Проект «Епархия» / Новости Татарстанской митрополии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Казанской митрополии - www.kazan-mitropolia.ru 

 

Духовенство Казанской епархии о смысле Великого поста

02.03.2014
Источник информации: Татарстанская митрополия
Адрес новости: http://www.kazan-mitropolia.ru/newses/kaznews/?ID=43497



Приближается Святая Четыредесятница, когда вся полнота Русской Православной Церкви вступает в спасительные дни Великого Поста. Однако многие верующие часто понимают смысл пощения превратно и не видят истинное предназначение этого испытания. Для того, чтобы прояснить некоторые трудные для понимания аспекты, мы попросили представителей духовенства Казанской епархии описать их взгляд на цель и смысл Великого Поста.

 

Протоиерей Сергий Титов, клирик Петропавловского собора г. Казани:

Говоря, что такое Пост, надо вспомнить, что же такое сама Церковь. Это не только и не столько некая организация верующих, храмовое сооружение или юридическое лицо,  но прежде всего – это живой Организм, Тело Христово. Поэтому Церковь, заботясь о каждом своем члене, призывает сохранять единение друг с другом и с Господом через евхаристическое общение, Таинства и жизнь в общине. Все мы очень разные, но Христос пришел для каждого из нас и собрал нас воедино. Поэтому очень важно сопереживать и жить во Христе вместе. И Пост – это одна из возможностей объединиться нам в своем желании быть с Ним. Цель Поста – это не голодание, не диета, но время посвященное Господу, которое мы проводим вместе. Богу все равно, что мы едим, ибо все, что есть на земле, Он благословил нам в пищу. Но Ему важно, чтобы мы помнили не только о пропитании, но и о Том, Кто дает его.

Поэтому воздержание от определенной пищи – не самоцель, но возможность послужить Господу. Отдать Ему как бы в подарок не только часть своего привычного рациона в еде, но и свое время. В разных общинах по-разному постились, и каждая община решала, как они все вместе могут послужить Богу. До сих пор уставы Поста отличаются в разных странах, разных Поместных Церквях. Но единым остается желание верующих хотя бы несколько раз в год остановить суетный бег своей жизни и собраться вместе не только в воздержании, но и в молитве. Проводя нас всех вместе через череду особенных Великопостных служб и молитв, Церковь дает нам соучастие в жизни Господа. Мы проходим эти сорок дней Поста в след за Христом, учась воздержанию от того, что делает нас рабами своей плоти.

Надо сказать, что Пост как воздержание длится даже чуть больше 40 дней: вслед за Великим Постом следует Страстная неделя, когда мы воспоминаем Страсти Господа на кресте и готовимся встретить Его Воскресение. И хотя мы продолжаем воздерживаться от многого в еде, эта Неделя нечто другое, чем просто вкушение постной пищи. Можно провести Пост на хлебе и воде и не получить никакой пользы. Есть опасность даже получить вред. Поэтому Церковь подчеркивает, что Пост состоит именно в посвящении себя Богу. Но посвящение это должно состояться в общине, в совместной жизни, в совместной молитве, в совместном посте.

И здесь важно понять, что наша Церковь, наша община живет по Уставу  Русской Православной Церкви и мы должны придерживаться именно его. Не стоит слишком усложнять себе пощение, особенно во вред здоровью, которое дает нам Бог. Но не стоит и оправдывать свое нежелание потрудиться для Господа вместе со своей общиной, оправдываясь занятостью и загруженностью своей мирской жизни. Каждый в меру своих сил и здоровья должен призвать себя поработать Христу. И не только в единоличном посте, но в общей молитве Церкви. Пост – это еще и воздержание от развлечений в пользу большего времени посвященного жизни своей общины, своей семьи, своих близких. Время совершенствования, благих дел, попытки привести свою жизнь в соответствие с Евангелием.

 

Иерей Андрей Лосык, клирик Казанско-Богородицкого мужского монастыря:

Пост – это добровольное воздержание, которое помогает человеку встать на путь исправления. Воздержание не только в пище, но, прежде всего, от пустого времяпрепровождения и земной суеты, посвящая себя духовному деланию.

Сорокадневный пост установлен в Церкви по количеству дней проведённых Самим Господом Иисусом Христом в пустыне, в посте и молитве. Поэтому основной смысл поста – молитва и покаяние, а через это – и исправление собственной жизни.

Во время поста, по возможности, необходимо воздерживаться от мирской суеты, посвятить больше времени посещению Храма, чтению духовной литературы, добрым делам. Перед началом поста каждый христианин старается со всеми примириться. Пост не должен быть в тягость и вхождение в него должно быть радостным, так как от этого зависит наше духовное состояние.

Универсального рецепта соблюдения поста для неофитов нет. Всё зависит от человека: некоторым легче сразу начать поститься строго, другим – постепенно приучать себя к воздержанию. При этом они должны знать, что представляет собой пост совершенный. Издревле в православных семьях вместе со взрослыми постятся и их дети, естественно если у ребёнка нет никаких физических отклонений. Пост, разумеется, должен быть полезной воспитательной мерой, но никак не мучением в глазах ребёнка.

Все богослужения в Святую Четыредесятницу настраивают человека на покаяние, осознание собственного несовершенства. В молитвословиях поста говорится о том, каков есть человек и к чему он должен стремиться. Поэтому посещение храма и участие в благодатных таинствах также составляют необходимое условие для того, чтобы пост стал полезным и для души, и для тела.

 

Иерей Олег Гадиров, настоятель храма в честь Рождества Христова г. Казани:

Пост необходим человеку потому, что исполняемое человеком в посте является вседневной нормой в духовной жизни. Говоря проще, пост позволяет обрести навык духовного делания, которое подобает иметь человеку – христианину – во всей жизни. Пост – это некий опыт  обретения свободы от страстей, греховных привычек, зависимостей, которые властвуют над человеком. Во время поста  человек, внимая себе, своим мыслям, чувствам,  желаниям,  словам, предохраняя разум, сердце и душу от проникновения в них греха, который может лишить человека единства с Богом, одновременно может лучше познать свои слабости, увидеть несовершенство и греховное устроение. Он прилагает усилия, чтобы с помощью Божией преодолеть преграды на пути к Богу, врачуя свою душу покаянием и воздержанием.

Пост призывает человека к внимательной и ответственной жизни, прививая памятование о том, что мы постоянно находимся пред пристальным взором Божиим, что реальное, беспрелестное знание своего духовного состояния, своего падения и поврежденности позволяет не умалять покаянного чувства, без которого не возможно ни возвращение в единство с Богом, ни пребывание в этом Богообщении. Пост напоминает человеку о том крестном пути, который совершил ради нашего спасения Господь и о той Бесценной Жертве, которую Он принес для рода человеческого. Памятование о том, что жизнь человеческая коротка и быстротечна, о предстоящем каждому человеку переходе в вечность, воспитывает ответственность и внимательную бережливость по отношению ко всему в этой земной жизни.

Пространные в молитвах богослужения, чтение Священного Писания, святоотеческих трудов и наставлений, домашние правила помогают обрести молитвенный опыт, опыт богомыслия, без которого невозможна духовная жизнь. В общем, пост как спасительное делание необходим каждому человеку, искренне стремящемуся к жизни с Богом,  в исполнение Его святых заповедей, в стремлении ответить Богу взаимностью на Его любовь.

 

Иерей Дмитрий Семин, клирик архиерейского подворья в честь сщмч. Кирилла Казанского г. Казани:

Пост – «весна» души, время ее обновления и очищения. Это время покаяния, а значит, переосмысления своей жизни, перемены своего сознания, избрания лучшего и стремления к высшему.

Подобно тому, как Господь постился 40 дней и 40 ночей в пустыне, так Церковь, заботясь о своих чадах, заповедует и нам поститься в течение 40 дней. Приготовляя себя к вступлению в этот спасительный для нас период жизни, необходимо возыметь должный настрой. Уже за 3 недели Церковь начинает нас готовить к посту, научая нас смирению мытаря, покаянию и обращению блудного сына, памятованию часа смерти и ответа на страшном суде, осознания испорченности своей природы и необходимости помощи Божией. Вступая в святые дни Великого поста, мы должны иметь сердце, чистое от братских обид. «Аще не прощаете друг другу согрешений ваших, ни Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших»,- говорит Христос; но если прощаем, то и нам будет прощенье от Бога. Именно поэтому мы и совершаем так называемый «Чин прощения» накануне поста, чтобы примириться с ближними нашими, чтобы никакая даже самая малая обида, затаясь в нашем сердце, не стала бы преградой в молитвенном подвиге в спасительные дни Четыредясятницы.

Категория людей, в первый раз приступающих к пощению, должна с рассуждением подходить к своему новому «подвигу». Не будет лишним спросить у священника в Церкви, как нужно именно этому человеку поститься, учитывая все особенности его здоровья, образа и условий жизни.

Что же касается детского поста, то здесь необходимо руководствоваться благоразумием благочестивых родителей, которые желая, чтобы их ребенок постился, должны искусно выбрать меру поста для своих чад, стремясь к одному: не чрезмерной строгости, а к душевной пользе юных христиан. Дети будут постепенно восходить до строгости поста своих родителей, родители же, в свою очередь, да поревнуют о детском незлобии в дни своего пощения.

Важно помнить, что «Царство Божие несть пища и питие, но правда и воздержание со святостью», и нужно стараться творить благостыню и милость, заключающиеся, в первую очередь, в делах любви к ближнему, в прощении ему личных обид, в неосуждении его, а наоборот, в усердной молитве за него, по слову Апостола: «Молитесь друг за друга».

Нашим великопостным занятием должно быть покаяние, начинающееся с познания самого себя, молитва о своем спасении, о спасении наших ближних. Истинное же покаяние, как учат Отцы, радостнотворно, как радостно и торжественно событие, завершающее пост – Пасха Господня.

Вступая в спасительные дни Великого Поста призовем на помощь силу Божию, говоря вместе с творцом Великого канона: «Троице Единице, помилуй нас!».



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика