Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
15 Декабря 2017

В вечернем правиле есть прекрасная молитва святителя Иоанна Златоуста, которая состоит из 24-х воззваний к Богу. В одном из этих воззваний есть слова: «Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание»[1]. Мы просим Бога о даровании этой добродетели, но всегда ли мы понимаем, что это за добродетель? И как Господь может ее нам даровать, что от нас требуется, чтобы принять ее. Примеры этой добродетели мы видим как в Ветхом, так и в Новом Завете, а также в житиях святых. Эта добродетель является причиной освобождения рода человеческого от рабства дьяволу и соединения с Богом.

Во всей полноте она раскрывается в нашем Спасителе. Господь наш Иисус Христос во всех Евангельских событиях являет нам эту добродетель от Своего Рождения до Крестной смерти. Господь «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:7-8). Поэтому у Него мы в первую очередь и должны научиться ей. Спаситель в Евангелии говорит: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Преподобный Иоанн Лествичник объясняет эти слова так: «научитесь не от ангела, не от человека, не из книги, но от Меня, то есть от Моего вам усвоения, в вас осияния и действия, ибо Я кроток и смирен сердцем и помыслом, и образом мыслей»[2]. Поэтому, чтобы приобрести эту добродетель необходимо начать тщательно изучать святое Евангелие и тщательно исполнять все заповеди, которые в нем написаны, потому что в Евангелии открывается нам Господь Иисус Христос. Как пишет, святитель Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи»[3], что и приводит человека в состояние смирения, то есть, по словам аввы Дорофея: «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям»[4].

Образ смирения мы видим и в образе Божией Матери, но особенно в Ее ответе Архангелу Гавриилу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38). Как учат нас святые отцы, враг рода человеческого пытается все добродетели исказить, поэтому здесь есть опасность замена исполнения евангельских заповедей деланием добра по нашему разумению. Это делание приводит нас не к смирению, а гордости, самомнению, поэтому надо тщательно знать евангельские заповеди и пытаться их исполнять с Божией помощью. Смирение – это добродетель, без которой нельзя приобрести других добродетелей. Она противоположна гордости, по причине которой пал Денница и пало человечество. Смирение – это добродетель, которая помогает нам быть снисходительнее к немощам ближних и не осуждать их.

Братия и сестры, кто из вас не желал мира в своей душе и кто из вас не молился Богу, чтобы понять Его волю в разных ситуациях своей жизни и, к сожалению, не всегда понимали волю Его. По учению святых отцов понять волю Божию можно только идя путем смирения, потому что только смиренная душа привлекает к себе благодать Божию и как пишет апостол Иаков в своем послании: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

Да поможет нам Господь приобрести эту добродетель и тогда мы всем существом своей души с глубокой верой скажем: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз»[5].

Источники:

  • Библия // Синодальный перевод.,2003. С.1178
  • Молитвослов // М: ПСТГУ,2006.С.416
  • Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты. Т.1-2.Минск,2011. С.912.
  • Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетическая проповедь. Т.3.М.,2004. С.720.

  • [1] Молитвослов. С. 67.

    [2] Игнатий Брянчанинов, свят. О смирении. С. 228 // Аскетические опыты Т. 1-2.

    [3] Игнатий Брянчанинов, свят. О покаянии. С.16 //Аскетическая проповедь. Т.3

    [4] Игнатий Брянчанинов, свят. О смирении. С. 229 // Аскетические опыты Т. 1-2.

    [5] Молитвослов. С.291-292.