Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
7 Октября 2014

Как с христианской точки зрения оценить учение о судьбе? Как понять то, что мы называем промыслом Божиим? Есть ли эта судьба, действительно ли в жизни каждого человека совершается то, отчего он никуда не денется? Или у человека всегда имеется право выбора.

Не стоит путать пред­видение и предопреде­ление. Даже мы иногда можем предвидеть не­которые события в жизни человека, который попа­дет в ту или иною ситуа­цию. Например, мы зна­ем: «Пойдет он, напьется! » Тем более может пред­видеть Господь Бог.

Есть предвидение о том, как поведет себя че­ловек в том или ином случае, а есть предопре­деление, которое озна­чает ничто иное, как его закон поведения от ко­торого никуда он не уй­дет. Куда ты ни беги, ты попадешь сюда. Учение о предопределение свя­зано с ложным понима­нием свободы человека. Протестантизм решитель­но отвергает одно из по­ложений Православного учения, которое являет­ся сердцевиной и выражается греческим словом «Синергия», (дословно переводится как соработничество, совместное участие в деле спасения человека и Бога). Ни Бог не может спасти челове­ка без человека, не че­ловек не может спастись без Бога. Требуется со­гласованность двух воль. От человека, от его про­изволения очень во мно­гом зависит не только спасение, но и его зем­ная жизнь. Мы же видим, как человек может испор­тить себе жизнь. Человек в этом смысле богоподо­бен, он может от себя со­вершать то или иное дей­ствие. Даже наша земная жизнь со всеми ее радо­стями и треволнениями очень во многом обуслов­лена нашим личным про­изволением. Во многом, но не во всем. Не во всем потому, что мы все рождаемся с различными спо­собностями. Человек хо­тел быть музыкантом, а ему «медведь на ухо взял и наступил». Кроме того, человек обладает и лич­ными духовными способ­ностями, но главное — это его воля и произволение. Своей волей он может принести себе множество скорбей и своей же волей он может избавить себя от многих страданий.

Когда упала Силоамская башня и погибло не­сколько людей, Господь сказал: «Или думаете ли, что те восемнадцать че­ловек, на которых упала башня Силоамская и по­била их, виновнее были всех, живущих в Иеруса­лиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». (Лк. 13:14) Это не просто слу­чай, а принцип жизни, в котором человеческая воля является важней­шей причиной. В дру­гой раз Господь говорил: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколь­ко раз хотел Я собрать де­тей твоих, как птица соби­рает птенцов своих под крылья, и вы не захоте­ли!» (Мф. 23: 37).

Все ситуации, в кото­рые попадает человек, обуславливаются не ка­ким-то предопределени­ем, а человеческой волей и сознанием. Не преда­вая значения, что мы де­лаем в своих мыслях, мы искривляем свой путь и уходим с прямой доро­ги в канавы, болота, рвы и так далее. Человек мо­жет внешне быть хоро­шим человек, а изнутри полностью сгнить. Судь­ба во многом определяет­ся нашим внутренним ми­ром. Недаром святитель Игнатий Брянчанинов мысль называл рулем, ко­торый поворачивает весь корабль в ту или другую сторону. Своей мыслью мы можем решительно менять свою жизнь, свою судьбу. Не думайте, что допуская в своей душе грязные тщеславные, горделивые мысли, что это так, подумал и прошло. Нет, каждым этим актом мы наносим душе опре­деленную рану, которая неизвестно куда приве­дет, к каким другим вещам. Мы сами себе со­здаем все предпосылки для нашей внешней жиз­ни. А потом удивляемся «А что это такое, почему это случилось?». Итак, основ­ное положение христи­анской веры таково, что свою судьбу, свою жизнь в значительной степени, большей, определяем мы сами своей духовной на­правленностью. Человек — это свободная личность, а не игрушка.

Итак, свою судьбу мы по сути определяем сами. Даже при одинаковых внешних обстоятельствах, в которых мы можем ока­заться, человек он может себя чувствовать очень различно при правильном отношении челове­ка к себе. Даже трудные житейские обстоятельст­ва, человек может пере­живать легко. А промысел Божий, это такое дейст­вие Божие, которое созда­ет условие нашей жизни, адекватно соответству­ющее нашему духовному состоянию и имею­щее своей целью помочь человеку осознать себя с точки зрения добра и зла и сделать соответст­вующие выводы. Промы­сел Божий не ставит нас насильно в условия, ког­да мы вынуждены что-то признать, нет, он ставит нас в оптимальные, луч­шие условия, в которых мы можем познать себя, увидеть себя, оценить себя и сделать выбор.

Обратите внимания, что люди, когда с ними что-то происходит, начинают искать причину скорбей в других людях: кто меня подставил, кто оклеветал, кто испортил? Христиан­ство призывает: «Человек, обратись к себе!». Все, что происходит с нами, есть не что иное, как Голос Бо­жий, как Перстъ Божий, призывающий нас: «По­смотри на себя, что ты делаешь, как ты живешь, обрати внимание. Посмо­три трезво и сделай вы­бор. Продолжишь или по­каешься?». Вот что такое промысел Божий. Отсю­да очень важный для нас, друзья, вывод: «Каждый человек в любой момент времени находится в на­илучших условия с точки зрения спасения». И «наилучшесть» эта состоит в том, что промыслом Божией любая ситуация, об­условленная нашей волей и нашей свободой, ставит нас опять перед добром и злом.