Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
30 Сентября 2013

В Свияжске 26-27 сентября прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «Свияжск: прошлое, настоящее, будущее».

В ее организации приняли участие Министерство культуры РТ, Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры РТ, Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск», который вместе со Свияжским Успенско-Богородицким мужским монастырем Казанской и Татарстанской митрополии РПЦ занимался приглашением к участию деятелей науки, культуры, просвещения и образования.

В качестве торжественного открытия конференции в конференц-центре музея 26 сентября было зачитано приветственное слово наместника Успенско-Богородицкого монастыря игумена Силуана (Хохиашвили) гостем и участником, протоиереем Николаем Агафоновым, православным писателем.

Программа конференции отличалась разнообразием докладов и научных проблем, которое позволило сформировать несколько секций, посвященных истории Свияжска от момента основания города до нашего времени, роли музеев в изучении истории и сохранении историко-культурного наследия, реконструкции социально-экономической и культурной жизни российских городов, а также политическим репрессиям .

Проблемы собственно духовной или церковной истории и культуры Свияжска не составили отдельной секции или раздела, но присутствовали во всех секциях и, надо отметить, что авторы подобных докладов не остались незамеченными. Событием стало участие в конференции протоиерея Николая Агафонова, православного писателя (члена Союза писателей РФ), подготовившего не только доклад, посвященный загадкам в судьбе святителя Германа Казанского и Свияжского, основателя Успенско-Богородицкого монастыря, но и представившего ученому собранию свою историко-художественную книгу «Адамант земли Российской» о жизни и судьбе святителя Ермогена, патриарха Московская, которая была им подготовлена к 400-летию мученической кончины святого (1612).

Был примечателен доклад кандидата культурологии, доцента Новосибирского государственного педагогического университета Елены Евгеньевной Тихомировой, которая попыталась воссоздать образ святителя Владимира (Петрова), архиепископа Казанского и Свияжского, в бытность его миссионером, главой Алтайской духовной миссии; основу исследования составила историко-философская книга А. И. Макаровой-Мирской; важными нам представляются слова выступавшей исследовательницы о том, что образ святителя Владимира (Петрова) как миссионера, память о котором до сих пор жива среди населения Алтайского края, как нельзя более подходит для объяснения современным школьникам тех основ православной культуры, которые по педагогическим требованиям нашего времени должны стать частью общекультурного «багажа».

Интересно отметить, что два доклада были посвящены музеям, связанным с историей РПЦ: музею Русского патриаршества в Нижнем Новгороде – доклад Е. Ю. Павловой, старшего научного сотрудника Нижегородского гос. Историко-архитектурного музея-заповедника; и музею православия Поволжья в составе музея-заповедника «Казанский Кремль» Е. В. Хабаровой, куратора музея православия Поволжья и главного специалиста Музея-заповедника «Казанский Кремль».

Судьбы священнства и новомучеников составили темы докладов Е.В. Афониной, доцента КНИТУ-КАИ им. А. Н. Туполева («Священномученик Димитрий Тимофеевич Тростянский»), Фролова Д. В., доцента Мордвского Университета им. Н. П. Огарева и научного сотрудника Мордовского объединенного краеведческого музея им. И.Д. Воронина («Первый архиерей Саранской епархии и его мемориальные вещи в собрании Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея им. И.Д. Воронина»).

Родословные и генеалогические исследования составили тему докладов Э.И. Амерхановой, зав.отделом рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Лобачевского Казанского университета («Свияжские воеводы из рода Толстых»), М.Е. Ракиповой, научного сотрудника музея «Остров-град Свияжск («Духовенство Свияжска. Опыт изучения семьи Красновидовых»).

Исследованию различных аспектов общественной жизни и служения священнического сословия были посвящены доклады Н.В. Краевой ., зав.отделом книжного фонда Нац.музея Республики Коми («Священнослужители как представители интеллигенции северной провинции второй половины XIX-первой половины XX вв. (на примере Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии)») и Павленко Т. А., зам.директора по науке Краснодарского музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына («Казанская духовная семинария в общесеминарском протестном движении 1901-1902 гг.»), Ф. Н. Козлова, сотрудника Гос.исторического архива Чувашской республики («Репрессии в отношении духовенства и верующих в 1929-1931 гг. (на примере Чувашии, Мордовии и Марий Эл)»), И. Э. Сивопляса, научного сотрудника ГИММЗ «Родина В. И. Ленина» («Церковно-приходские летописи Симбирской губернии как источник по истории репрессий против православного духовенства в первые годы советской власти»). К судьбам отдельных представительниц женского монашества и истории женских обителей нашего края обратились в своих выступлениях А.М. Елдашев, доцент Казанской духовной семинарии («Игуменья Балашовского Покровского женского монастыря Мария (Мандрыка Екатерина Захаровна)») и А. Ф. Степанов, председатель Казанского общества «Мемориал» («Судьбы монахинь Свияжского Иоанно-Предтеченского и Казанско-Богородицкого женских монастырей в 30-е годы XX века»).

Имели отношения к церковной истории, искусству и быту ряд докладов, посвященных проблемам православного искусства в Казанском крае: Калиной А. А., научного сотрудника Госмузея изобразительных искусств РТ («Информация об иконах свияжских церквей по материалам периодической печати середины XIX-начала XX вв.»), Е. И. Карташевой, зав.научно-методическим отделом Национального музея РТ («Материалы по истории Свияжска и Свияжского уезда в собрании Нацмузея РТ: состав и источники поступления»), в своем сообщении исследовательница привела сведения и предоставила визуальные материалы из фонда музея, связанные с деятельностью фотографов Матиза и Засыпкина, делавших фотоснимки предметов церковного обихода из церковных ризниц Казани и Свияжска; М. А. Маханько, сотрудника Церковно-научного центра «Православная энциклопеди» («Малороссийское влияние на церковное русское искусство XVIII в.: по материалам Казанской и Свияжской епархии»), а также в бывшей столице Российской империи: доклад Е. И. Лелиной, доцента Санкт-Петербургского госуниверситета («Лахтинский православный комплекс в Санкт-Петербурге: история и современность») и землях, соседствующих с Казанским краем, например, Чувашией: доклад О. Ю. Сергеевой, доцента Чебоксарского политехнического института («Уездный город Чебоксары и династия Романовых: связь времен»).

В число докладов, посвященных произведениям из личных архивов и связанных с историей и обликом Свияжска в начале – первой половине XX вв., вошли сообщения Е. И. Тепловой, преподавателя школы-лицея при Казанской госконсерватории («Свияжск 1913-1914 гг. в рисунках художника П. Т. Сенникова-Сперанского»), С. А. Фроловой, зам.директора по научной работе музея «Остров-град Свияжск» («Свияжск в 1920-е гг. по материалам дневников А. Г. Артемьева из фондов музея «Остров-град Свияжск»).

Важными следует назвать также доклады, посвященные изучению археологических находок, сделанных в Свияжске (доклады Л.Ф. Богатовой и М.Ю. Визгаловой (Казань), Н. П. Синицыной (Москва)), поскольку, как высказался о. Николай Агафонов, изучение материальной части культурного прошлого является источником вдохновения для писателей, работающих над историческими произведениями сегодня.