Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
8 Января 2015

Вера в Бога, в божественное миросоздание не зависит от принадлежности к нации, от должности, звания, образованности. В Церкви Христовой можно увидеть всегда людей любого сословия, социального положения… Но удивительное дело: большинство великих людей (ученых, философов, политических деятелей, писателей, музыкантов…) были людьми верующими. Мы наследники их неколебимой веры в Творца. И это волнует душу, заставляет размышлять ум, помогает что-то переосмыслить, осознать.

Твое созданье я, Создатель!
Твоей Премудрости я тварь,
Источник Жизни, благ Податель,
Душа души млей и Царь! –
Писал русский поэт Г. Р. Державин.

Великий поэт А.С.Пушкин, когда слышал споры о том, есть ли Бог, то говорил, что не спорят о том, чего нет. Спорят лишь о том, что есть в жизни, в природе; значит и Бог есть, коли о нем спорят: только одни Его принимают, другие – отвергают. Все творчество самого поэта проникнуто христианским вероисповеданием:

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.

Созвучны Пушкину строки В.Жуковского: «Непостижимость Бога есть сильнейшее доказательство бытия Его; высшая идея, какую только человек может иметь, должна принадлежать высшему свойству души человеческой, не уму, а вере». Битвой за Христа можно назвать жизнь Ф. М. Достоевского и его творческую деятельность. «Христос и Его Церковь, – говорил он, – вот источник мудрости, богатства, силы для человечества. Прочие источники – сухи и безводны. Прочие пути – пути в погибель. Без христианства человечество разложится и сгниет».

Взирая на жизнь народную он добавлял: «Русский народ в Православии хорош, а без Православия – дрянь». – Ах. Как подходят эти слова к нашему времени! Каждому неверующему можно сказать, что если кто-нибудь не найдет в солнце пользы, то не оно ведь виновато, так и с мудростью от Бога. «Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой», – суждение немецкого поэта, мыслителя и естествоиспытателя Иоганна Гете.

Однажды корреспондент задал вопрос физику, создателю теории относительности А. Энштейну, признает ли тот историческое существование Иисуса Христа. Ученый ответил: «Бесспорно! Нельзя читать Евангелие, не чувствуя действительного присутствия Иисуса. Его Личность пульсирует в каждом слове,.. в нем Бог открылся нам в самом ясном и понятном образе. Его я почитаю… ни одной минуты моей жизни я не был атеистом».

Многие ученые пришли к Богу в результате своих исследований, опытов. Например, А Беккерель, французский физик, предвозвестник открытия радиоактивности говорил о себе: «Именно мои работы привели меня к Богу, к вере». А Луи Пастер (1822-1895), французский микробиолог и химик, основатель современной микробиологии и иммунологии уверял: «Я мыслил и изучал, потому и стал верующим, подобно бретонскому крестьянину»…

Веру в бога у людей не отнять, изъять ее никто не в силах. На одном из официальных государственных приемов в конце 50-х годов XX века к известному хирургу, профессору, лауреату Сталинской премии архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому), прошедшему сталинские лагеря и войну, подошел один из членов советского правительства. Он насмешливо сказал владыке: «Вот недавно советские спутники летали в космос, а Бога там не обнаружили. Как Вы это объясните?»

– Будучи хирургом, – отвечал архиепископ, – я много раз делал трепанацию черепа, но ума там тоже не обнаружил».

Исаак Ньютон (1643-1727), английский физик и математик, создатель классической механики, был и богословом (о чем замалчивалось в советской школе при изучении его закона о земном притяжении). Из 80 томов его сочинений – 20 посвящены богословию. Он написал труды о Святой Троице, а также толкование на книгу пророка Даниила. Интересно, что он высоко ценил именно свои богословские сочинения. Всегда, произнося имя Божие, Ньютон снимал шляпу. Ему принадлежат строки: «Небесный Владыка управляет всем миром как Властитель Вселенной…»

Основатель квантовой механики, немецкий физик-теоретик Макс Планк (1858-1947) сделал вывод: «Когда религия и наука исповедуют веру в Бога, первая ставит Бога в начале, а вторая – в конце всех мыслей. Религия и наука нисколько не исключают друг друга. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога».

Первый русский ученый-естествоиспытатель, физик, математик, поэт М. В. Ломоносов (1711-1765) утверждал: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал свое величество, в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, видя огромность, красоту и стройность Его созданий, признал Божественное всемогущество… Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению».

Весь бег жизни современного человека, вся сутолока мира с ее стандартизацией уклада, ее развлечениями и увлечениями, заботами, планами иногда словно отгоняют человека от лица Божия. Человек, отвергающий Бога, чаще всего сам не знает, что отвергает, от Кого отворачивается. Священные Книги не читал, опыта духовного не имеет, но все отрицает, притом неграмотно, в каком-то диком упрямстве. Но многие люди, в том числе опять-таки знаменитые, известные во всем мире, жаждали познать Бога и познавали.
После войны чествовали в Париже английского ученого Флеминга, открывшего пенициллин. На торжественном собрании было сказано много похвальных слов в его честь. Отвечая собравшимся, профессор Флеминг сказал: «Вы говорите, что я что-то изобрел; на самом деле, я только увидел, – увидел то, что создано Господом Богом для человека. Честь и слава принадлежат не мне, а Богу…»

Каждому учащемуся средней школы знакомо имя русского литературного критика В. Г. Белинского, но не каждый знает, как он относился к Богу, к священным Книгам. Его перу принадлежат слова: «Есть Книга, в которой сказано все, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни – Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой Божественной Книги…» Церковь всегда была гонима. Гонение на церковь в нашей стране было особенно яростным в прошлом веке. Отличительной особенностью антирелигиозной пропаганды XX столетия было злоупотребление именем «науки». Эта пропаганда и Ивана Петровича Павлова, ученого-физиолога, лауреата Нобелевской премии, называла материалистом. Павлов же материалистом не был. Петроградцы знают, что церковь, прихожанином которой являлся Павлов, сохранялась специально для него и была разрушена только после его кончины. Даже в период жестоких гонений на Церковь на дверях лаборатории Ивана Петровича Павлова в пасхальные дни вывешивалась записка: «Закрыто по случаю праздника святой Пасхи». Ни в одном учебнике не сообщалось о том, что изобретатель радио А. С. Попов окончил духовное училище и семинарию, исповедовал православную веру. Глубоко верующим христианином был и великий химик Д. И. Менделев, разработавший в XIX веке периодическую систему элементов.

Невозможно рассказать о вере в Бога всех выдающихся людей разных времен и эпох. Но в заключении хочется привести цитату известного каждому школьнику французского математика Блез Паскаля. «Есть только три разряда людей. Одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его, эти безумны и несчастливы. Третьи не обрели, но ищут Его, эти люди разумны, но еще несчастливы».