Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
17 Февраля 2015

Слово настоятеля архиерейского подворья в честь священномученика Кирилла Казанского иеромонаха Филарета (Кузьмина) в Неделю о Страшном суде и праздник Сретения Господня.

Дорогие братья и сестры, я сердечно поздравляю каждого из вас со светлым праздником Сретенья Господня!

В эту подготовительную неделю к великому и спасительному посту церковный устав вновь нас призывает к переживанию того славного события, которое произошло на заре земной жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Каждому из вас известна эта священная история, когда один из переводчиков Слова Божия усомнился в девстве Той, от Которой должен был родится на свет Спаситель миру. И он был вынужден несколько столетий ожидать пришествия Миссии. И вот, находясь в храме и ожидая Его, он наконец-то встретил Господа – Мария приносит Младенца в храм. Эта встреча, или сретение по церковно-славянски, до сих пор вспоминается всеми верными христианами. Мы знаем, что сказал тогда этот старец. Он сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего по глаголу Твоему с миром, потому как очи мои видели спасение Твое, которое ты уготовал пред лицом всех людей».

Мы все прекрасно с вами можем увидеть смысл этого события. Встреча с Богом совершается в храме. К встрече с Богом необходимо готовиться. Встречу с Господом необходимо ожидать. И только тогда, когда ты подготовлен, когда ты действительно ожидаешь этой встречи – эта встреча состоится. Подобно этому и мы собираемся в храм. Подобно этому событию и мы здесь принимаем Тело и Кровь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Но сегодня мне бы хотелось обратить внимание всех вас на другое событие, которое последовало этим прекрасным словам. Старец Симеон обращается к Пречистой и говорит: «Душу Твою оружие пройдет». Почему так? Ведь этот человек – Мария – самый благочестивый человек на земле. Человечество очень долго ожидало пока наконец-то родится на свет Та, Которая сможет дать плоть Спасителю. Ее личное благочестие превосходит всех людей, Ее личное благочестие и святость более ангелов и архангелов, мы так Ее почитаем. Но душу Ее пройдет оружие, Она преуготована к страданиям. И действительно, Она принимает эти страдания, Она до последнего момента земной жизни будет идти за Своим Сыном и увидит самое страшное, что может увидеть мать в своей жизни – смерть Своего Сына.

Это ведь ужасно. Почему так происходит в священной истории? Почему святость обязательно связана со страданием? Почему даже Ей, Пречистой Деве, Которая дала плоть Господу, Которая первой стала Причастницей Тела и Крови Христа, Которая ближе всех, казалось бы, к Богу, и Она страдала на земле? Не ошибусь, если скажу, что страдания единственно возможный путь для очищения падшего человечества, грехопадшего человечества. И сегодняшний день для того нам дан, чтобы взглянуть еще раз на подвиг Пречистой Девы Марии, Той, Которая Чиста, Той, Которая девственна и физически и духовно, Той, Которая и в пожеланиях Своих не знала греха, и Ей, как рожденной от человеков, приуготован очистительный путь страданий. Так для чего мы то с вами приходим в храм? Готов ли каждый из нас с вами принять эти страдания? Я наверное опять не ошибусь, если скажу, что далеко не каждый приходит в храм готовый к тому, чтобы принять и понести некий крест в этой земной жизни. Каждый раз, когда приходим мы на встречу с Господом сюда в храм, нужно отвечать на вопрос – «для чего я сюда пришел?» Для того, чтобы комфорт обеспечить себе в этой временной жизни? (как происходит очень часто – ведь молимся мы о даровании именно этого земного благополучия). Или же я прихожу в храм стяжать спасение? А если я для этого прихожу, значит, готов я претерпеть в этой короткой жизни страдания, которые несравнимы с той славою, которая открывается человеку. Так вот страдания – это то, что определяет наши отношения с Богом. Если мы не боимся их принять, значит, желаем мы и того, что последует за пережитыми страданиями – состояния святости. Ведь часто, приходя в храм, мы не задумываемся о том, к чему мы призваны, а каждый из нас призван к святости. Мы молимся святым, мы просим у них постоянно чего-то, но взгляните на их жизнь, ведь нет ни одного из тех, кто предстоит сейчас Престолу Божиему, кто бы в жизни своей смог прожить без страданий, без предательств, без поруганий. Их пример – это сила для нас. Их пример для каждого из нас должен быть постоянным, чтобы никогда не унывать нам.

Но не только отношением к собственным страданиям определяется наша будущая вечная участь. Из сегодняшнего Евангельского чтения мы с вами слышали о том, что в последние моменты, когда будет страшный суд, как называет его человечество, Господь с каждого спросит: «А как ты отнесся к страданиям других людей, которые окружают нас». Мы слышали сегодня этот замечательный диалог, который состоится между Христом и теми, кто спасен, которые войдут в Небесное Царство. «Когда, Господи, мы видели Тебя страждущим, голодным, больным?». И Господь ответит: «Которого вы при жизни посетили больного, или накормили голодного, или помогли немощному, вы помогали Мне». Так, значит, все, кто окружают нас в земной жизни, это и есть Христос! Ведь каждый человек – это образ Божий, и наше отношение к людям, независимо от их отношения к нам, определяет вечную нашу участь. И поэтому в этой жизни призываемы мы к делам милосердия. Вот от того, как мы отнесемся к страданиям наших ближних, от того, сможем ли мы принять страдания себя самих в своей жизни, будет зависеть наша вечность.

Услышать все это, наверное, легко. А вот принять и прожить жизнь с этим, это предельно сложно. Но, чтобы кто-либо из нас не впал в отчаяние или уныние, Господь подает примеры, прекрасные примеры того, как нужно и можно перенести все то, что ниспосылает нам во грехе лежащий мир. Это Сама Пречистая, Которая видела страдания Сына. Это и все святые угодники, начиная с первых веков христианства и завершая совсем еще, казалось бы, недавним ХХ-ым столетием, когда проливали кровь свою, жертвовали своей жизнью. Вот образцы того, каким должен быть твердым христианин, и какой должна быть его вера, если он действительно желает стать носителем благодати Христовой, если он желает, чтобы его сердце соделалось домом Христа. Всякий раз принимая в себя Тело и Кровь Христовы, нужно задумываться достоин ли я этого, нужно размышлять о Теле и Крови Христа, чтобы не быть недостойным причастия, чтобы Господь, входя в нас, очищал нас и прибывал с нами, чтобы приближались мы к тому, как жил святой апостол Павел, говорящий «не я живу, но живет во мне Христос». К этому призваны абсолютно все мы с вами, дорогие братья и сестры. Нужно только в собственно иерархии жизненных ценностей определить, чего я желаю – комфорта этой жизни или вечного благобытия с Господом. Если утвердительный ответ на последнее, на благобытие с Богом, нужно быть готовым ко всему. И я верю и знаю, что Господь поддержит любого, кто встанет на этот путь, какими бы не были и не казались нам страшными испытания, никогда не попустит Господь человеку превышающих его силы страданий. А значит, Он всегда с нами, а значит, и Он Сам идет на встречу, на сретение с каждым из тех, кто действительно любит и желает быть с Ним. Аминь!