Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
19 Августа 2015

Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце

Проповедь митрополита Казанского и Татарстанского Феофана в Неделю 11-ю по Пятидесятнице после Евангельского чтения за Божественной литургией в Петропавловском соборе города Казани

Представьте себе картину. Обычно это и у нас бывает: человек некий взял в кредит у богатого господина. Настало время платить по долгам. Хозяин говорит приставам, чтоб те стребовали денег. Но тот не в состоянии вернуть взятого. Должник понимает, что ему грозит не только тюрьма, но по тем временам и жену, и детей могли продать в рабство, чтоб вернуть займы. Понимая безвыходность своего положения, человек этот бросается к господину в ноги и говорит: «Помилуй, потерпи немножко, я всё верну тебе!»

Господин смилостивился над ним: жена, дети, усиленные мольбы… Ладно, говорит, иди — вернешь потом. Но вот картина, какова человеческая душа! Он тоже, очевидно, кому-то давал небольшие деньги. Встречает того человека, хватает его и требует немедленно вернуть долг. Тот ему отвечает, что нет у него, просит потерпеть. В ответ — ничего не знаю, отдавай, и всё! Не отдашь — иди в тюрьму.

Митрополит Феофан совершил воскресное богослужение в Петропавловском соборе

Ему только что простили огромную сумму, а он некие копейки трясет, и отправляет человека в тюрьму. Были рядом, очевидно, другие люди, и они возмутились: «Как это так, какой бессовестный человек, ему простили большой долг, а он за копейки в тюрьму отсылает этого несчастного бедняка!»

Как сказано, пошли и рассказали тому господину, что простил долг. Естественная реакция: «Давайте его сюда!» Приводят. И тогда звучит грозно: «Бессовестный ты, я простил тебе такой долг, помиловал тебя, а ты? Берите его, сажайте в тюрьму, продайте жену и детей, и пусть сидит, пока не отдаст последнюю копейку». Так поступит и Бог с теми, кто не прощает прегрешений ближним своим. Об этом мы постоянно говорим с вами особенно перед началом Великого поста.

Удивительное дело. Мы все знаем: «Не судите, и не судимы будете». Но в реальной жизни мы нередко становимся не только судьями, но и палачами. Бывает так, приходит человек в храм, совершает первые шаги, но в бока так наширяют: не так встал, не так повернулся, не так свечку в руках держит. Особенно это с женской стороны бывает, уж не обижайтесь. А у самой несколько абортов прошло. Но стоит «праведница» — всё знает, как и что в церкви надо делать. И забывает об одном — мы милости просим у Бога и верим, что через покаяние Господь нам прощает. Но милость и мы должны проявлять. Часто наша немилость проявляется в злословии.

Можно видеть такую картину: кажется все верующие люди, живут рядом. Но видят, у соседки ребенок пошел не по тому пути. И нет бы, помочь — за спиной некие шушуканья. А когда случается какая-то беда, начинается «Ох ты, Господи, Боже мой, как же так», а у самих злорадство: «Это же у неё, а у меня — хорошие». О чем речь? У нас нет не просто сострадания, не просто любви, у нас нет простой человеческой взаимопомощи. Мы готовы за некое кажущееся в наших главах прегрешение судить и линчевать. Но, прежде чем судить, посмотри на себя. Там вместо сучка бревно в глазу, которое не дает видеть собственные грехи.

Не судите, и не судимы будете. А у нас всё суды и пересуды. И эта порочная практика проникла и в нашу христианскую православную среду. Над этим мы должны задуматься. Сам Христос сказал, если вы не будете прощать ближним вашим — не ждите прощения от Бога. И это не пожелание. Это условие, которое мы обязаны выполнять. Это норма духовной жизни. И самое главное, надо научиться любить друг друга. В первые века христианства, когда на христиан клеветали, гнали, сжигали, убивали на арене цирков, они держались вместе, помогая друг другу. И даже гонители всегда говорили: смотрите, как они любят друг друга. А мы? Вместо поддержки, любви и взаимовыручки нередко бывает обратное.

Очень бы хотелось, когда мы ходим в тот или иной храм мы были одной семьей, знакомились друг с другом, творили добрые дела, а если кто-то попал в беду — помогали бы друг другу. Так мы были бы сильны. Чтобы те, кто не верит или иной веры говорили: смотрите, какие они дружные, православные! Особенно в наш лукавый век разделение идет на отдельные атомы с пониманием «свобода», но эта ложная свобода граничит с произволом. Открыты врата не только в рай, но и в ад. Нет свободы без ответственности. А ответственность дана нам в заповедях Божьих.

Помни, если ты не прощаешь прегрешения ближнему своему, трудно надеяться на прощение от Бога. Носите тяготы друг друга, и так исполните Закон Христов.