прихожан. Со второй половины XIX в. духовенство Барнаула регистрирует обряды, совершаемые, главным образом, в отношении городского населения. 
На конец XIX столетия к Петропавловскому собору относилось более 7000 чел., Покровскому – более 6000. Приход Знаменской церкви состоял из 4500 чел. Наименьшее число прихожан было у Одигитриевского храма – около 1000 чел. 
 
Фото: метрическая книга Петропавловской церкви за 1829 г. 
Источник хранится в Государственном архиве Томской области (ГАТО). ГАТО. Ф.263. Оп.1. Д. 107
 
      
 
Что сохранилось

-В Барнауле самая ранняя метрическая книга датируется 1754 годом, потом имеются отрывочные данные за 1760-е, 1770-е и 1780-е годы. За период с XIX по начало XX века сохранность метрических книг намного лучше, но временные лакуны, конечно же, есть. Эти документы хранятся в Государственных архивах Алтайского края, Томской и Новосибирской областей. Сохранность исповедных росписей барнаульских церквей намного хуже. Можно, пожалуй, отметить комплекс источников по Одигитриевской церкви.
После 1918 г. часть православных церквей продолжала вести метрические книги вплоть до 1930-х гг., однако в связи с передачей функции регистрации актов гражданского состояния «отделам записи браков и рождений» количество записей в метриках значительно снизилось. К тому же большинство храмов в Барнауле к 30-м годам XX в. было разрушено.