Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
26 Сентября 2015

Виктор Валентинович Анютин. Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан; член международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, член Союзов художников России и Татарстана; член Императорского православного палестинского общества.

Работы челнинского художника Виктора Анютина представлены во многих галереях и музеях изобразительного искусства в нашей стране, а также в частных коллекциях ценителей живописи России, Европы и Америки. Но есть в его творчестве особая часть произведений, которые не связаны с хлебом насущным: их нельзя ни продать, ни обменять, ни куда-либо переместить. Это произведения, исполненные в жанре монументальной живописи. И прежде всего — роспись храмов, осененная светом небесным.

В первый раз этот свет озарил монументальное творчество Виктора Анютина в начале 90-х, когда он вместе с коллегами по кисти Юрием Свининым и Владимиром Акимовым взялся за роспись отреставрированного храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Набережных Челнах. А спустя два десятка лет художники вновь вернулись под сень храма, чтобы не только восстановить потускневшие со временем фрески, но и создать в некоторых местах роспись с новыми сюжетами и мотивами. Так в творчестве Виктора Анютина появилась религиозная тема, построенная на идеологии и выразительных средствах, присущих православию и берущих свое начало от школы Андрея Рублева и продолжателя его традиций московского иконописца Дионисия. Сам же художник, имея профессиональное академическое образование, прошел хорошую школу рисования портретов.

— В свое время, — вспоминает Виктор Валентинович, — я был свидетелем восстановления фресок Андрея Рублева в Успенском кафедральном соборе во Владимире, и этот опыт, несомненно, помог в моей работе над росписью храмов. Сколько себя помню, меня всегда тянуло работать в архитектуре. Не только на холсте, это тоже замечательно, а именно в различных архитектурных сооружениях. Монументальная живопись как древнейший вид искусства, известный с палеолита, широко применялся в храмовой архитектуре Византии и благодаря этому оказал большое влияние на роспись православных храмов, начиная с древней Руси до настоящего времени.

Спустя несколько лет после окончания Рязанского художественного училища Виктор Анютин окончил Московское высшее художественно-промышленное училище, бывшее Строгановское, как художник-проектировщик. А эта профессия тесно связана с городским пространством и архитектурой и, соответственно, с монументальной живописью, которая, в отличие от станковой, по своему назначению и характеру неотделима от конкретного архитектурного ансамбля.

Первый опыт росписи храма святых бессребреников Космы и Дамиана становится весьма ценным и полезным в дальнейшей деятельности Анютина как художника-монументалиста. В 2005 году его приглашают расписать сразу два религиозных учреждения, построенных в последнее время в Нижнекамске, — храм Воскресения Христова и входящую в храмовый комплекс крестильную церковь Казанской иконы Божией Матери.

— Крестильную церковь, — рассказывает Виктор Валентинович, — я расписал за один год. Там не было еще службы, и можно было работать, пока хватало сил.

Мало того, договорившись с настоятелем, он мог оставаться в церкви на ночь: прямо там и спал на снятой двери. Но перед тем, как заснуть, вновь и вновь разглядывал церковный свод и стены, до мельчайших деталей.

— Каждый храм и каждая церковь имеют много особенностей внутренней архитектуры что влияет на роспись: даже известные библейские сюжеты, их композицию приходится прорабатывать с учетом этих конкретных криволинейных поверхностей. Именно таким образом удалось создать сюжет «Введение Пресвятой Богородицы во храм» в храме святых бессребреников Космы и Дамиана. Расположение и композиция картины спланированы таким образом, что каждый входящий движется вместе с процессией, которая провожает в храм Деву Марию.

Во время такого ночного бденья, вживания в образ родились многие композиции именно для церкви Казанской иконы Божией Матери, например, «Обретение веры». Не обошлось и без каверзных случаев. Я, как художник воспитанный на реалистических традициях, однажды во время работы над одним библейским сюжетом представил, что там ведь тоже дул ветер, солнце светило с какой-то стороны, люди были эмоционально возбуждены и размахивали руками... Все это и передал в росписи — и развевающиеся волосы, и горящие глаза, и эмоции. Не успел отлучиться (нужно было решить кое-какие дела в Челнах), как звонит настоятель отец Иоанн, даже заикается от волнения и возмущения: «Ты что нарисовал? Давай срочно все переделывать, как того требует каноническая школа!»

А роспись храма Воскресения Христова после трех лет работы пришлось прервать на целых шесть лет — пока шел ремонт. Теперь настал черед расписать оставшуюся половину храма. За это время в голове у Анютина родилось много новых эскизов для будущих композиций. Одна из ник как считает художник отражает очень интересный сюжет о том, как Иисус Христос среди множества чудес в своей земной жизни совершил и такое — накормил пять тысяч человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбами.

Чтобы заниматься росписью храмов, одного таланта недостаточно: нужно быть человеком глубоко верующим и получить благословение священника.

— Меня крестили в детстве, — рассказывает Виктор Анютин. — И отношение к Богу я впитал с молоком матери, которая всю свою жизнь придерживалась православных традиций и устоев. Нельзя расписывать храм и не следовать этим традициям, не ощущать их чистоту, не соблюдать божьи заповеди. Всегда нужно верить во что-то светлое. Православная религия — это и есть то непреходящее и нетленное светлое, которое помогает в самых трудных ситуациях. С возрастом моя вера в то, что вся эта земная красота создана благодаря воле Бога и Его промыслу, только укрепилась. И самому хочется быть более чистым нравственно и мир окружающий видеть таким же.

За время работы по росписи церквей и храмов Виктор Анютин создал более трехсот образов. Манеру его письма — будь то отдельный образ или целая храмовая композиция — всегда отличали изысканный лиризм, особая живописная музыкальность и, несомненно, своеобразное сочетание формы и пронизывающего всю композицию какого-то неземного света. Света души. Совсем неслучайно подобное отношение к вере и жизни привели Виктора Анютина в ряды Императорского православного палестинского общества.

— Быть членом ИППО, — убежден художник, — большая ответственность, и духовная, и моральная. Все 133 года своего существования оно объединяло и объединяет людей самых различных профессий и социального статуса среди которых много выдающихся личностей. Всех их отличает безграничная любовь к Родине, ее историческому прошлому, связанному со Святой землей — родиной христианства и русским присутствием в библейском регионе.

Он и сам несколько лет назад совершил первую в жизни паломническую поездку на Святую землю, организованную при благотворительной поддержке членов Татарстанского отделения ИППО, которое возглавляет протоиерей Олег Богданов.

— Поездка стала большим событием в моей жизни, — делится впечатлениями Виктор Валентинович, — представляете, что такое — прикоснуться самому и физически, и душой к христианским святыням! Меня просто поразило, как бережно к ним относятся местные христиане, как они дорожат любым камешком, любой закопченной колонной, имеющей отношение к истории христианства. В моем творчестве благодаря этой поездке появилась новая тема, очень глубокая и интересная, которую я начал уже разрабатывать. Первые сюжеты уже оформились в полиптих — картину из четырех частей — «Христос уходящий». Это только начало.

— Живопись для меня, — признается Виктор Анютин, — это возможность размышления о жизни, о ее смысле, о времени настоящем и прошлом, возможность изобразить всплывшее в памяти, остановить мгновение на холсте. Я иду, в первую очередь, не от натуры — от идеи: нашел идею, а потом уже ищу соответствующие формы и выразительные средства ее воплощения.

Хотя эти слова больше относятся к станковым работам художника, их можно с полным основанием отнести и к его монументальному творчеству, ведь работа над любым библейским сюжетом — это и есть размышление о жизни, о ее смысле, о бесконечной связи человеческих судеб и времен, а по сути — о себе самом, о собственном предназначении в этом мире. Дорога эта бесконечна, главное — выбрать правильный путь и понять: кто и с какой целью вложил кисть в твои руки.