Проект «Епархия» / Новости Татарстанской митрополии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Казанской митрополии - www.kazan-mitropolia.ru 

 

Человек-легенда

12.09.2014
Источник информации: Татарстанская митрополия
Адрес новости: http://www.kazan-mitropolia.ru/newses/kaznews/?id=44924



Все проходит: уходят люди, события, меняются эпохи, мировоззрения. Остается память — далекая, неизвестная, она превращается в легенду, а легенды, как известно, обрастают домыслами. Уже трудно разобраться, как оно было на самом деле. За основу принимается какая-то доктрина, и она становится правдой. Так, мне кажется, случилось с Александром Невским — древнерусский герой, православный святой, символ России, человек с большой буквы. В этом ключе и мы будем рассматривать Александра Невского, которого православная церковь именует благоверным князем.

Прозвище «Невский» он получил за победу над шведами в Невской битве. Через два года после того было Ледовое побоище. Эти хрестоматийные даты — 1240 и 1242 годы — почему-то остаются в памяти со школы, остается и образ князя-победителя: суровое лицо, сильные руки, тяжелые латы. После Ледового побоища крестоносцы не беспокоили русские земли 11 лет. После смерти отца в 1247 году Александр вместе с братом Андреем поехал в орду к батыру, чтобы получить разрешение на великое княженье. Вернулись на Русь через 2 года с ярлыками на княженье. В итоге Александр был признан старейшим среди русских князей, он получил Киев и всю русскую землю.

Мы представляем этого человека по фильму Эйзенштейна, сильным и гордым. И хотя церковь не приветствует гордость в человеке, Александр Невский иначе, чем гордым мужем не представляется.

Протоиерей Владимир Пономарев, настоятель храма Александра Невского: Ни в коем случае. Гордость, вы знаете, — это мать всякого греха и всякий, кто прикасается к гордости, сразу что-то теряет от праведности. Я не утверждаю, что я человек праведный, но очень боюсь гордости. Гордость погубила немало людей, гордость натворила очень много бед. Даже если мы возьмем любой грех, в нем обязательно присутствует элемент гордости.

Гордыня — грех, который осуждается всеми религиями мира. Гордость — личностное качество, которое даровано человеку создателем, даровано каждому, но только сильный духом может быть гордым. По духовному несовершенству мы порой подменяем второе первым.

Протоиерей Владимир: Читая Евангелие, мы понимаем, что оно делает некую градацию. Как можно современному человеку XXI века (да можно привести и XX, XV и V, любой век), когда тебя бьют подставлять другую щеку? Но в так называемой нагорной проповеди, то есть где Господь Иисус Христос кратко в течение двух глав Евангелие изложил, что нужно делать современному человеку, он как бы говорит, например, апостол Петр говорил: «Служи по силе, какую дает Бог», то есть Господ нас не мучает, Господь не требует. Господь говорит: «Смотри в себя, смотри в совесть. Способен ты подставить вторую щеку — подставь. Способен ты подставить другую щеку, но не подставил — наступает грех».

Христианская церковь канонизировала его, как святого благоверного князя. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней, глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. В России главная церковь в честь святого благоверного князя — Александро-Невская лавра. Здесь покоятся его мощи, но почти во всех городах, если не храм, если не престол в его честь, то икона князя. Вот и в Казани возводится большой храм в честь легендарного воина. Когда мы впервые приехали сюда лет 8 назад, здесь стоял небольшой храм в честь Владимирской иконы Божьей Матери. Отец Владимир указал место, где будет основной храм. Спустя время мы снимали начало строительства, нулевой цикл. И тогда было трудно себе представить, что из этого будет. Теперь мы ходим внутри огромного здания, дивимся его грандиозности, еще не восхищаемся благолепием, но уже понимаем, что будет величественный собор. Даже сейчас в красном кирпиче он напоминает корабль, а уж когда он приобретет задуманный образ — белоснежный, с куполами маковками, именно метафора «корабля времени и гавани жизни» будет уместной и точной. Отцу Владимиру выпала трудная и почетная миссия — поставить собор, потому стройка для него — ответственная часть служения.

Протоиерей Владимир: Этот проект разработал заслуженный архитектор России — Кревцов Анатолий Михайлович, который как архитектор состоялся в городе Йошкар-Ола, построил уже не один храм (если я не ошибаюсь, это уже четвертый уже храм). И он именно предложил этот проект для отдельно взятого места. Слияние двух улиц Сахарова и Вагапова образовывает этот земельный участок в виде полуострова. Этот полуостров окружают многоэтажки из железобетона. Когда здесь появляется культовое здание, православный храм, которому присуще древнерусская архитектура (некоторые ее называют псевдорусской) и с этими элементами декора, я думаю, что мало найдется в Казани, да и скорее всего в России, таких уголков, где среди XXI века XVIII, XVII век, и та глубокая Россия. Ответственно, что Господь уверил ему такой красивый храм. Слава богу, что Господь мне это доверил. На данный момент я ничего не строю — Господь помогает мне, Господь помогает мне с людьми, с прихожанами, с теми людьми, которые могли бы на эти средства улучшить свои бытовые условия, купить себе автомобиль, но эти люди предпочли пожертвовать на храм. Люди видят результаты этого труда и радуются вместе с настоятелем.

Храм строится, но приход Александра Невского уже живет, живет этим небольшим храмом в честь иконы Божьей Матери Владимирской.

Протоиерей Владимир: Этот небольшой храм, надеюсь, станет так называемым требным храмом, где будут совершаться крещения, отпевания. Может быть, он будет использован под нужды, я надеюсь, воскресной школы. В любом случае, я буду делать все, что от меня зависит, чтобы храм, как стоит, так он и стоял. Каждую среду мы молимся Александру Невскому, чтобы Господь по молитвам этого святого князя дал нам возможность, дал бы нам людей, исполнителей, чтобы построить, воздвигнуть этот храм, освятить его, расписать, чтобы был украшением не только нашего района, но и нашего города.

Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается, как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси. В XIII веке Русь подверглась ударам с трех сторон: католического запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным, но при этом веротерпимым врагом — Золотой Ордой и, отразив нападение немцев, одновременно защитил православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью, как в дореволюционное, так и в советское время, а также русской православной церковью.

Протоиерей Владимир: Александр Невский был князем, на нем также была огромная ответственность за людей, за свою землю, за свое княжество. Очень важно, что Александр Невский, вы посмотрите, он избрал войну с единоверцами, ведь католики тоже христиане. Да, между нами лежит большое разногласие богословское, большая вражда историческая, но он сумел договориться с Золотой Ордой, а Золотая Орда не трогала храмы и не трогала устои народные, и устои религиозные. Александр Невский, как мудрейший человек, предпочел некий позор оказаться в плену Золотой Орды и платить дань, а мы знаем, что россияне народ свободолюбивый, но отказаться от иноземного и инарелигиозного влияния. Он бился на смерть с христианами, зная, что эти христиане уничтожат православие, но сумел договариваться тогда уже с мусульманской Золотой Ордой, чтоб тогда Золотая Орда не искореняла храмы, не ломала устои и хранила, в общем-то, русские традиции. Вообще, я в душе очень почитаю этого человека, поскольку господь ему дал возможность и управлять народом, и быть князем, и соблюдать святость. Он и в мире состоялся как успешный человек, и мы видим, что церковь причислила его к лику святых, то есть призвала его в молитвенники, что он проявил некую мудрость, которая позволила ему быть мудрым и века сего, и мудрым с точки зрения, конечно, православного вероучения. Человек преуспел, как в духовном мире, так и в обычном мире людей. Этой мудрости я желаю нашим руководителям — быть мудрыми, как Александр Невский, который очень любил свой народ и, в то же время, был очень жестким. Жизнь Александра Невского очень символичная для России. Наша страна, к сожалению, положила очень много жизней в Великую Отечественную войну. Мало, наверное, кто знает, что Александр Невский даже там, как невидимый воин, поспособствовал победе над злейшим врагом всего человечества — немецкий национал-социализмом. Во всех учебниках истории московское контрнаступление датируется 5-6 декабря 1941 года, 6 декабря — память благородного князя Александра Невского.

Почти утратив реальные черты, образ Александра Невского превратился в своего рода историко-патриотическую икону. Историков, пытавшихся показать все стороны его деятельности, включая не благовидные, никто не желал слушать. Однако, создавая кумиров, люди со временем испытывают острую потребность разрушать. По мере преодоления доверчивого и идолопоклонничества, как форму усвоения исторических знаний, все чаще будут появляться желающие развенчать Александра Невского.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика