Новости Читинской и Краснокаменской епархии РПЦ

Адрес сайта Читинской и Краснокаменской епархии - chita.eparhia.ru
28 Марта 2013

Соборование (елеосвящение) – одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождаемым чтением молитв, Апостола и Евангелия.

Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться.

После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и в ближайшее же время причаститься святых Христовых Таин.

Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками — «собором».

Таинство елеоосвящения восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа «власть исцелять болезни», «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6.13). Наиболее полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). Из этого текста видно, что уже в апостольское время была практика помазывания больных елеем, но, что важно отметить, исцеляющая сила приписывается не самому елею, а «молитве веры». Следствием этого священнодействия, по словам апостола, является исцеление тела и прощение грехов.

Соборование не совершается над младенцами, потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов.

Для совершения таинства используются елей (растительное масло, по возможности — оливковое). Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.

Традиционно совершают это таинство несколько священников, не обязательно семь. Но в исключительных случаях может совершить и один священник.

2 и 5 апреля 2013 г. в 18.00 в Казанском кафедральном соборе Таинство Соборования будет совершено архиепископом Читинским и Краснокаменским Евстафием в сослужении духовенства собора.