Новости Алтайской митрополии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - www.altai-mitropolia.ru

 

7 Декабря 2011

«Мы Им живем, и движемся, и существуем» (Деян. 17, 28)

Без устали надо помогать Церкви, продолжая убеждать женщин не делать аборты. Но о. Александр (Микушин) в разговоре как-то сказал, что надо говорить не только о вреде аборта, но и о том, как хорошо рожать много детей. Многие могут рассказать об этом. С этим согласятся соседи, живущие рядом с дружной, слаженной семьей, в которой царит радость при ограниченных материальных возможностях, где каждый ребенок заботится о младших, а все они - о родителях. Это же подтвердят педагоги, видя как в благополучной (ранее говорили «в благочестивой») семье, растут послушные, покладистые, миролюбивые и трудолюбивые дети. Об этом же может рассказать и врач, который присутствует при рождении новых взаимоотношений в семье в связи с появлением маленького человечка – дитя.

И все же рожать хорошо можно лишь в определенных условиях: когда есть ожидание ребенка в семье с безоценочной любовью к нему и понимание, что ребенок - дар Божий. Опыт наблюдения за течением беременности и родов у женщин воцерковленных и не посещающих Церковь позволяет выделить внешние сходства и различия в их поведении и внутреннем содержании этого периода жизни. Объединяет всех женщин волнение за исход беременности, заботы об обеспечении нужной поддержкой для ее течения (питание, восстановление сил – все по своему разумению); по мере подрастания малыша и появления новых ощущений - изменение общего настроения, чаще на радостное, приподнятое; бытовые хлопоты по подготовке к появлению малыша; а вот по отношению к близким часто – повышенная требовательность, привлечение внимания к себе.

Недавно родила дочь матушка Ксения (Котова). Что-же было такого, что отличало ее беременность и роды от женщин, не посещающих церковь? Во-первых, конечно, посещение Церкви и домашние молитвы; регулярное приобщение Святых Таин. Дома она кроме обычных бытовых забот, занималась чтением духовной литературы, прослушиванием духовных песен, просмотром православных фильмов. С большим воодушевлением матушка Ксения (Котова) показывала мне фильм, получивший главный приз православного кинофестиваля, о счастливой многодетной семье батюшки из Иркутской области. Когда она находилась в стационаре, что, кстати, среди таких женщин случается реже обычного, то на тумбочке у нее были иконки, молитвословы, плеер с кассетами хорового церковного пения, рукоделие. Ее отношение к необходимости госпитализации - смиренное.

Заметим, что те особенности поведения, которые объединяют всех женщин, чаще требует физических и душевных затрат и в целом ведут к расточению. Тогда как выявленные отличия напитывают и укрепляют душу и тело женщины. Может поэтому беременность и роды у них чаще протекают благополучно, детей бывает больше и они – здоровее. Да и сами воцерковленные женщины во время беременности, как правило, ведут себя спокойно и благоразумно.

Вот и матушка Ксения терпеливо ожидала срока родов. По всем подсчетам - срок родов у нее уже подошел, но они почему-то не наступали. Ожидание нарастало. Проходит 1-3-7(!!)-9(!!!) дней. Задают вопросы близкие, беспокоится и врач. Но вечером 13 октября я вижу матушку на вечернем праздничном Богослужении, а ночью 14 октября начинаются роды. Так вот почему произошла задержка в 10 дней! О. Димитрию (Котову), который уже несколько лет служит регентом братского хора в Покровском соборе, Господь даровал рождение дитя в храмовый праздник – Покрова Божией Матери! По времени рождение ребенка совпало с праздничным богослужением. Несмотря на естественную для всех рожениц боязнь болей, матушка перенесла роды довольно легко, молясь Господу Иисусу Христу и Богородице, усердно помогала рождению дитя и была несказанно счастлива свершившемуся событию. Ведь это большой подарок – рождение дитя в церковный праздник! Кстати, в это время из окна родильного дома на небесах были видны широкие перистые облака, напоминающие Покров - зримый опыт покровительства Божией Матери. Чудеса они всегда рядом!

Как видим, было особенное течение беременности (приготовление) и роды (свершение, исполнение). Весь опыт Православной Церкви стоит на приготовлении и исполнении. Нас учат: от качества приготовления, зависит радость исполнения. Об этом ритме подробно писал известный богослов о. Александр (Шмеман).

Приготовление – это пост, молитва, покаяние. Святые отцы учили, а духовный опыт человека подтверждает, что они изменяют человека, делают его способным понять, как жить, делают пребывание человека на земле осмысленным, меняющим и саму его жизнь. Поэтому в проповедях священнослужители постоянно напоминают, что материальное бытие определяется идеальным смыслом, логосом, который имеет свое начало, в своей ипостаси, в Боге – Троице. Этот смысл – семена, из которых вырастает событие. Семена могут быть полноценными и поврежденными. Наш пример подтверждает это: то, что у женщины заложено накануне родов в смысловой сфере, то определяет и сам их процесс. Эти различия довольно хорошо иллюстрируют рисунки беременных женщин. Посмотрите на них, и вы без труда узнаете, какой смысл вкладывается в процесс деторождения в том или ином случае, а также кто какие нарисовал.

В момент рождения ребенка с женщиной происходит то, что происходит с каждым человеком во время болезни: нас посещает Господь. Родовые страдания создают условия для изменения человека, скачкообразного его взросления, духовного очищения и роста. Господь всегда заботится о нас, даже (точнее сказать, более всего) когда мы испытываем скорби. Но если было приготовление, то и боли становятся терпимыми; если мы их переживаем правильно, то за ними всегда дается облегчение и успокоение, в душе наступает мир и радость. Потому что Господь – Утешитель, «Врач душ и телес наших». Скорби очищают душу, делают ее мягче, восприимчивее к пониманию заповедей Божиих, более способной к любви. Так и родовые боли: они очищают душу женщины, и если она перенесла родовые скорби не ропща, то по завершении родов становится способной к излитию любви. Именно поэтому в роддоме врачи нередко видят сразу после родов счастливые слезы у женщины, прижимающей к груди своего ребенка. Такая мать будет не только тело ребенка питать молоком, но и душу его – любовью. Посмотрите, какие умиротворенные, очищенные, просветленные лица у кормящих матерей. Но откуда появиться таким слезам и такому лицу при полном обезболивании родов? А появится ли источник любви потом? Ведь истинную любовь люди в молитвах долго выпрашивают.

Перед описываемыми родами был праздник Сергия Радонежского - рождались дети. Роды как дар под покровом великого святого! Но не многие это знали. И все же в этот день женщины были особенные: довольные, тихие, расслабленные, с блуждающей улыбкой. Поэтому разве не бывает любви в семье, не посещающей Церковь? Бывает, но вся беда в том, что супруги, составляющие эту семью, не знают, что «душа по своей природе – христианка» и она получила великий дар.

Таким образом, родовые боли – ключ к тому, чтобы женщина изменилась, стала способной к полноценному питанию и воспитанию ребенка, которое происходит только в атмосфере любви, источник которой – Бог. Приготовьтесь к родам, ведь от этого зависит радость исполненности. А подготовка к родам обязательно должна включать в себя молитву самой женщины и ее близких в храме и дома о предстоящем событии, искреннюю исповедь и частое причастие, осмысление цели создания семьи и рождения ребенка, и, если возможно, наблюдение беременности и ведение родов у врача, признающего существование духовных основ акушерства. Именно поэтому мы с полной уверенностью можем утверждать, что создание общества православных врачей явилось ответом на потребность самого общества, а не вызовом ему.

Будет у мужа и жены перед глазами ясно прорисована цель – счастливая семья, а во время беременности - духовная защита и поддержка, то и событие приведет к рождению не только нового человека, но и рождению женщины как матери, рождению нового источника любви на земле.