Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
7 Августа 2015

На вопрос «Зачем мы крестимся и детей крестим?», — люди, зачастую, отвечают: «чтоб полегче жизнь была», «чтоб не сглазили», «чтоб не болеть», «чтоб защита была». Однако, проходит время и крещёный, как и все, начинает болеть, претерпевать различные скорби. Получается, что Крещение вовсе не «оберег» от всяческих человеческих проблем. Тогда в чём же его истинный смысл?

Господь наш Иисус Христос сказал: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Тем самым, Он ясно указал на необходимость таинства Крещения для человека, желающего войти в Небесное Царство и пребывать там в вечной радости с Богом, и, в подтверждение Своих слов, во исполнение сказанных о Нём пророчеств, Сам принял Крещение от Иоанна Предтечи в водах Иордана. 

Что же происходит при Крещении с человеком? Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «При крещении человеку прощается первородный грех, заимствованный от праотцев, и собственные грехи, соделанные до крещения. При крещении человеку даруется духовная свобода: он уже не насилуется грехом, но по произволу может избирать добро или зло. При крещении, сатана, жительствующий в каждом человеке падшего естества, изгоняется из него; предоставляется произволу крещёного человека или пребывать храмом Божиим и быть свободным от сатаны, или удалить из себя Бога и снова сделаться жилищем сатаны». Во время совершения таинства Крещения благодать Святого Духа освящает всего человека, и под действием благодати всё физическое и духовное существо его изменяется: человек заново рождается в новом качестве — духовно (почему Крещение и называют вторым рождением).

Человек в раю

В Крещении человек получает возможность вернуться в Царствие Божие. Чтобы понять, как человек потерял вечную радость — Рай, нужно обратиться к Ветхому Завету. Бог создаёт человека в последний день творения как самое совершенное существо в тварном мире. По своей природе наш прародитель стоял выше над всеми животными. Бог, желая научить Адама любить, а не просто исполнять Его волю, даёт ему жену. Любовь к Богу начинается через любовь к ближнему. Апостол Иоанн Богослов учит: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). Согласно Божию замыслу, цель человеческой жизни — богообщение, достигаемое совместными усилиями как стремление человека к Богу, так и ответ Господа человеку. Далее мы увидим, как Адам и Ева своей свободной волей выбрали путь «я сам», жизнь без Бога. Прародители решили обожиться, но не так, как предлагал им Господь, а как научил сатана. И сразу лишились славы Небесной, то есть Святого Духа, который был в них. Человек принял яд греха, вся его природа изменилась. 

Если мы обратимся к первым векам христианства, то удивимся, как тщательно готовились (проходили оглашение) к принятию таинства Крещения. В древности приготовление ко Крещению было длительным по времени — от 40 дней до трёх лет. В этом приготовлении особое место отводилось деятельности восприемника — свидетеля, вникавшего в существо жизни оглашённого и становившегося свидетелем пред епископом или пресвитером искренности намерений приходящего стать членом Церкви. Восприемники (крёстные) поручались пред Богом за твёрдость обещаний оглашаемого и брали на себя обязанность быть непосредственными помощниками пастыря в деле научения оглашаемого истинам веры, нормам христианской нравственности... 

Сегодня, чтобы принять Крещение, не нужно скрываться от властей, от соседей. Храмов столько, что можно выбрать, «свой», по душе. Храмы-то открыты, только прихожан, живущих со Христом в сердце, встретишь нечасто. Господь милосерден к человеку и готов принять его в Тело Церкви за решимость жить по вере и искреннее покаяние. Но только есть ли таковое? Практика оглашения открывает полное незнание своей веры. Многие, желающие креститься во Христа, не открывали ни разу Евангелие. Не знают Бога-Троицу, не знают, что наш Бог — это Любовь, но думают, что только Праведный Судия. В сознании людей нет понятия «спасения», нет представления о духовной жизни. Мы так и останемся с «разрухой в головах», если не начнём изучать свою веру. Ведь, чтоб верить в Бога, надо знать Бога, знать Его духовные Законы. И пророк Давид говорит: «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом» (Пс. 2: 11). Если же будем иметь о Боге произвольные однобокие понятия, то как станем исполнять Его заповеди? 

Для принятия Крещения необходимы вера и покаяние. Почему же мы крестим младенцев, которые не имеют веры? «Нет возрастного ограничения для жизни с Богом. По древней традиции, имеющей начало от апостольских времён, ко Крещению были приводимы дети по вере их родителей и восприемников (крёстных). Человек рождается для жизни с Богом, для вечной радости — Царствия Божия. Разве Бог может лишить кого-то по причине возраста этой радости совершенства? Святой долг родителей — привести своих детей к блаженной вечной жизни, — считает иерей Георгий Кондратьев. — Бог доверяет ребёнка (участника Царствия Божия) родителям. А они, в свою очередь, должны ответить своим доверием, своим согласием доверить младенца в руки Божии. Если младенец не крещён, то он находится в опасности. Мы знаем, что в мире действует три воли. Во-первых, воля Божия, всеблагая, всемогущая, направленная на вечную радость, на совершенство человека, возрастание его в Духе Святом. 

Вторая воля — сатанинская, направленная всегда на то, чтобы лишить человека жизни с Богом. И воля человеческая, которая выбирает или путь с Богом, или иной путь. А иной путь остаётся сатанинский, потому что сатана всегда навязывает свою волю тому, кто живёт не по-Божьи. Бог никого не насилует, сатана — насилует. Человек до Крещения находится под властью первородного греха (сатаны) и, чем старше некрещёный человек, тем сильнее в нём воля лукавого, а своя воля — изуродованная грехом. Одно дело, когда крестим младенца месячного — он во время Таинства спокоен, не плачет, потому что душа чувствует своего Творца. Другое дело, когда приносят трёхмесячных детей и старше. Встречаем сопротивление с их стороны. Спаситель в Евангелии проговаривает: «…пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное…» (Мк. 10:14). Возраст нигде не описывается! Но надо и родителям, и крёстным учиться жить, непрестанно доверяя рождённого Богу. 

Сегодня доступны огласительные беседы — это необходимый минимум, где восприемники могут понять, что Крещение — это непрестанное облечение во Христа, непрестанное стремление пребывать в благодати Божией, принятой через Миропомазание, это непрестанные труды следования за Богом. И, конечно, участие родителей и крёстных в Богослужении, живое слово Церкви, где мы учимся вверять себя в руки Божии и не мешать Ему.

После Своего Воскресения Господь обозначает важность Крещения так: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16). Крещение — это дверь в Церковь Христову. Становясь частью организма Христова, принимая его Тело и Кровь в таинстве Причастия, человек остаётся живым. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). Если я вне этого организма? Моё тело и душа превращается в труп. А Царствие Божие — это царство живых, а не мёртвых».

Святитель Игнатий Брянчанинов нас предупреждает: «Кто не употребит Дара по желанию и повелению Дародателя, кто не разовьёт в себе благодати Крещения деятельностью по евангельским заповедям, но скроет вручённый ему талант в земле — т. е. закопает, похоронит благодать Крещения, уничтожит в себе всякое её действие, всецело предавшись земным попечениям и наслаждениям — у того отнимется благодать Крещения на суде Христовом». «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», то есть крестившиеся во имя Христа и Святыя Троицы облеклись во Христа духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание, — словом в Христово совершенство, в Христов образ — в нового человека, созданного по Богу в правде и преподобии истины (Ефес. 4, 24), — поясняет нам праведный Иоанн Кронштадтский.

Облеклись ли мы во Христа? Спросим себя и размыслим об этом искренно…