Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
10 Сентября 2016

Проповедь благочинного I Казанского округа протоиерея Алексия Чубакова в Неделю 11-ю по Пятидесятнице

Сегодня, возлюбленные братья и сестры, за Божественной литургией мы с вами слышали евангельское повествование о безумном заимодавце. Господь рассказал эту притчу Своим ученикам и смысл этой притчи следующий.

Был некий господин, царь, который велел провести ревизию и узнать, кто же из должников с ним еще не рассчитался. И выяснилось, что один раб должен был ему десять тысяч талантов – сумма безмерная. Если мы вспомним, что один талант равен приблизительно 24 килограммам золота, то мы поймем, что эта сумма огромная, и никогда бы этот должник не отдал бы эту сумму. И вот господин призывает этого раба и требует от него вернуть долг, на что тот просит: «Потерпи на мне, и я все тебе отдам, все верну». Хотел господин бросить жену его и семью в темницу до тех пор, пока тот не рассчитается, но, видя мольбы и слезы своего раба, отпускает его и прощает ему весь долг: «Иди, ты мне больше ничего не должен».

И что же мы видим? Раб этот выходит на улицу из дворца господина своего и встречает того, кто ему должен сто динариев. Всего лишь сто динариев. Он вцепляется ему в шею и начинает его душить и говорить: «Отдай мне долг!» Тот взмолился: «Прости! Потерпи на мне еще!», но не услышал раб этот просьб и молитв и востребовал, чтобы его вместе с семьей бросили в тюрьму к должникам.

И смысл этой притчи в том, о чем и последние слова этой притчи говорят, что если ты не прощаешь, то и тебе не будет прощено. Друзья того человека, которого бросили в темницу, пришли к царю и рассказали обо всем, что тот человек, которого ты простил, бросил в тюрьму того, кто должен был ему сто динариев. Окончание притчи мы помним – его постигла та же участь, что и его должника, того, кто должен был всего сто динариев.

В этой притче мы видим господина – Царя мира, Самого Господа – и должников, которыми являемся мы. Действительно, мы должники перед Богом. Если посмотреть на долг того раба, который должен был десять тысяч талантов, то, переведя эти деньги на современную меру, мы поймем, что это действительно огромная сумма, равная, примерно, ста миллиардам рублей. Откуда такие деньги? Почему он оказался таким должником? А ведь мы тоже являемся должниками перед Богом. И если мы задумаемся, почему же мы должники перед Богом, то ответ на этот вопрос мы найдем только тогда, когда мы вспомним какой ценой куплено наше спасение и наша свобода. Бог, сотворивший небо и землю, Бог, на Которого не смеют взирать ангелы, стал человеком, жил среди нас, был предан, распят и умер на Кресте. Принес Сам Себя в жертву за грех каждого из нас. И когда мы это вспоминаем, то мы должны действительно понять, что мы безмерные должники перед Богом, и наша свобода и спасение от вечной смерти куплены великой ценой. Но что же происходит? Происходит то, что мы, являясь должниками перед Богом, не можем простить ближнему своему сто рублей, хотя сами должны Богу сто миллиардов. И Господь прощает нам наш долг, но мы эти сто рублей требуем со своего ближнего. Ведь смысл притчи этой заключается в том, что Господь прощает тебя, но при том условии, если ты прощаешь своему ближнему.

А еще мы должниками являемся перед Богом потому, что не сохранили образ Божий в самих себе. Вот, казалось бы, мы подходим к иконам, благочестиво и благоговейно прикладываемся к ним, чтим святые образа, но при этом забываем, что сами созданы по образу и подобию Божию. И каждый из нас является наибольшей святыней, чем какая-либо икона. И священник, проходя во время службы по храму, кадит иконы и кадит каждого из нас, как образ Божий, как икону Божию. Давайте подумаем, сохранили ли мы образ Божий в самих себе? А разве может образ Божий курить, сквернословить, пьянствовать, изменять? Разве может храм Божий и образ Божий жить так, как и животные порой себе не позволяют жить? И, действительно, мы любимы Богом, но изменяем Божественной любви. Мы любимы Богом, но поступаем точно так же, как поступил и Адам в Раю. В ответ на Божественную любовь он послушал не Бога, а дьявола в лице змия. Он послушал змия и был отвергнут от Божественной любви. И иногда мы задумаемся: «Господи! Неужели мы такие должники перед тобой, ведь мы не убивали и не воровали, неужели мы могли столько нагрешить?» Да, у нас есть грехи повседневные, но давайте задумаемся, что легче иметь на своей шее – несколько тяжелых камней или мешок с песком? Действительно, достоин Божественной любви тот, кто сам научился любить своего ближнего. Достоин Божественной любви тот, кто видит свой грех, осознает его и идет к Богу с покаянием в сердце. Достоин Божественной любви тот, кто прощает ближнему своему сто рублей, понимая, что сам безмерно должен Богу, и будет прощен этот долг в том случае, если он простит ближнему своему. Аминь.