Проект «Епархия» / Новости Татарстанской митрополии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Казанской митрополии - www.kazan-mitropolia.ru 

 

Казанская семинария: не в силе, а в правде

06.04.2014
Источник информации: Татарстанская митрополия
Адрес новости: http://www.kazan-mitropolia.ru/newses/kaznews/?ID=43828



Казанская духовная семинария вступает в новую эпоху своего развития. Новые люди, новые ракурсы, новые мысли... Однако переворачивать пройденные страницы былой истории никто не торопится. Ведь без прошлого, как известно, нет будущего. Истоки истории духовной школы хранят память о каждом своем воспитаннике. Студентам и выпускникам, конечно, тоже есть, что вспомнить. Команда нашего сайта постарается собрать эти воспоминания воедино.

Мы запускаем серию публикаций, посвященных КазДС. Героями наших материалов станут люди, которые в разные годы имели отношение к этому учебному заведению.

Первыми на нашу информационную инициативу откликнулись клирики Елабужского Казанско-Богородицского монастыря иереи Даниил и Илия Кривовы.

Мы долго думали, кому из братьев дать слово вначале, и решили действовать по «принципу старшинства».

-Я появился раньше брата минут на сорок. Но старший я только по рождению. По хиротонии-то отец Илия старше меня, - начинает свое повествование иерей Даниил Кривов.

-Отец Даниил, нам важно показать разные стороны семинарских будней. Лично мне очень не хотелось бы превращать нашу беседу в подобие хвалебной песни, так что попрошу Вас быть предельно искренним…

-В моей искренности моей можете не сомневаться. Но, если Вам нужна критика, то лучше поискать других собеседников. О семинарии, о людях, которые преподавали там в годы моей учебы, мне хочется говорить только хорошее. Светлых воспоминаний, правда, очень много. С моего выпуска прошло уже три года, но в мыслях я постоянно возвращаюсь в студенческое время. С братом часто вспоминаем семинарскую атмосферу, быт, людей…

-А как получилось, что братья-близнецы оказались на разных курсах?

-Все банально просто. У нас, как это часто бывает у братиков, с детства все было общее. Класса до девятого даже одежда одинаковая была. Естественно, окружающие нас постоянно сравнивали – кто лучше, кто хуже, кто ниже, кто выше… Нам это порядком надоело, и с возрастом мы стали пытаться как-то идентифицироваться. Хотели разграничить круг общения, начали помогать в разных храмах. Разные батюшки посоветовали нам поступать в разные семинарии. Брату рекомендовали Казань, а мне – Самару. Казанская духовная семинария в то время занимала третье место в общем рейтинге. Но лично я обрадовался, что мне не пришлось ехать в Татарстан. У меня были очень размытые представления об этом регионе, я думал, что здесь не Россия, что живут здесь одни мусульмане. А в Самаре у нас были родственники, так что самарский вариант казался мне более привлекательным. В общем, и я, и брат прислушались к советам своих наставников и решили пойти разными путями. Но Господь решил иначе.

Первое впечатление

В Самарской духовной школе был перебор по количеству абитуриентов, и руководство решило сделать выбор в пользу местных ребят. Я вернулся домой в Саранск, там поступил в духовное училище. Учиться мне нравилось, но, конечно, я сопоставлял то, что видел на практике, с рассказами брата. Он постоянно говорил о том, как здорово в семинарии, как владыка обо всех заботится. Брат проучился уже два года, когда мы с мальчишками из нашего училища решились, наконец, поехать в Казань и посмотреть на все своими глазами. Конечно, Илья хорошо разрекламировал Казанскую семинарию, но мы все равно не ожидали, что все будет настолько здорово. Комнаты после ремонта со всеми удобствами, хорошо оборудованный компьютерный класс, огромное поле для образовательного и духовного роста…  В общем, мы не стали доучиваться в училище и поступили в семинарию.

Молитвенный подвиг

В годы учебы брат и я были алтарниками на архиерейских богослужениях. Мы ведь внешне на одно лицо, так что со стороны это смотрелось довольно интересно, можно даже сказать, гармонично. Поездки с владыкой, совместные Литургии с архипастырем очень многое дали нашему дуэту. Хотя я уверен, что то же самое могут сказать и другие студенты. Ведь весь свой потенциал, всю свою энергию владыка Анастасий тратил на нас. Он очень много времени проводил с нами. Старался быть на наших службах, читал с нами акафисты. После совместной молитвы мы вместе садились за стол, и владыка кушал то, что ели студенты. Кормили нас очень хорошо. Многие дома так не ели. Но это, конечно, не главное. Во главе угла всегда стояла  отеческая любовь. Владыка Анастасий окружал нас заботой и добротой и являл пример истинного предстояния перед Богом. Надо было видеть, как он относился к своему служению, с каким благоговением проходил мимо храма, с каким усердием молился… Вспомнить хотя бы праздничные богослужения. В дни престольных торжеств и двунадесятых праздников в алтаре обычно много людей. Священники, диаконы, алтарники, операторы… Все куда-то перемещаются, что-то делают, и это очень отвлекает. Но когда служил владыка, никаких отвлечений от молитвы не было. А все потому, что он сам устремлен к Богу настолько, что все окружающие невольно заражаются этим.

Всегда рядом

До сих пор вспоминаю проповеди владыки. В его отеческих наставлениях не было заумных выражений и богословских глубин, но была искренность. Это-то и трогало, это поддерживало в трудную минуту. Словами это вряд ли опишешь, это нужно самому пережить, прочувствовать. Владыка всегда был рядом, он не просто знал нас всех по именам и фамилиям, он жил нашей жизнью. Был в курсе всех наших проблем и нужд, к нему можно было в любой момент подойти с абсолютно любым вопросом. Будь то серьезное духовное испытание или какой-то малозначительный на первый взгляд эпизод. Кому-то были нужны новые джинсы, а у кого-то в семье случилась беда, и надо было срочно вернуться домой. Владыка всегда входил в наше положение, старался понять каждого, никого не отталкивал. Очень просто ведь убить в человеке веру, и гораздо сложнее эту самую веру воскресить. Но у владыки это получалось. Он не просто давал нам образование, он воспитывал в нас все самое лучшее, прививал желание служить Богу и ближним.  Во многом благодаря трудам архипастыря во всех районах республики возрождается литургическая жизнь. Митрополит Анастасий всегда жил праведной жизнью, и Господь, конечно, вразумляет нас и через его пример тоже. Был бы у нас тогда другой ректор, я бы, возможно, не смог ничего добиться. Я ведь вообще не думал, что буду служить, считал себя недостойным. Да я и сейчас себя таковым считаю.

Любимая обитель

Но Господь укрепляет. И молитва нашего архипастыря до сих очень много дает. Не просто же так мы говорим: «молитвами святого владыки нашего…». Нашего святого владыки! Я не просто так это повторил. Митрополит являет нам богообразный пример, и наш монастырь живет его молитвами. Матушка (игумения Вера (Шевченко)) восстановила обитель меньше чем за десять лет. Ее заслуга огромна, но без молитвенной помощи и поддержки владыки было бы очень сложно. Это понимают все насельницы монастыря. Видели бы вы, с каким нетерпением пожилые монахини ждут его приезда! Выйдут на улицу, смотрят в сторону ворот. Кто сидит, кто стоит, секунды считают, нервничают… Как только увидят владыку, сразу такими радостными и счастливыми становятся. Любят они его очень! И он их любит. По-доброму с ними беседует, называет подвижницами. Они ведь почти все в возрасте, а радуются этим встречам как дети. И мы тоже радуемся, огромный запас сил получаем от визитов архипастыря. Он даже по дороге в Челны или в Нижнекамск в наш монастырь заезжает. Остановится, всех монахинь благословит, конфетки раздаст... Батюшек тоже  не забывает. Мы ведь детишки его. И это отцовское отношение к нам с годами не ослабевает, а лишь укрепляется. Незаслуженно это, конечно…

Торжество науки

К сожалению, мы часто начинаем ценить то, что было даровано нам Господом, только лишившись этого. В первое время после выпуска я очень сильно скучал. Когда приезжал в Казань на общую исповедь духовенства или по каким-то другим делам, первым делом бежал в семинарию. Вспоминал моменты из нашей студенческой жизни, с ребятами общался, переживал за них. Среди нынешних воспитанников КазДС у меня очень мало знакомых, практически все уже выпустились. Я наблюдал, как эти ребята взрослели, как менялись и внешне, и внутренне. Так удивительно наблюдать за этим процессом со стороны. Все происходит постепенно, но при этом стремительно. Буквально на твоих глазах на чистой доске появляются настоящие шедевры. На первом курсе все какие-то пластилиновые. Но за годы учебы педагогический состав лепит из этого нескладного материала  что-то поистине стоящее. Знания в семинарии дают настолько хорошо, что ты усвоишь их, даже если изначально у тебя не было такой цели. Я сам никогда не отличался усидчивостью, не питал особой тяги к знаниям. Но семинарские преподаватели могли заинтересовать кого угодно. Эти люди прирожденные педагоги. Они живут своими предметами, любят свою профессию, так что остаться в стороне от этого торжества науки невозможно.

Окно в жизнь

Мне особенно нравились уроки нашего владыки по пастырскому богословию. Эти занятия кардинальным образом отличались от сухих лекций. На занятиях владыка приводил примеры из своего личного опыта и из жизни духовенства своей епархии, давал советы, которые пригождаются до сих пор. Еще мне очень нравилась дисциплина «Христианское искусство». Виктор Александрович Новиков привил нам любовь к искусству, развил в нас чувство прекрасного. Благодаря этим занятиям у меня появились свои личные предпочтения в искусстве и, главное, мне захотелось продолжать получать знания на практике. Возникло желание поехать в Иерусалим, посмотреть древнюю живопись и иконографию. Раньше я ничем таким не интересовался, но Виктор Александрович показывал нам такие яркие слайды с фотографиями икон и храмов, что хотелось даже перед телевизором начать молиться. Настолько эти образа были священны и духовно полны. На этих занятиях вообще все располагало к созерцанию  прекрасного. Кабинет, где проходили наши лекции, напоминал окно в другой мир. Чувство реальности там пропадало, и мы мгновенно устремлялись в какую-нибудь славную эпоху. То же самое происходило и на занятиях по Истории России, которые вел Игорь Петрович Ермолаев. Каждое историческое событие мы разбирали так, будто сами были его очевидцами или участниками. Педагог не заставлял нас зубрить даты и числа, он помогал разобраться в самом историческом процессе, учил устанавливать причинно-следственную связь между событиями.

Усвоенный урок

Очень интересные лекции были у иеромонаха Филарета Кузьмина. Он  преподавал Историю древней Церкви и катехизис. Катехизис я изучал еще в училище, так что пришел на занятия весь такой умный, мол, я итак все знаю, слушать не буду. Нагло вел себя, но отец Филарет без лишних движений поставил меня на место. Он не читал нотаций, не кричал, не делал каких-то резких замечаний. Просто задал мне несколько наводящих вопросов, так что я сам быстро понял, что я тут не умнее многих. Вся моя самоуверенность мигом испарилась. Зато появилось желание изучать основы христианского учения. Да и по другим дисциплинам я стал добросовестнее учиться именно после этого эпизода.

Свет для всех

Для успешной учебы были созданы все условия. С нами работали умнейшие люди Татарстана, и это, конечно, не только священники, но и светские профессоры. До сих пор не понимаю, как отцу Филарету удавалось привлекать этих светочей науки в семинарию. Филарет, кстати, стал исполнять обязанности проректора по учебной работе, когда сам был еще студентом третьего курса. Ему рано начали доверять такие ответственные послушания, и эти шаги были оправданными. Нельзя светильник под кроватью прятать, светом и талантами  надо делиться с окружающими. С назначением Филарета на должность проректора учебная часть заметно преобразилась. Несмотря на свою молодость и отсутствие опыта,  наш проректор по учебной работе в профессиональных вопросах всегда поступал очень мудро и рассудительно. Сам был добросовестным и ответственным и от нас этого требовал.

Отеческое наставление

Отец Филарет с успехом выявлял прогульщиков. Как-то поленился я идти на латинский. Во время урока гулял по коридору и попался Филарету. Он, конечно, быстро сообразил, что я сейчас нахожусь не там, где мне следовало бы быть. Я не стал ничего придумывать, честно сказал, что проспал, что ленился идти на занятия. Филарет, конечно, очень удивился тому, что я так спокойно и самоуверенно об этом говорю. Но я объяснил свое поведение своим нежеланием врать. Он похвалил меня за честность. Но и без отеческих наставлений не мог отпустить. Сказал, что обязательно накажет, если еще раз прогуляю. Но так и не наказал. Добрым он всегда был. Да и все наши батюшки – добрейшие люди. И каждый из них оказал неоценимое влияние на наше духовное взросление и возрастание в вере.

Духовный отец

Немало лет прошло, а мнение отца Филарета для меня по-прежнему очень важно. Есть вещи, которые я могу обсудить только с ним. У Филарета  колоссальная нагрузка, но, несмотря на свою занятость, он никогда не отказывается участвовать в моей жизни. Я обращаюсь к нему и как к духовному руководителю и просто как к старшему товарищу. По возрасту-то он не намного старше меня, но зато намного опытнее и мудрее. Так что я очень стараюсь внимать советам отца Филарета. Именно он помог мне определиться в жизни, помог разобраться в себе, когда задумывался о выборе пути, поддержал, когда меня одолевали сомнения. Филарет крестил моего сына и венчал нас с супругой тоже он. Для меня это было большой честью и большой радостью. Здорово, что батюшка в своем плотном графике нашел время для нас, что сказал такие хорошие и полезные слова. Сделал он это не потому что так положено, а потому что сам захотел. Я очень хорошо помню все, что он тогда говорил, все отступления, все комментарии. Сам теперь стараюсь делать так же во время венчаний. Конечно, так гладко и осмысленно у меня пока не выходит. Но с каждым разом получается лучше. Господь помогает. Господь дарует свою милость по молитвам добрых и искренних наставников.

*

Между строк. От автора.

Вот как-то так. Искренне до глубины души. Хоть и не о себе. У героев наших публикаций свои герои, а рассказывать о личных заслугах и достижениях они не очень-то и хотят.  Публичные откровения – дело сугубо добровольное. Есть вещи, о которых действительно лучше не говорить во всеуслышание. По крайней мере, не спешить говорить.  Бумага-то все стерпит. Но люди – нет. По ту сторону экрана сидит живой человек со своими проблемами и переживаниями, и последствия, вызванные его реакцией на тот или иной контент в Интернете, могут быть гораздо серьезнее, чем мы думаем. Слово порой ранит сильнее любого оружия. Молчание, впрочем, тоже.

«Единственное, что необходимо для торжества зла – это молчание и бездействие хороших людей». Эдмунд Берк

Торжество зла (а точнее злословия) откладывается на неопределенный срок. Оно, это  лживо-несправедливое торжество, может и не наступить вовсе.  Ложь не одержит победу, пока есть хотя бы один человек, готовый говорить правду. Бог-то не в силе, а в правде. И если будет на то воля Божия, мы будем продолжать писать летопись Казанской духовной школы.

Совсем скоро вы сможете узнать, в чем сходятся и чем различаются точки зрения родных братьев. Иерей Илия Кривов тоже с радостью поделился своими впечатлениями и воспоминаниями. Следите за обновлениями на нашем сайте!

 

Текст: Татьяна Боровская



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика