Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
10 Июля 2015

В современном мире постепенно наблюдается угасание института семьи. Молодые люди, выросшие в семьях, где не сложились традиционные семейные устои, сами не хотят создавать семьи и нести за них ответственность. Зачастую парни и девушки по несколько раз вступают в «гражданские браки», оправдывая это тем, что никак не могут найти «свою половинку». Проходит время и оказывается, что ты остался у разбитого корыта… Один… Одна… Брошенный в роддоме и никому не нужный ребенок… Почему же так случается? Почему год от года увеличивается число разводов и растет количество детей, рожденных вне узаконенного брака? Причин тому очень много!

С экранов телевизоров мы каждый день видим примеры «свободной любви», вольных отношений между людьми. И даже в реальной жизни от «современных» родителей взрослеющие дети могут услышать следующее: «Поживите вместе, не торопитесь жениться, а вдруг вы друг другу не подойдете, разбежитесь? Кому нужен этот штамп в паспорте?» Что это? Ни что иное, как нежелание родителей видеть своих детей счастливыми. Ведь только создав полноценную семью, человек может быть по – настоящему счастлив. Семья – осколок Рая на Земле. Две половинки в одном целом, не мыслящие жизни друг без друга… Такие союзы чаще, чем «гражданские браки» благословляются рождением детей. 

Господь повелел нам оставлять родителей своих, соединяться и, создав семью, продолжать род свой. Женщине, которая находится под защитой законного брака и своего мужа, уверенная в завтрашнем дне, с радостью подарит ему наследников. А если это «гражданский брак»? Да, и в таких браках рождаются дети, но что их ожидает в дальнейшем? Смена многочисленных отцов или мать – одиночка, которая бьётся на трех работах, обеспечивая себя и детей. Психологи говорят о том, что многие дети, выросшие в неполных семьях, не способны создавать в дальнейшем свои полноценные семьи, так как не имели в своей жизни опыта построения семейных отношений. Даже в старину к детям, рожденным вне брака, относились неуважительно, называя их «бастардами» и прочими обидными прозвищами. Церковь также резко отрицательно смотрит на «свободные отношения» между людьми, святые отцы прямо называют подобные факты блудным сожительством. Псалмопевец Царь Давид предупреждает нас: «Семя блудодеев исчахнет». Нет божьего благословения таким детям. Но что делать родителям, которые осознали свой грех и хотят спасти своих незаконнорожденных детей? Священники нам дают такой ответ: спастись можно только молитвой и покаянием. И Любящий нас всех Отец Небесный простит!

Но почему же многие молодые, а зачастую даже и разведённые, и пожилые люди не хотят терять, по их словам, своей свободы и боятся создавать семьи? В первую очередь, создание семьи – большая ответственность! Ведь, как говорится, придётся быть вместе «и в горе, и в радости». Человек уже не принадлежит сам себе, он «служит» своей семье, детям, родителям. И в этом находит наивысшую радость! Мужчина становится во главе семьи, жена слушается мужа, дети подчиняются родителям. Строгая иерархия. В этом случае мы становимся последователями Иисуса Христа. Послушание – величайшая из добродетелей. В послушании мы очищаем себя от страсти угождения собственной воле. И через это получаем Божественную благодать. Подражаем Христу, Который оказал послушание Своему Отцу. Так учил своих послушников Старец Иосиф Исихаст (Святогорец). 

В книге о нём автор Старец Ефрем Филофейский приводит такой пример семейных отношений. В благочестивых семьях понтийских греков, согласно традициям предков, все дети мужского пола, пока был жив дед, продолжали жить в отцовском доме и после женитьбы, живя с родителями до кончины деда. Дед был главой семьи, ему оказывалось особое почтение. Каждый член семьи, прежде чем начать утром свои дела, должен был обязательно подойти к деду и поцеловать его руку для благословения. Добродетели послушания, уважения и благоговения были сами собой разумеющимися. А в посте эти семьи могли бы соперничать с нынешними монастырями. Неправда ли, нам есть у кого поучиться? Любовь, послушание, уважение к каждому члену семьи, забота друг о друге – вот главные составляющие семейного союза. Только заключив брачный союз, мы получаем настоящую, истинную свободу. Свободу от своих страстей! Вот такой парадокс! Любовь соединяет двух людей, затем приходит потребность в заботе друг о друге. Человек видит в своей второй половинке икону Божью и искренне уважает ее, почитает и заботится о ней. Забота эта проистекает из благодарности к человеку, находящемуся рядом с ним.

Как часто мы встречаем на страницах газет фотографии семейных пар, отмечающих очередной юбилей свадьбы. Их глаза светятся счастьем, они держатся за руки и даже в их лицах, убеленных сединой, мы видим необычайную схожесть! Такие родители – пример своим детям, которые, как правило, не забывают своих стариков. Таким образом исполняется заповедь Священного Писания: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и продлились дни твои на земле…» (Исх.20:12) 

Итак, двое любящих людей решили заключить брачный союз. Что это будет – регистрация в ЗАГСе или религиозный обряд? А может быть и то и другое? Решать им…В последнее время ленты новостей Интернета запестрели такими заголовками: «Государственная Дума хочет придать юридическую силу гражданским бракам». Вопрос серьёзный. Предлагается также придать законный статус и религиозным обрядам, будь то венчание или никах и прочее. Как относиться к подобным предложениям? Как человек православный, лично я высказалась бы «за» только во втором случае. Ведь молодые люди, вступившие только в церковный брак, на уровне государства женатыми не признаются (со всеми вытекающими отсюда последствиями). Но многих людей, искренне верящих в Таинство брака, это не останавливает. 

Мы знаем, что только в Таинстве брака жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают Божью благодать, освящающую их брачный союз. Двое становятся одной плотью. Союз мужа и жены символично изображается в Священном Писании как союз Христа со Своей Церковью. Как Христос возлюбил Свою Церковь, так муж должен возлюбить жену свою. Такой союз можно назвать Божественным, духовным, неземным. Когда мы соглашаемся на брак, то берём обеты верности, целомудрия, смирения. Господь, благословляя брак, защищает его: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:6). Но и самому человеку, чтобы не разрушить свой брак, нужно будет потрудиться: хранить свои обеты, с любовью и терпением нести немощи друг друга. Это и значит любить истинно, любить по – христиански: «носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Мир вам да любовь!