Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

Источник информации: Барнаульская епархия
29 Февраля 2016

Во вторник, 1 марта, в Администрации Алтайского края состоится презентация книги «Митрополит Макарий (Невский). Апостол Алтая». Издание рассказывает о судьбе великого русского миссионера и просветителя, которого при жизни называли «апостолом Алтая», "сибирским столпом Православия" и "живым русским святым". В этом году, 29 февраля, Русская Православная Церковь отмечает 90-летие со дня преставления святителя Московского Макария (Невского).

Перед презентацией издания состоится подписание соглашения между Администрацией региона и Алтайской митрополией. Подписи под документом поставят Губернатор Александр Карлин и митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий. На мероприятие приглашены представители других регионов Сибири. Среди них - митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх, митрополит Томский и Асиновский Ростислав, епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат, сообщают в управлении Алтайского края по культуре и архивному делу.
 
«Книга о митрополите Макарии – это уже четвертое издание, вышедшее в рамках книжной серии «Алтай. Судьба. Эпоха». Книгу включили в план издательских проектов по прямому поручению Губернатора. Макарий Невский – один из выдающихся просветителей, поэтому не случайно судьба этого удивительного человека нашла отражение в данной книжной серии», - отмечает заместитель Губернатора Даниил Бессарабов.
 
Святитель Макарий внес большой вклад в просвещение жителей Алтая, достиг высших ступеней в церковной иерархии. Его называют отцом первых книг на алтайском языке. Он переводил богослужебные книги на алтайский язык, ездил по отдаленным уголкам Алтайского края. Вскоре стал епископом Бийским, а через несколько лет возглавил Томскую кафедру. Символично, что книга издана на Алтае и автор ее – Виктор Шипилов – уроженец Бийска. Издание вышло тиражом 2 тыс. экземпляров. Часть поступит в библиотеки Алтайского края, часть – в свободную продажу.

Справка:

Макарий (Парвицкий-Невский Михаил Андреевич) (1.10.1835 – 1.03.1926), Митрополит, Святитель.

Память 16 февраля ст.ст. – день блаженной кончины.

Родился в с. Шапкино, Ковровского у., Владимирской губ. в семье причетника сельского храма. Михаил был шестым ребенком в бедной семье. В 1854 г окончил Тобольскую Духовную Семинарию. В семинарии Михаилу дали фамилию Невский. Михаил окончил Семинарию вторым по разрядному списку, что давало ему возможность продолжить учебу в Духовной Академии, но он пожелал поехать служить делу проповеди Евангелия в Алтайскую духовную миссию.

С 22 февраля 1855 г. трудился на должности учителя миссионерской школы

16 марта 1961 г. был пострижен монашество в честь прп. Макария Великого, 17 марта – во иеродиакона, 19 марта – во иеромонаха. До 1864 г. служил при Чемальском отделении Алтайской духовной миссии. В 1864г. иеромонах Макарий уехал в Санкт-Петербург для печатания в синодальной типографии переводов богослужебных книг на алтайский язык. Прожил в столице он два года. В 1867 г. он вновь прибыл в столицу и трудился там до июля 1868г. За оба срока пребывания в Санкт-Петербурге были напечатаны на алтайском наречии все основные богослужебные книги. С 1868 года трудился в Чолышманском Благовещенском мужском монастыре Алтайской духовной миссии, с 29 июля 1871 г. – в сане игумена. В 1875 году определен Помощником Начальника миссии. С назначением на должность помощника начальника Миссии на игумена Макария была также возложена обязанность обозревателя всех миссионерских школ.

В 1883 году игумен Макария был возведен в сан архимандрита, а 12 февраля 1884 года – хиротонисан во епископа Бийского, Викария Томской епархии. 26 мая 1891 года перемещен на кафедру епископа Томского и Семипалатинского. В мае 1906 г. возведен в сан архиепископа. 25 ноября 1912 г. становится митрополитом Московским и Коломенским, членом Святейшего Синода.

Митрополит Макарий имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет. Владыка Макарий известен как добрый восстановитель мира в Афонских спорах об Имени Божием. Он создал особую Комиссию, которая определила учение «имяславия» Православным, не содержащим ереси и, таким образом, несправедливое решение Святейшего Синода относительно Афонских старцев было упразднено.

В 1917г. после Февральского переворота в газетах началась кампания клеветы на Владыку, который остался верен присяге Государю и отказался присягнуть Временному правительству. Его не допустили на Всероссийский собор 1917-18 годов и 20 марта 1917 года принудили «как не соответствующего духу времени» - под угрозой заключения в Петропавловскую крепость – подать прошение об отставке. Кроме того, 82-х летнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре. Он был сослан в Николо-Угрешский монастырь.

Владыка прожил в Угрешском монастыре восемь лет. Дважды митрополита Макария посещали с обыском (20 июля и 20 октября 1918г.). Представители власти изъяли ценные документы: дневники, проповеди, письма.

Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного Владыку Патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924г., оба испросили друг у друга прощение. Митрополит Петр, став Патриаршим Местоблюстителем, просил у старца благословения и Владыка с любовью подарил ему свой белый клобук. Современники называли Владыку Макария - выдающийся Святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой Русский святой»

Незадолго до своей смерти Митрополит Макарий поселился в пос. Котельничи Люберецкого р., Московской о., где и скончался 1 марта 1926 г. Похоронен был митрополит Макарий в ограде, близ алтаря местной церкви с.Котельники (близ станции Люберцы). 16 апреля 1957г. Святейшим Патриархом Алексием была учреждена комиссия, которая вскрыла могилу Владыки. Гроб почти весь разрушился (осталась лишь нижняя доска), а тело и облачения оказались нетленными. Тело митрополита Макария было перенесено в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и погребено в нижней части Успенского собора.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Публикации

Жития и жизнеописания новопрославленных святых и Подвижников Благочестия, в Русской Православной Церкви просиявших... Том 1: январь-июль. СПб.: Воскресение, 2001. С.253-257.

http://www.pravoslavie.ru/put/061025170209.htm