Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

Источник информации: Барнаульская епархия
17 Сентября 2015

Прежде всего я настаиваю на том, что для понимания информации о специфике процесса построения барнаульских храмов, для понимания всех процессов, которые были связаны с церковью, необходимо знать историю города. По этой причине я начинаю свой рассказ с истории возникновения Барнаула, ну а потом уже перейду собственно к рассказу о первой церкви.   

Барнаул – это горный город. Всего таких городов в России было три, помимо Барнаула горными назывались Екатеринбург и Нерчинск. Горным город назывался потому, что руда, которую добывали, находилась в земных недрах, а эти недра были, как правило, гористыми. Появление Барнаула было связано, прежде всего, с Указом Петра I 1716 года. В этом Указе говорилось о необходимости исследования России и изучения земных недр; конечно, искать нужно было те ископаемые, которые бы впоследствии были пригодны для отливки оружия. Необходимые ископаемые нашли не в Барнауле, а в Змеиногорске, который находился далеко от Барнаула. 

Возникает вопрос, почему тогда был основан Барнаул и почему он стал центральным городом, местом притяжения горных офицеров и интеллигенции? Начнем с того, что город находился на месте впадения полноводной реки Барнаул (в тот период ее не называли Барнаулкой) в великую сибирскую реку Обь. Плюс к этому на территории находится сосновый бор. Вода и лес – это два важных условия для работы завода (в частности, печи, в которых плавили руду, работали на древесном угле), поэтому постройка завода в Барнауле была вполне логичным решением. Для связи Змеиногорска и Барнаула выстроили Змеиногорский тракт, название которого не меняется со времен основания города. Название тракта, как и он сам – памятники XVIII века. 
Специалистов, которые бы работали на заводе, выписали с Урала, затем здесь построили плотину и, в целом, можно было говорить о том, что город был сформирован.

  
Затем, чтобы воспитывать уже своих специалистов, в Барнауле создали горную школу. В ней, кстати, учили не только прикладным вещам, которые должны были пригодиться для работы на заводе, но и искусству – рисованию, в частности. Впоследствии появилось горное училище, которое находилось на Демидовской площади. 

  
На правом берегу реки Барнаул находились рабочие слободы, там стояли дома для рабочих. Сейчас такие сооружения бы назвали бараками. На левом берегу реки появилась самая первая улица в городе, она называлась Петропавловской. Там находилась заводская канцелярия, там располагались дома, в которых жили семьи офицеров и чиновников. Самое главное, что как только завод стал собственностью Елизаветы Петровны, в городе было решено построить храмХрам был назван Петропавловским в честь апостолов Петра и Павла. Скорее всего, деревянное здание храма не построили, а перевезли из Белоярской слободы и поставили на Соборной площади. Характерно, что это деревянная церквушка обладала интересной особенностью – колокольня стояла отдельно от здания церкви. По своей композиции колокольня буквально напоминала Петропавловскую церковь в Петропавловской крепости Петербурга. Так сразу проявилась связь между столицей и провинцией. Влияние столицы было зримым и осязаемым. 

  
Как правило, сначала храм был деревянным, потом становился кипричным. Профессиональных архитекторов не было, храмы строили по моделям. Из Петербурга привозили модель храма, сделанную из дерева, а по ней строили храм в Барнауле. К 1917 году в Барнауле был 21 храм. Тут стоит отметить, что застройка города была в основном деревянной, низенькой, и храмы возвышались над городом. Если бы не было храмов, то силуэт города был бы невыразительным. Храмы, помимо всего прочего, придавали городу красивый вид, создавали красивую панораму города. Вокруг храмов, которые всегда ставились на площади, всегда разбивали сад. Даже если возможности разбить сад не было, то пространство вокруг храма все равно окружали разнообразными насаждениями. Поэтому узнать о том, что в определенном месте был храм, можно по оставшемуся вокруг него скверу. Кроме того, при церквях были построены приходские школы, и церковь влияла на уровень просвещенности горожан. В церквях были большие библиотеки, там развивались искусства и иконопись, духовное пение.