Проект «Епархия» / Новости Барнаульской епархии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Барнаульской епархии

Адрес сайта Барнаульской и Алтайской епархии - http://www.altai.eparhia.ru

Врач-педиатр А.А.Чурсин: Заметки врача о Крестном ходе

07.12.2011

Чурсин А.А., врач-педиатр, Алтайская краевая клиническая детская больница.

Хочется поделиться впечатлениями от Крестного хода, увиденными глазами врача, непосредственного участника этого мероприятия. Когда говорят: «В здоровом теле – здоровый дух», мне сразу приходит в голову юмористическое продолжение: «на самом деле – одно из двух». Но, будучи неоднократно «крестоходцем», убедился в неверности вот этого дополнительного выражения.

История Крестных ходов имеет многовековую традицию. «Странствие или путешествие всегда предполагает трудности, материальные и комфортные лишения, например во имя науки. Активный отдых, туризм, т.е. смена одного вида деятельности на другой или спортивные достижения имеют очевидную логику с вполне определенной целью испытания и преодоления себя. Но ограничения и трудности материального характера могут способствовать духовно-нравственному росту, если они терпеливо преодолеваются во имя веры. Этим Крестный ход коренным образом отличается от всех других «экстримов».

Традиция Крестного хода неожиданно получила свое второе рождение в наше рационально-техническое время на рубеже ХХ и ХХI веков. Возникнув, можно сказать стихийно из народной среды, она оказалась необходима ему и востребована, как глоток свежего воздуха в современном искусственном мире. Если русский человек в силу обстоятельств десятилетиями, будучи оторван от живого родника веры, потянулся к чему-то духовному, ещё неясно осознаваемому, но интуитивно необходимому и чистому, значит в нем проснулись православные корни потому, что русский – это значит православный». (Олег Гармс «Под сенью хоругвей», Барнаул, 2006, с. 3.).

Наш алтайский Крестный ход берёт начало в История храма в с. Коробейниково имеет более чем 100-летний период. Был большой храм в богатом торговом селе и во время Советской власти разрушен, осквернен, использован как склад. А икона Богоматери валялась на полу, по ней заезжали телеги в склад. Потом Богородица явилась девушке из соседнего села, запросила помощи. Две женщины взяли тайком икону из склада, спасли. Затем она чудесным образом обновилась и стала помогать тем, кто к ней обращался за помощью. Храм был восстановлен в 1994 г., и тогда же была возвращена Чудотворная икона Божией Матери, которая признана Всероссийской святыней в 2007 г. Есть акафист и кондак этой иконе, написаны книги по истории её обретения, а также ежегодные публикации о Крестном ходе в местных православных изданиях.

В 2008 г. был юбилейный 10-летний Крестный ход. Организацией его занимаются энтузиасты, помогают спонсоры и сами участники. Маршрут разработан и согласован с властями, сопровождается священниками, которые идут со всеми вместе, и ГИБДД. На протяжении всего пути (а это 250 км – территория 5 районов) люди идут колоннами по 3 человека. Участники Крестного хода несут с собой только самое необходимое (вода, сухой паек, подстилка для отдыха, фотоаппарат), а более тяжелые вещи (рюкзаки, палатки и прочее) везёт грузовая машина «Камаз». Некоторые несут всё на себе, чтобы испытать себя на прочность преодоления физических трудностей.

Продолжительность пути в день – 20-30 км, с 8-9 утра до 18 часов вечера. Ночевки проводятся в крупных селах, где имеются храмы, и обычно на территории школ или ПТУ, в которых есть спортзалы, чтобы разместить всех, не имеющих палаток. Сопровождает нас также и полевая кухня, готовившая простые супы, каши и кипяток. Несли послушание на кухне участники хода, молодые ребята, а помогали им женщины, которые не могли идти пешком весь путь. Дорожное покрытие в пути всякое: асфальт, щебень, грунтовка.

Идут паломники разных возрастов, дети от 3-4 лет до пожилых людей 70 лет. Никто не проверяет физическое состояние паломников, но некоторые готовятся. Я и сам за 2-3 мес. начинаю ходить на работу и с работы пешком (2,5-5 км), чтобы потренировать изнеженные ноги.

Надо сказать сразу, что это не туристическая прогулка, это тяжелый труд (молитва в пути, чтение акафистов, исповедь и причастие в храме). Примерно треть всех крестоходцев – молодежь (студенты, школьники и молодые люди до 25 лет). Многие из них являются членами молодежного христианского объединения «Слово», в основном студенты Барнаула. Вот они-то и поразили меня в 1-м Крестном ходе: идут дружно группой, тихо разговаривают, поют молитвы, называют друг друга по именам (а не по кличкам, как это сейчас принято), на привалах веселятся, но все это очень пристойно, без анекдотов, громкого, вызывающего смеха. А как поют вечером у костра духовные песни!

Очень интересно наблюдать за детьми. Они просто порхают как бабочки и скачут как кузнечики, идут легко, вприпрыжку. Один мальчик Ваня шел практически все 7 дней сбоку от колонны, по траве – пробежит 20-30 м, присядет на корточки, подождет когда мама с колонной поравняется и опять бежит. И так весь день! Другого мальчика, 6-7 лет, моего пациента с бронхиальной астмой, в первый день вели за руки мама и тетя. Он вначале хныкал, говорил, что ему тяжело. Я его даже послушал, думая, что у него бронхоспазм. Но постепенно его не стало слышно. Он также делал пробежки, ловил стрекоз и прошел весь путь без эксцессов.

Иногда случались обострения аллергического ринита (поллиноза), когда мы вышли из черты города и свернули с федеральной трассы в чистое поле, где с ног сшибал запах разнотравья (чабрец, медуница). Моя задача была обеспечить медицинскую помощь в пути и развернуть медпункт на стоянках, где в основном работали опытные медсестры, боровшиеся с мозолями. Это самая главная болезнь Крестного хода, потому что мы отвыкли просто ходить ногами, ездим на транспорте. А тут 20-25 км в день нужно протопать, сразу появляются большие мозоли на стопе и на пальцах, начинаешь чувствовать свои колени. Поэтому самые ходовые средства помощи – «зелёнка», пластыри. Наиболее эффективны импортные пластыри, которые как бы срастаются с кожей и держатся много дней.

Некоторые крестоходцы просто отказываются от медицинской помощи, и тогда применяют «первое лекарство» - лопух, затем подорожник и, наконец, крапиву, которой просто стегают по ногам. Получается легкий ожог, но утром люди вновь идут, как ни в чем не бывало.

Вторая болезнь – это солнечные ожоги. Редко кто из нас постоянно бывает на солнце целый день (разве что торговцы на рынках), а мы целый день идем на юг, под прямыми солнечными лучами. Здесь спасают шляпы, очки, зонты, платки, как у бедуинов, а вот кремы практически бесполезны, или их нужно мазать несколько раз в день. И третья болезнь – солнечный (тепловой) перегрев. Собственно за все 5 Крестных ходов было 3 случая именно солнечных ударов, потому как начало июля обычно жаркое, днем температура – 30-35ºC и солнечно. Только одну бабушку, 69 лет мы решили доставить в ЦРБ. Было это к концу дневного перехода, за 2 км до Усть-Пристани, а в анамнезе у нее был инфаркт миокарда. У нее оказалось чуть повышенным артериальное давление. Сделали ЭКГ, посмотрел терапевт – ничего страшного. А видно, что бабушка боится, как бы ее не вернули домой. Оказывается, она готовилась к Крестному ходу: за месяц до этого обращалась к врачам. Ей провели курс кардиометаболической терапии: АТФ, кокарбоксилаза, панангин. Я попросил тихо врача, чтобы она сказала нашей пациентке, что благославляет её на дальнейший путь. Так она просто встрепенулась, как птица, и на следующий день 17 км прошла, хотя мы предлагали ей проехать на автобусе. Для таких случаев был предусмотрен «Пазик», который подвозил в пути пожилых и уставших. Но люди в возрасте очень крепки духом, стойкой веры, перенесшие послевоенные и прочие катаклизмы, они идут очень хорошо. Просто умиляешься, глядя на них, как они счастливы, что идут со всеми, поют молитвы, участвуют в общем деле. Ведь достаток их очень скромен, поехать куда-то отдыхать, как западные пенсионеры, они, конечно же не могут, а тут такая благодать: воздух чистый, аромат трав, солнце, ноги идут сами.

Вот впечатление одной из паломниц: «До глубины души потрясла меня высокая духовность окружающих людей, я ни разу не слышала ни от кого-то самовосхваления, не видела гордыни. Удивляет кротость каждого идущего и глубокое смирение. Совершенно незнакомые люди начинают говорить о своих грехах, низменных поступках, винить во всем себя».

Приходилось нередко бороться с болью в мышцах и при хондрозе. В Крестном ходе несут 2 или 3 большие иконы на своеобразных носилках четверо мужчин, поочередно меняясь через каждый час, но весь путь, 7 дней. И вот у одного из них в конце второго дня просто «отказали» ноги. Он говорит: «Я же в городе хожу ногами 1-2 часа за день, остальное время сидя, на машине». Вот ему очень помогла 1 инъекция «амбене». Просто на следующий день он, как ни в чем не бывало, бегал по лагерю, решал всякие вопросы, сворачивал палатку и продолжал нести икону Иисуса Христа. Но каждый раз вечером подходил к нам и говорил, что «какой чудесный укол вы мне сделали».

Было несколько случаев болей в животе у детей, подозрительных на острый аппендицит. Приходилось везти их в больницу, брать анализы крови на лейкоциты, консультировать у хирургов. Это были всего лишь кишечные колики, так как Крестный ход совпадает с Петровым постом, и все крестоходцы и дети тоже едят в пути много орехов, сухофруктов, мюсли и пьют много воды. От всего этого возникает метеоризм, боли, похожие на острый живот.

В 2006 и 2007 годах в Крестном ходе шла молодая женщина с 4-мя детьми (трое своих и один 10-летний мальчик из «трудных»)! А самой маленькой её дочери Варваре было 4 года. У самой мамы не было здесь ни родных, ни знакомых. Просто узнала о Крестном ходе и приехала из Тюмени (сама она певчая в храме). И добрые люди вокруг окружили их всех вниманием, теплом, помогали во всем. Варвару иногда несли на плечах мужчины. И это ведь не демонстрация, а трогательная забота о ближнем.

Следует сказать, что среди участников Крестного хода можно найти врача любой специальности, если возникнет необходимость консультации (педиатры, хирурги, терапевты, гинекологи и даже психиатры). Конечно, среди 400-500 человек, идущих в пути, есть и люди с больной психикой, душевнобольные. Их сразу видно: они либо идут отдельно молча, не вступая в контакт с окружающими, либо наоборот, поют, смеются, очень говорливы. При мне за 5 лет был лишь один случай, когда молодой парень, до этого уже 2 раза участвовавший в Крестном ходе, в последний день замкнулся и у входа всей колонны в храм, на пороге остановился и не мог войти. Он стал громко кричать: «Господи, помилуй». С нами был психиатр, который оценил его состояние. Больного вывели на улицу, уложили, успокоили, а затем отправили домой.

Пройдя этот Крестный путь с молитвой, с верой в любовь Христа и защиту (покров) Пресвятой Богородицы, в единении с другими такими же грешниками, подойдя к Храму, видишь слезы и приветствия встречающих тебя людей, слышишь звоны колоколов храма и чувствуешь, как комок подкатывается к горлу, и переполняет радость от того, что дошел всё-таки. И когда в храме многотысячный хор исполняет «Царице моя преблагая, надеждо моя, Богородице…», понимаешь, что все это и есть Благодать. Это сложно передать словами, но вот это чувство счастья, умиления и усталости вызывает слезы очищения и потом по прошествии времени (при воспоминании зимой).

Как писала одна из участниц: «Только когда шла Крестным ходом, почувствовала наше единство, во мне стало открываться: нельзя любить Бога, не любя людей. Через тёплые чувства к ним, душа тянется к Богу и находит его». Единение всех в Крестном ходе было отлично продемонстрировано в 2008 г., когда после шести дней пути на последней стоянке в с. Елбанка молодые ребята 20-25 лет играли футбольный матч с самыми молодыми священниками до 40 лет. И столько было страсти спортивной, азарта, как кричали болельщики: «Ба-тюш-ки!». «Ба-тюш-ки!» - так называлась команда служителей церкви, показавшая великолепную технику и заслуженно победившая в матче со счётом 3:2. На это было очень отрадно смотреть.

Такую же Благодать я еще ощутил в Дивеево, побывав там с женою и сыном в августе 2007 г. Великолепие храма, ухоженные могилы, мощи Серафима Саровского и других святых, прекрасный сад, «Канавка», наконец, созревшие яблоки на одновременно цветущих же ветках (как в раю!) и ощущение, что ты в родном доме – так хорошо и спокойно на душе. И когда в храме ко мне вдруг обратилась женщина: «Здрвствуйте! Вы же врач?», я просто оторопел, как это: за 3 тысячи км, где из знакомых только жена и сын, меня узнали? «Наконец-то и ко мне пришла всероссийская известность», - подумал грешным делом я. А женщина говорит: «Мы же с вами были в прошлом году в Крестном ходе в Коробейниково. А сама я из Томска. Мы с двумя подругами приехали прикоснуться к святыням сюда». Вот такой приятный казус, тоже имеющий отношение к Крестному ходу.

И ещё один момент. Когда закончится Крестный ход, все идут на святой источник погрузиться и омыться святой водой, которая и зимой и летом имеет температуру +6+8ºC. Это снимает всю усталость, и от источника бывшие усталые люди идут уже чистые, легкие, светлые и даже не хромают.

Резюмируя все вышесказанное, хочется сказать, что:

· «Крестный поход вглубь – вспоминание старых и формирование новых традиций православной нации в духе. Это формирование обновленного мироощущения и порядка, вопреки временно господствующей эгоцентрической цивилизации, на непреложных основах Веры. Бог вочеловечился в лице Христа, чтобы люди обожились. Он предложил нам Крестный путь – дорогу преодолений, подвига и Славы. Мы выбираем его.» (Олег Гармс «Под сенью хоругвей», Барнаул, 2006, с. 4.).

· Кроме физического и душевного здоровья очень важна духовность, вера в Благодать Божию, которая дает силы жить.

· Святыни, в частности Чудотворная икона Казанской Божией Матери (Коробейниковская), прикосновение к ним помогают по жизни многим людям.

· Крестный ход помогает единению разных людей и особенно молодёжи, дает возможность испытать себя физически и духовно укрепиться.

· Крестный ход – это возможность хоть на короткое время оторваться от грешного мира, посмотреть вокруг, увидеть горизонт и чёрное, звёздное небо (которое в городе вовсе не такое), вдохнуть свежего степного воздуха, настоянного на запахе трав, услышать жаворонка и соловья (может быть даже впервые) и очистить душу от скверны.

· И, наконец, Крестный ход – это возможность исповедоваться и причаститься Тела и Крови Христовых (кому-то может быть тоже в первый раз), почувствовать себя грешным, стряхнуть с себя гордыню, погрузиться в святой источник во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Братья и сестры! Приезжайте к нам, чтобы поучаствовать в нашем замечательном Крестном ходе, прикоснуться к нашей святыне – Чудотворной Коробейниковской иконе Казанской Божией Матери.

Март 2009 г.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика