Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
1 Августа 2015

Ещё не так давно, когда паломники интересовались старцами в Раифе, им называли имена сей троицы, что на фотоснимке.

Сидящий посередине уже отошёл в мир иной — схиигумен отец Андрей, хотя из них он — средний и по возрасту, и по времени рукоположения. Начинал трудиться мальчиком на Горьковском автозаводе во время Великой Отечественной, дошёл до отдела снабжения, пел в церковном хоре. Всё это знаю из его мимолётных замечаний, поскольку мы виделись только по делу.

Отец Андрей пришёл в Раифу при самом начале восстановления обители. Долго колебался — остаться навсегда или просто наезжать:

— Когда Владыка Анастасий привёз «Грузинскую», я помолился перед ней и сказал: «Матушка, если Ты хочешь, чтобы я здесь остался, то путь перестанут болеть ноги.» Ноги у меня болели сильно. Особенно перед дождём. А уж когда пойдёт дождь, то хоть криком кричи. И сразу той ночью пошёл дождь. Я проснулся — дождь шумит. И сначала даже не обратил внимания, а только потом заметил — ноги-то не болят совсем! Утром к Всеволоду прихожу, — отец Андрей всех называл просто по именам, иногда с уменьшительными суффиксами, — и говорю: «Дашь мне машину — перевезти сюда вещи из Горького?» Он мне целый «Урал ЗИС» дал...

Радуйся, Невесто Неневестная

За братской трапезой занимал место слева от отца наместника, как казначей, а по другую руку отца Всеволода — благочинный, отец Антоний, племянник отца Андрея. Кстати, никакой семейственности не наблюдалось, хотя отец Антоний пришёл сюда под прямым влиянием дяди, благочинный в своей ровной строгости и ровной внимательности ко всем не исключал и дядю.

За трапезой отец Андрей почти не ел. Он любил самые простые блюда, которые готовил сам, — картошку, лук, квашеную капусту, а особенно — как настоящий бывший военный моряк — рыбу.

На проскомидии, когда все священники собираются в алтаре вынимать частички из просфор, отец Андрей нередко оказывал мне честь — давал одну-две записки, всегда заботливо наказывал:

— Вот этих, где сбоку приписано «капуста», как вынешь частичку, так вычеркни: капусту сегодня я всю съел... А они мне звонили и сказали, что послезавтра ещё привезут, — тогда снова впишу их. А эту — вот помечено «болящая» — вычеркни: выздоровела... И эту — «непраздную» — тоже убери: родила благополучно...

Отец Андрей тщательно вёл свою молитвенную бухгалтерию. Зашёл как-то — он читает акафист Пантелеимону:

— Подожди, закончу... Вот теперь надо пометить, что седьмой раз прочитал. Одна болящая просила за неё читать. Я ей велел тоже читать... Но — чтобы тоже семь раз. Чтобы сошёлся баланс.

Очевидно, и казначейские дела пребывали в порядке. Ежели документы «не проходили» в банке, он сообщал сие вслух и с великим удивлением.

На него же была возложена обязанность — хранить поступающие в дар к чудотворной иконе мелкие золотые крестики. Однажды меня попросили передать ему один такой экземпляр. Отец Андрей был занят и махнул рукой:

— Открой вон ту дверку шкафа — там увидишь...

Отворил дверку шкафа, вижу на одной из полок простую картонную коробочку даже и без крышки, почти доверху насыпанную крестиками. Ну, положил принесённый и закрыл дверку.

Заодно оглядел шкаф-стенку, полную новеньких «божественных» книг. Вряд ли отец Андрей все их читал. Ему едва хватало времени на прочтение почты и на составление писем. Писал очень просто и кратко, я видел некоторые послания — их показывали паломники, восхищаясь ими.

Дело, конечно, не в слоге писаний, а в благодати, данной отцу Андрею за его крайнюю простоту. Известно, что такая простота обычно связана с некоторыми особенностями, но благодать Божия перекрывает их.

Однажды с жалобой на сии особенности ко мне обратился послушник, поставленный в келейника отцу Андрею. А я как раз читал жизнеописание современного афонского святого — скончался 28 августа 1959 года — преподобного Иосифа Исихаста.

Так вот, к нему приходил для духовного совета иеромонах Ефрем, бывший послушником старца Никифора. Старец был прост, но гневлив, что смущало Ефрема. Но Иосиф Исихаст велел ему терпеть все выходки старца, обещая приобретение великой благодати. Так оно и вышло, и Ефрем известен далеко за пределами Афона.

Послушник отца Андрея был весьма утешен сею повестью. А через год получил и постриг, и священный сан. Участвовал в выборах Патриарха Кирилла. Ныне бывший послушник — архимандрит.

Если кто-то ещё не убеждён в благодатной простоте нашего отца Андрея, то добавлю, что он был духовником тогдашнего правящего архиерея, нынешнего митрополита Симбирского — Анастасия. В духовной жизни многое недоступно нам, земным человекам. Лучше смиренно склониться перед памятью усопшего и испросить его святых молитв.