Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
18 Сентября 2014

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Эти слова знает, пожалуй, каждый христи­анин. На первый взгляд, всё понятно, остаётся только научиться этой любви. Мы так устроены, что посто­янно пребываем среди людей. Взять, например, школу. В среднем, ученик находится в школе по шесть часов в сутки шесть дней в неделю. Возможно, даже со своей семьёй он не проводит столько времени, как с классом и учителями. Причём, люди там совершенно разные. В на­чальной школе дети, в основном, берут пример со своего преподавателя. Он для них, как некий объект подража­ния. Дальше, особенно в старших классах, всё сложнее оставаться самим собой. Чаще возникают ситуации, которые никак не соответствуют религиозным убеж­дениям и принципам, по которым верующий школьник пытается жить. Может возникнуть чувство ущерб­ности, если не вписываешься в компанию сверстников, или, наоборот, чувство собственного превосходства, если видишь, что они (в отличие от тебя самого) сами себе портят жизнь. «Возлюби ближнего» звучит уже не так реалистично. Но от необходимости получения образования в наше время никуда не денешься. Значит, остаётся только одно — быть православным везде!

Для начала необходимо определить, что значит быть православным человеком. Православный человек — это тот, чья жизнь неотъемлемо связана со Христом, тот, кто узнал, что жизнь с Ним — намного радостнее, интереснее и «богаче»! Быть таковым можно, только если жить так, как этому учит Церковь. Молодые люди могу возразить: как же можно жить по учению, которое Иисус Христос давал две тысячи лет назад, в совершенно иное время? Тут, во-первых, нужно понять, что христианство ничего у нас не отнимает, а, наоборот, помогает приобрести всё действительно важное. Нужно только не выступать с возражениями и непонимани­ем, а взять в руки Священное Писание и прочитать. Да, есть и определённые запреты. Православие, например, говорит о том, что человеку не полезно объедаться или вступать во внебрачные отношения. Что здесь плохого? Церковь лишь предупреждает нас о том, что не стоит делать того, что может навредить. Свидетельствует о том, что нужно уметь воспитывать себя, уметь бороться со своими желаниями. В стенах школы эта борьба, как раз, наглядно и происходит. Помимо того, что приходится постоянно понуждать себя непосредственно к учёбе, школьник вынужден учиться жить в обществе, уступать, прощать, ценить дружбу, может быть, даже терпеть предательства...

Бывает и такое: в изобилии льются блудные и богохуль­ные шутки, ругань, и тому подобное. В такой обстановке сложно сдерживать себя, не пойти за толпой, становясь таким же. Или же не возомнить себя «праведником», сторониться остальных, как прокажённых и недостойных внимания. Постепенно анализируя всё это, мы можем понять, что вокруг нас — такие же склонные к греху люди, а возможные убеждения и споры ни к чему не приведут. Помочь им исправиться мы можем только своими делами, свидетельствующими о том, что жизнь с Богом, это не нечто тяжкое и невозможное, а, наоборот, радостное и реальное. Смотреть внутрь себя, а не другого человека. Когда на­блюдаешь за собой, просто не остаётся времени замечать чужие недостатки.

Школа — это место, где каждый день что-то происходит. Это что-то помогает упражняться в исполнении заповедей, совершении добродетелей. Но всё это без чтения Священ­ного Писания, без живого разговора с Богом в молитве, без участия в церковных таинствах не может сделать нашу жизнь по-настоящему православной. Если присмотреться, парни и девушки, в чьих сердцах зажёгся огонёк веры, даже внешне отличаются от ищущих себя. Сравним. Молодой человек увлёкся компьютерными играми; результат — красные, уставшие глаза, нервозность, зазомбированность, низкая успеваемость. Ему неинтересно учиться, главная цель в жиз­ни — победить очередного монстра в игре. И другой случай, когда человек пришел к Богу, обрел уверенность в себе, от­крытость и доброту, лёгкость в общении, строгость к себе и привычку к ответственности. К таким тянутся и остальные.

По словам православных учеников, верующему чело­веку легче даются знания. Усердие в молитве возбужда­ет в них трудолюбие, послушание, смирение, любовь к ближним и к Богу. Видя не просто желание таковых быть христианами, а реальные труды, Господь посылает им и соответствующих учителей, и знания, и много-много чего ещё интересного и обогащающего их жизнь!

Материал подготовили Ольга КНЯЗЕВА, Нина БАРАТОВА, Николай ТЕРЁХ