Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
26 Декабря 2014

Рождество Христово. Новый год. Праздники радостные, для души приятные, волнующие. Невольно замечаешь, как преображаются люди в них. Ходят в гости, славят, поздравляют друг друга. Смотришь и думаешь: «Вот бы всегда так! Как хорошо мы бы жили между собой…» Все желают друг другу счастья. А истинное счастье – это, прежде всего, спокойная совесть и внутренний мир, а потом уже что-то другое. С верой в сердце легче иметь спокойную совесть. С надеждой на Бога проще переносить все искушения и трудности. С мыслью о Боге правильно пользуешься и благами мира, будешь делиться сближними, начнёшь дорожить временем, и видеть в нём путь в вечность.

Ежегодно мы встречаем эти праздники. И невольно начинаешь задумываться о времени, которое так скоротечно. Как интересно и точно толкует понятие о времени один древний манускрипт:

– Что такое время нашей жизни? Оно – лестница, которая одним концом достигает неба, а другим упирается в ад. И, идя по ней, мы постепенно или приближаемся к небу, или спускаемся в преисподнюю. И кто знает, может быть, именно этот момент моей или твоей жизни и есть последняя ступенька на этой лестнице?

Вечность ставит вопросы, от которых не уйти. Душа ищет смысла бытия, тоскует на земле по блаженной жизни. Есть предание о том, что прежде, чем человек родится в мир, душа его видит небесные красоты и уже во младенчестве начинает тосковать по этим красотам. И поэт Лермонтов пытался объяснить присущую многим людям непонятную тоску. Он говорил, что за красотой земной душе снится лучший, прекраснейший мир иной. И эта тоска по Богу – удел большинства людей. Федор Михайлович Достоевский, который часто бывал в Оптиной пустыни, как-то сказал отцу Макарию, что раньше он ни во что не верил.

– Что же заставило вас повернуть к вере? – спросил его старец Макарий.

– Да я видел рай. Ах! Как там хорошо, как светло и радостно. И насельники его так прекрасны, так полны любви. Они встретили меня с необычайной лаской. Не могу я забыть того, что пережил там – и с тех пор повернул к Богу.

И, действительно, он круто повернул ко Творцу. Мироздание, Рождество Христово, рождение любого человека с душой, подаренной Богом, – великая тайна… Родился Христос, целью пришествия Его на землю была организация нового, особого царства среди людей, во главе которого встал Сам Богочеловек. Он открыл двери этого Царства для всех и всех зовёт в него. А чтобы доказать, что никакой грех не может помешать человеку войти в него, Он ввёл туда первым покаявшегося разбойника. Зная это, как мы должны относиться к Богу? Наверное, если мы не совершенно бесчувственны и бессмысленны, то должны были бы содрогнуться всем нашим существом – разумом и сердцем – перед тем неизмеримым значением, которое имеет для нас Иисус Христос.

Часто мы благодарим Господа за все Его благодеяния? Нет… А две тысячи лет назад к родившемуся Богомладенцу пришли из далёкой Персии волхвы (астрономы) с риском для жизни в царствование жестокого Ирода, но с чувством долга, веры и призвания. Пришли не с просьбами. А с дарами. Кстати, у архиепископа Иннокентия Херсонского (+1857) есть замечательное аллегорическое толкование даров, принесённых волхвами. Помните евангельские слова: и, войдя в дом, увидели младенца с Мариею, Матерью Его, и пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф. 2:11)? «Три дара принесли Единому от Троицы, – говорится в комментарии на этот стих, – как бы в честь Святой Троицы: золото – как дань Царю царей; ливан или ладан, как чистую, благоухающую, бескровную жертву Богу и в то же время – вечному Архиерею Небесному, а смирну – как будущему Мертвецу (Ин.19:39), Который Своей смертью разрушит царство смерти1.

Владыка призывает всех нас следовать примеру волхвов: «Сии странники востока представляли собою у яслей Христовых, можно сказать, всё человечество; посему и дары их изображают символически всё, что может быть приносимо Спасителю нашему от нас… Золотом в этом отношении означаются дары вещественные; ладан – дары духовные, невещественные; а смирна выражает дары, так сказать духовно-вещественные…

Кто же приносит Господу золото? Приносят те, которые жертвуют во славу Божию и на пользу ближних чем-либо от трудов своих и имущества… Кто приносит Господу ладан? Те, которые употребляют во славу Его и на пользу ближних свои способности, познание и искусства, представляющие собой нечто такое, чего нельзя купить никаким золотом… Смирна, также как и ладан, издаёт благоухание. Но…она весьма горька; потому и выражает собой наши бедствия и горести, слёзы и страдания.

Теперь понятно, кто приносит Господу в дар смирну. Приносит тот, кто терпит бедствия в жизни и страждет невинно; кто, страдая невинно, не позволяет себе ни уныния безотрадного, ни ропота малодушного, ни воплей бесполезных; кто при перенесении бедствий одушевляется не гордым презрением к людям, не отчаянным подавлением в себе всякого чувства человеческого …»2.

Если призадуматься… Что же каждый из нас приносит в дар Богу? И что может принести, приложив желание, усилие? Время… Стоит им дорожить, чтобы принести дары Богу, успеть обрести спасение.

1. Троицкие листки: Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов

2. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.). Бесѣда на день Рождества Христова. // «Вѣчное».— Paris, 1950. — XII. — С. 8-12.