Проект «Епархия» / Новости Барнаульской епархии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Барнаульской епархии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - http://www.altai.eparhia.ru

Что лечим, а что калечим?

07.12.2011

Этим летом я и моя 7-летняя внучка съездили на Северный Кавказ: она – по путевке в санаторий, я – как сопровождающее лицо. Впечатления от этой поездки яркие, в них много для меня нового и поучительного, и, как мне кажется, это интересно и важно рассказать землякам, тем более, что лето еще не закончилось, от детского отдыха мы много ждем и хочется его использовать с максимальной пользой.

Регион этот издавна славится своими мощными оздоравливающими природными факторами. Это, в первую очередь, минеральная, буквально «живая», вода – с электролитными и температурными особенностями, влияющими на желудочно-кишечный тракт, опорно-двигательный аппарат, мочевыделительную систему, гормональный фон организма. Солнце, притушенное крупными листьями высоких деревьев – Бештаугорский лес, относящийся к реликтовым, дает заряд бодрости и энергии на целый год, влияя на скорость обменных процессов, состояние нервной и эндокринной систем. Воздух свежий, чистый, наполненный влагой и ароматом деревьев, цветов, трав действует через обоняние на стволовые структуры мозга (координирующие), помогая регуляции всех систем организма. Шум леса и множество птиц с их перекличкой и перепевами с раннего утра и до позднего вечера ласкает слух, настраивая на природный ритм процессы в центрах регуляции. А ночью таинственная тишина, когда «слышно как растет трава», которую можно слушать, с наслаждением. Зрение помогает благотворно воздействовать на все органы и системы, наполняя нас симфонией цвета: разные оттенки зелени, синева неба, разнообразие цветов и трав. Костно-мышечная система укрепляется на терренкуре. Это – лечебная, дозированная ходьба по пересеченной местности. Кожа дышит, получает массу воздействий и передает их в нервную систему и к внутренних органам.

Велико психо-эмоциональное воздействие природных факторов, которые в совокупности дают ощущение радости, покоя, гармонии, прилива сил. У верующих людей возникает ощущение величия Бога, где нерукотворная природа – Его храм и Его милостивая забота о нас. О важности такого настроения у человека свидетельствует изменение межличностных отношений, когда доминирует приветливость, доброта, внимание, участливость.

Нетрудно заметить, что все органы чувств, как мощные каналы восприятия и передачи информации из окружающего мира в организм человека, задействованы и работают «на природном сырье» - физиологическом, а, следовательно, - самом лучшем. На эту гармонию мира настраиваются все системы организма – сердечно-сосудистая, нервная, эндокринная, желудочно-кишечная др. И действительно, природные факторы настолько мощны в своем оздоравливающем действии, что просто диву даешься: как все просто и как эффективно.

Сразу хочу заметить, что почти все эти лечебные факторы (родниковая вода – тоже «живая вода») можно найти в любой неурбанизированной деревне Алтайского края, поэтому, если дети лето проводят в деревне, то они не лишены их воздействия. Важно знать о них взрослым и правильно использовать: это значит уметь их показать детям, сконцентрировать на них внимание, объяснить, что они значат для человека.

Но как эта нерукотворная лечебница используется нами? Дети ходят на источник, получают процедуры в санатории, продуман их пищевой рацион, к ним приставлены воспитатели и врачи, контролирующие процесс лечения. Обширна и культурно-развлекательная программа: экскурсии, на которых рассказывают легенды, викторины, игры и другие развлечения. Их строго охраняют (Северный Кавказ!). Кажется, о чем ещё беспокоиться?

Но сразу после заезда, например, два мальчика подрались. Взволнованную мамочку педагоги уверили, что это неприятно, но все уладится, все будет нормально и в конце смены дети подружатся и будут всем довольны. Показали план мероприятий: масса «развлекалок» - от игр и экскурсий до дискотек и концертов. Хотя меня лично это не очень успокоило, ведь драка – проявление агрессии и, безусловно, служит симптомом, указывающем на наличие у прибывших детей не только телесных болезней, но и душевного неблагополучия.

Собираясь сюда, пришлось собрать массу справок для внучки о том, что она может находиться в детском коллективе: о глистах, о дифтерии, о сделанных прививках, об отсутствии кожных заболеваний и др. Все они характеризовали лишь качество «прибывшего тела». Однако в настоящее время никого не интересует состояние «прибывшей души». Тем не менее, возникает мысль о том, что некоторым детям, как правило, подросткам по их нравственному состоянию может быть просто «противопоказано находиться в детском коллективе», что и было впоследствии подтверждено. Но об этом позже.

А пока мы сходили в храм Покрова Божией Матери, внучка исповедалась и причастилась. Это очень нужно и важно перед началом любого лечения. Надо отдать должное главному врачу – несмотря на довольно жесткий пропускной режим и требования отпустил без всяких расспросов.

И вот начался так много обещающий санаторный отдых.

Утро. До обеда лечебные процедуры: ванны с их релаксирующим эффектом; фитоароматерапия, направленная на лечение стволовых (диэнцефальных) нарушений; грязелечение; лечебная физкультура; массаж. Все гармонизирует, расслабляет, помогает оптимально функционировать всем системам. Куда с добром!

Вечер. Дискотека, на которой дети (причем, чем младше, тем ближе) стоят рядом с колонками, из которых несется не просто громкая, а ревущая музыка. В этом поле происходит выраженная «обработка звуком» резким, громким и дисгармоничным, вызывающая и повреждение слухового аппарата, и перевозбуждение нервной и эндокринной систем, и, в конце концов, микросотрясения мозга (это показано учеными). Что при этом повреждается? Да все те же стволовые структуры головного мозга, которые успокаивали утром.

Получается, что мы имеем взаимоисключающее воздействие: оздоравливающие процедуры утром и повреждающее – вечером. В результате этих качаний с «+» на «-» мы никогда не получаем «0», а всегда будем в минусе, будет хуже.

Заметим, что воспитатели и медсестры пританцовывая, стояли поодаль, совсем не в зоне воздействия звука. Почему у них нет даже мысли о соблюдении элементарных санитарно-гигиенических норм? Где врачи? Ведь среди этих детей очень много с патологией головного мозга. Кстати, я как врач заметила интересное явление – больные дети с гипоталамическими расстройствами не любят ходить на дискотеки, «не интересно, лучше я в парке погуляю». Мне могут возразить и сказать, что это психологическая защита - они полные и неуютно себя чувствуют на танцплощадке. В ответ замечу, что это явление наиболее характерно для младших детей, а чем старше, тем чаще они оказываются на танцплощадке. Вероятно, есть охранительный механизм (природа, Бог?) – «не комфортно», отводящий их от громкой музыки, которая у них повреждает и так больное место (головной мозг), а с возрастом большую роль начинают играть навязанные обществом стереотипы поведения – «как все», которые на них действуют разрушающе.

Парадокс, но оказывается, что врачи совсем не понимают, что от какой попало (современной?) музыки может быть нанесен просто непоправимый вред именно здоровью. В разговоре врач со стажем санатория удивлялась: «Как это так, девочка не ходит на дискотеку?! Мамочка, вы обратите на это внимание!»

После двух недель пребывания внучки в санатории я наблюдала такую сцену: она услышала одну из песен и заткнула уши пальцами («Не могу её уже слышать»). Это как же часто надо долбить одну и ту же песню, чтобы она вызывала отторжение! Оказалось, что дискотечный репертуар один и тот же, наёмные диск-жокеи не утруждают себя составлением разнообразных программ. А содержание уже выбранных ими песен – отдельный разговор. Путем многократного повторения эти низкопробные песни буквально впечатываются в сознание детей, несомненно, влияя на состояние их души и поведение. Тогда законно возникает другой вопрос: где педагоги?

Признаюсь, первое, что бросилось в глаза, это резкий диссонанс между лечением и воспитанием (вернее, отсутствием воспитания). Известно, что для педагогов нет отпуска: если даже сейчас лето и нет учебного процесса, то воспитательный процесс всегда продолжается.

Сейчас в любом направлении медицины рассматривается ряд проблем под углом медико-педагогического(психологического для взрослых) взаимодействия факторов, т.е. считается общепризнанным, что полного оздоровления организма одними только медицинскими усилиями не добьешься. Образ жизни составляет 50% нашего вклада в собственное здоровье, а медицина только 12%! Но почему этими сведениями не интересуется руководство и персонал детских санаториев? Связь медицинского обеспечения с педагогическими усилиями, как правило, обеспечивается медико-педагогической комиссией. Но для ее успешной работы нужны знания о вреде навязанного детям взрослого стереотипа «отдыха», которых, без сомнения, не хватает организаторам санаторно-курортного лечения. Люди верующие понимают, что все эти «завлекаловки» - путь гибельный для души.

Среди приехавших выделялись дети-подростки 12-14 лет, которым находиться в коллективе просто нельзя: их характеризует бранная речь, курение, ярко выраженный эгоизм, откровенное сексуальное поведение, агрессия, что, безусловно, может быть квалифицировано как девиантное поведение.

Дети идут на экскурсию. Сразу видно, из каких они семей. Обращают на себя внимание 4-5 подростков, отличающихся от остальных внешним видом: одна штанина поднята до колена, другая – по щиколотку, блузон болтается, на голове капюшон, глаза прикрыты темными очками, поигрывает браслетом в руках; из ушей торчат провода плеера. Они сутулы, походка разболтанная; в глазах – отсутствие интереса к окружающему, отрешенность; разговор тоже характерный – междометия, сквернословие.

Среди девочек таких характерных типажей меньше, но и тут молодежная мода диктует свои законы: оголенные животы, крашеные волосы, сплошь брюки.

Как они влияют на остальных? Может ли общение с ними или даже просто их вид быть нейтральным для других детей? Вероятно, негативное влияние будет. Ведь согрешаем же мы «вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении» «зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи,…».

Все те каналы, которые должны были быть настроены на гармонизацию, оказались забиты деструктивными воздействиями (зрение, слух, обоняние, зрение, органы движения и др.).

Я спрашивала у внучки – рассказывают ли страшные истории в палате по вечерам. Оказалось, что эти «забавы» остались в моем детстве, современная детвора имеет другие «развлечения», которые меня потрясли – гадание и вовлечение в гадание малышей, имитация жертвоприношения, воздействие (именно той крашеной девочки) на окружающих, путем демонстрации удушения и рассказами об этом малышам. Я обратилась к заведующей с требованием разобраться и прекратить подобные «развлечения». Случай этот действительно исследовали, пригрозили пальцем «заводилам», но мне было сказано, что «все выеденного яйца не стоит, это такая ерунда, это бывает в каждом заезде и не стоит на это обращать внимание». Ерунда это или не ерунда? Мне священник решительно сказал, чтобы я, во-первых, обратилась к главному врачу, а во-вторых, причастила внучку. Православные люди знают, что все это может привести к глубокому повреждению души с далеко идущими последствиями. А если родители этого не узнают? Ведь они отдали ребенка и уехали. А ребенок в своем рассказе родителям о том, как он отдыхал, может не выделить это событие как важное – и останутся зерна плевел в душе ребенка.

Это было вечером после отбоя и среди детей. А днем пожилая воспитательница приглашает в «интересный уголок парка, где есть чудесное каменное яйцо, которое надо каждому покрутить и потом дотронуться до своего знака зодиака, которые выбиты на каменных столбах, обрамляющих это яйцо». Что будет? Исполнится загаданное желание.

Получается ворожба вечером, ворожба днем. Как уберечь ребенка? Одной «лекцией» перед поездкой этого не сделаешь. Только личным присутствием взрослого или, что ещё лучше, предварительным посещением воскресной школы ребенком, можно создать «иммунитет» к подобным явлениям.

Можно рассказать о других мероприятиях, проведенных с поощрения взрослых. Думаю, простое их перечисление вам о многом расскажет: конкурс красоты «Мисс санаторий «Х»»; «Малиновая ночь» - когда ночью красят друг друга помадой, «Королевская ночь» - когда у тебя что-то украдут, а ты должна поцеловать того, кто украл и др.

Но не смотря ни на какие развлечения, маленькие дети скучают о родителях, часто плачут, тоскуют, а старшие – держат себя чересчур вольно. Я сделала «гениальный» вывод, что лучше всего отдыхать и лечиться вместе с ребенком (путевки «Мать и дитя»), если нет возможности, то находиться рядом, как можно чаще встречаясь с ребенком. Встреча, общение с младшими ребятишками дает им эмоциональную поддержку, вносит тепло и покой в их души, позволяет оградить от вредного влияния, а со старшими - позволяет вовремя увидеть, какая личность лидирует в группах и какое воздействие она оказывает на вашего ребенка.

В лечебном парке, обгоняя молодую пару с маленькой девочкой, невольно стала свидетелем разговора. Девочка: «Жука надо убить». Мама: «Что ты!? А если бы ты была маленькой, а великан шел-шел, увидел тебя маленькую и сказал бы - вот эту девочку я раздавлю?!». Отец: «Боженька за это наказывает». Таким образом, тесное общение с ребенком это не только психологический комфорт, который любое лечение делает более эффективным, но и, прежде всего, воспитание ребенка в христианских традициях – гармонизация его души.

Все, о чем здесь рассказано, - это маленькая копия с картинки санаторной жизни взрослых. Только у них все замешано круче: утром дышим воздухом – вечером курим, днем пьем минеральную воду из источника – вечером в ресторане коньяк, утром принимаем лечебные процедуры на снижение повышенного артериального давления и лечение кишечника – вечером скачем на дискотеке и обсуждаем кто где был и что купил и эти парадоксы нашего поведения можно продолжать бесконечно. Непонятно, чего же мы хотим? Какова истинная цель отдыха в санатории? Но главное, что мы уже детей приучаем к взрослой модели «оздоровления», которая пышно расцветает всеми пороками нашего времени.

Все, что показывают по телевидению неуклонно переходит в жизнь. Даже у меня, взрослого человека, порой возникает ощущение апокалиптического холода. Дети все это впитывают своими чистыми душами, и результаты – ужасающие. Если мы будем смотреть на развитие греха и беззакония и не сопротивляться этому, то сами для себя приблизим тяжкие времена. Мы должны противостоять злу в своем сердце, в своей жизни, в своем Отечестве, показывая тем самым свою любовь к Господу Иисусу Христу.

Вот и получается, что все большее количество людей получает возможность «подлечиться» в санатории, а продолжительность жизни продолжает неуклонно сокращаться.

Еще раз хочу напомнить, что тело только тогда можно излечить, когда идет оздоровление души. И, наоборот, нельзя выздороветь в санатории, когда видимо и невидимо оказывается пагубное влияние на душу. Что все же дороже тело или душа? Решайте сами.

Выводы и советы:

1. Ребенка, просто необходимо приобщать к Православной вере, и чем раньше, тем лучше: это поможет ему разобраться в ситуации, распознать силы зла и защититься от них.

2. Старайтесь причастить ребенка перед лечением и после него.

3. Летом лучше всего уехать из города и увезти ребенка ближе к природе – к бабушке, родственникам в деревню.

4. Старайтесь летом больше быть вместе с ребенком, показывайте ему красоту нашей земли, научите слушать тишину и пение птиц, видеть дали и замечать неброскую красоту полевого цветка, ощущать необыкновенный вкус родниковой воды и наслаждаться чаем из разнотравья.

5. Отдавая его в лагеря отдыха и санатории, учитывайте те опасности, которые мы обсуждали. Поговорите с ребенком сейчас, а с сентября начните посещать воскресную школу.

6. Требуйте от воспитателей соблюдения режима и категорически охраняйте от оккультных влияний своего ребенка, не стесняясь говорить на всех уровнях руководства, что вы православный человек и вашему ребенку «это не надо».



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика