Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
11 Декабря 2014

Одной из важных особенностей духовной жизни общества в период «пере­стройки» и в постсоветское время стало широкое возрождение интереса к ре­лигии и как следствие – активизация деятельности различных конфессий, появ­ление новых религиозных общин. На этой волне в Татарстане, как и в целом по России, произошло заметное оживление православной жизни. Поворотным событием в нормализации отношений государства и Русской Православной Церк­ви стало празднование в 1988 году 1000-летия Крещения Руси.

Казанская и Марийская епархия Русской Православной Церкви, в которую входили православные приходы Татарской АССР и Марийской АССР, до 1988 г. насчитывала 26 религиозных объединений (15 – в Татарской АССР и 11 – в Марийской АССР). В Казани до 1989 г. действовало всего три храма (Никольский собор, церкви Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище и Казанской иконы Божией Матери в п. Царицыно).

30 ноября 1988 г. постановлением Священного Синода РПЦ новым епи­скопом Казанским и Марийским был поставлен архимандрит Анастасий (Меткин) (род. в 1944), сменивший отправленного на покой епископа Пантелеимона (Митрюковского) (1912 – 1993).

Возрождение религиозной жизни дало заметный импульс церковно­приходскому строительству. По итогам 1989 г. на территории Татарстана функ­ционировало уже 29 религиозных общин РПЦ, еще через год их количество возросло до шестидесяти. В 1991 г. темпы роста православных объединений несколько снизились – было зарегистрировано всего семь новых общин, но тен­денция к их увеличению сохранилась.

Бюджет Казанского епархиального управления пополнялся главным об­разом за счет добровольных пожертвований верующих. По этой причине на пер­вых порах многие православные приходы, не имея материальной поддержки, развивались слабо.

Немалые денежные средства расходовались на возведение Казанского ду­ховного училища в Ленинском (Авиастроительном) районе Казани. По сути, это был единственный крупный объект, который строила Казанская епархия РПЦ в первой половине 1990-х гг. В связи с финансовыми трудностями епархи­альное руководство не начинало строительство новых культовых зданий.

Кроме того, с появлением новых православных приходов возникла пробле­ма нехватки кадров священнослужителей, которая требовала немедленного решения.

Рост количества действующих храмов до конца ХХ в. шел в основном за счет передаваемых Русской Православной Церкви зданий. А начиная с 2000-х гг. стали открываться и вновь построенные церкви. В дальнейшем восстановление и строительство но­вых храмов осуществлялось благодаря помощи спонсоров и реализации различ­ных целевых программ. Причем при постоянном увеличении доли участия в этом республики.

Заметным событием в жизни православной общины стало возвращение в 1989 г. верующим Петропавловского собора в Казани, построенного в 1723 – 1726 гг., где в советское время размещались планетарий и архив.

К тому времени собор находился в плачевном состоянии, местами была со­рвана кровля, выпадала кирпичная кладка. Для его восстановления потребова­лись большие денежные вложения. В первую очередь была отреставрирована резьба нижнего яруса иконостаса, воссозданы царские врата, отремонтированы кровля и фасад. Общий объем финансирования реставрационных работ в ком­плексе собора за весь последующий период превысил 50 млн рублей.

Постепенно началось возвращение верующим храмов на всей территории республики. Так, 7 января 1990 г. прошло первое богослужение в отрестав­рированном Свято-Вознесенском соборе села Боровецкого (ныне – в черте г. Набережные Челны) постройки второй половины XIX в. (настоятель – протои­ерей Александр Кормышаков).

В 1991 г. в пользование верующим, первым в Татарстане, был передан комплекс Раифского Богородицкого монастыря в Зеленодольском районе, основанный в XVII в. Этот монастырь благодаря усилиям своего наместника – архимандрита Всеволода (Захарова) и щедрым пожертвованиям благотво­рителей вскоре приобрел широкую известность и стал местом паломничества верующих со всей России.

До наших дней на территории монастыря сохранилось несколько храмов: собор в честь Грузинской иконы Божией Матери, собор в честь преподобных отцов в Раифе и Синае убиенных и Троицкий собор. В течение 1990-х гг. был отреставрирован весь ансамбль обители и восстановлена полноценная мона­шеская жизнь. Объем финансирования ремонтно-реставрационных и строи­тельных работ на территории монастыря только за последнее десятилетие пре­высил 110 млн рублей.

В 1992 г. началась передача комплекса Иоанно-Предтеченского (Ивановского) мужского монастыря постройки XVII в., расположенного в центре Казани, в непосредственной близости от Кремля (первый игумен – постриженник Троице-Сергиевой лавры Давид /Кораблев/). С 1994 г. возобнови­лись службы в отреставрированном Введенском храме, со временем были вос­становлены колокольня, настоятельский и братский корпуса. В настоящее время монастырь известен своей благотворительной деятельностью (здесь есть бесплатная столовая для неимущих, оказывается содействие в обеспечении временной работой бездомных и т.д.).

В 1993 г. в Казани верующим была возвращена известная святыня – храм во имя Святой великомученицы Варвары (настоятель – протоиерей Виталий Тимофеев), здание которого ранее использовалось Казанским государствен­ным технологическим университетом. В настоящее время этот возрожденный к жизни храм является одной из достопримечательностей столицы Татарстана.

В 1993 – 1995 гг. началось возвращение Елабужского Казанско–Богородицкого монастыря, основанного в 1868 г. на средства купца И.И. Стахеева, и возрождение здесь духовной жизни. В 1995 г. был освящен восста­новленный храм во имя святой великомученицы Варвары, а к 1998 г. в оби­тели жили уже около тридцати насельниц (в настоящее время настоятельница – игуменья Вера /Шевченко/).

На волне происходивших в стране политических процессов изменялись границы ряда епархий, в том числе и в Татарстане.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 июня 1993 г. из состава Казанской епархии была выделена Йошкар-Олинская и Марийская епархия, времен­ное управление которой было поручено бывшему секретарю Казанского епар­хиального управления игумену Иоанну (И.И. Тимофееву), возведенному в сан архимандрита (рукоположен во епископа Йошкар-Олинского и Марийского Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 25 июля 1993 г.). С этого времени все православные приходы, действовавшие на территории Республики Марий Эл, вошли в состав вновь учрежденной епархии.

В 1994 г. началась передача верующим зданий комплекса бывшего Казанского Богородицкого женского монастыря, основанного на месте обретения в 1579 г. чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В 1994 – 1995 гг. была воз­вращена Софийская надвратная церковь, началось религиозное возрождение обители. Летом 2000 г. на месте обретения иконы, где ранее находился пещерный храм-часовня, был заложен раскоп, а 21 июля того же года к этому святому месту силами прихода Софийской церкви был организован первый в современ­ной истории обители крестный ход, с которого началось возрождение великой традиции.

В 1995 г. в Татарстане насчитывалось уже 141 православное объединение. В последующие годы прослеживается стабилизация численности приходов, рост стал не столь значительным. В том же году в рамках юбилейных торжеств по случаю 400-летия обретения мощей святителей Гурия и Варсонофия и 440–летия Казанской епархии прошла представительная историко-богословская конференция «История и человек в богословии и церковной науке».

Знаменательным событием в жизни Казанской епархии стало обре­тение в 1995 г. при раскопках на территории Казанского кремля мощей митро­полита Казанского и Свияжского Ефрема (? – 1613) и преподобных Ионы (И. Застолбского) (? – после 1563) и Нектария (Застолбского) (? – после 1563).

В 1996–1997 гг. был возвращен верующим Богоявленский собор в центре Казани, построенный в XVIII в., где до 1996 г. размещался спортзал Казанского государственного университета (в настоящее время настоятель – иерей Дмитрий Фомин). При этом колокольня Богоявления осталась в ведении Министерства культуры РТ: в ней расположился выставочный зал древнерусского искусства Государственного музея изобразительных искусств РТ. В 2001 г. в колокольне был открыт камерный Шаляпинский зал. Сейчас колокольня Богоявления используется совместно Татарстанской митрополией и учреждениями культуры на основании совместных соглашений.

В 1996 г. Церкви был передан полуразрушенный Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь в Верхнеуслонском районе, построенный в XVII – XVIII вв. и связанный с именем преподобного Макария Желтоводского, Унженского и Свияжского чудотворца, выбравшего место для обители еще в XV в. (в настоящее время настоятель – игумен Глеб /Владимиров/). Были воз­обновлены богослужения в древней церкви Вознесения Господня. 13 марта 2013 г. в монастыре произошло долгожданное событие – был освящен памятник основателю обители преподобному Макарию Желтоводскому.

Большим событием в жизни православной общины республики стало посе­щение 31 августа – 2 сентября 1997 г. Татарстана по приглашению Президента РТ М.Ш. Шаймиева, Председателя Государственного Совета РТ В.Н. Лихачёва и архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия (А.М. Меткина) Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Предстоятель РПЦ совер­шил молебен в Никольском кафедральном соборе Казани, принял участие в литургии в Петропавловском соборе Казани, посетил Казанское духовное учи­лище, Казанское высшее танковое командное училище, побывал в Свияжске, Раифском Богородицком монастыре, в других храмах и учреждениях.

Первый патриарший визит имел большое значение для развития конструк­тивного взаимодействия Татарстана с Московской Патриархией Русской Православной Церкви и даль­нейшего возрождения православной жизни республики.

В 1998 г. началось возрождение Свято-Успенского Зилантова монасты­ря в Казани, основанного в XVI в. и разоренного в советское время практи­чески до основания (в настоящее время настоятельница – монахиня Сергия / Лакатош/). Возвращение к жизни древней монашеской обители, став­шей женской, произошло во многом благодаря акционерному коммерческому банку «Заречье» и его генеральному директору Н.В. Девятых. Были восстановлены Успенский собор, настоятельский и сестринский корпуса с домовой церковью Адриана и Наталии, построены колокольня, Троицкий собор и крестильный храм святого равноапостольного князя Владимира, заверше­на роспись храмов.

Во второй половине 1990-х гг. началось возведение новых православных храмов в районах Казани: в частности, в микрорайоне Горки, где до того не было ни одной церкви. Так, в 1999 г. там была построена и открылась церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление» – первый объект православного комплекса Серафима Саровского (строительство храма осуществлялось по проекту казанского архитектора А.А. Спориуса на средства трудового коллекти­ва ОАО «Теплоконтроль» усилиями его директора В.К. Кулагина. Настоятель – протоиерей Д.В. Салков).

В 2000 г. рядом началось строительство храма в честь преподобного Серафима Саровского, которое было завершено в 2006 г. благодаря финансо­вой помощи банка «Заречье» в лице Н.В. Девятых. Новый храм был освящен 14 января 2006 г.

В 1996 г. был заложен первый камень в основание храма в честь преподоб­ного Серафима Саровского и в Набережных Челнах, на месте бывшего здесь ранее храма пророка Илии. Строительство храма также было завершено в 2006 г. (в настоящее время настоятель – протоиерей М.М. Гречко).

Знаковым событием в жизни православной общины республики стали мас­штабные торжества, посвященные православию, которые прошли в Татарстане в год 2000-летия христианства.

Постановлением Кабинета министров РТ № 508 от 12 июля 2000 г. «О праздновании памятных исторических дат – 2000-летия христианства и 1400–летия начала распространения ислама в России» была утверждена программа мероприятий, включавшая в себя продолжение реставрации Благовещенского собора Казани и дополнительного корпуса Казанской духовной семинарии, проведение республиканской научно-практической конференции работников об­разования «Религия и формирование духовной культуры школьников», меж­дународной научно-практической конференции «Ислам и христианство в диа­логе культур на рубеже двух тысячелетий», издание альбома «Православные храмы Татарстана», организацию кинофестиваля «Культура и религия», ци­клов передач на республиканском телевидении и радио, тематических выставок и другое.

По данным на 2002 г., в Казанской епархии действовал 161 храм.

С декабря 2001 г. началась передача верующим комплекса Кизического Свято-Введенского мужского монастыря в Казани, основанного в конце XVII в. (в настоящее время настоятель – игумен Пимен / Ивентьев/).

Заметный импульс возрождению обители и расположенного около нее древ­него православного некрополя был дан после посещения монастыря 9 января 2003 г. Президентом РТ М.Ш. Шаймиевым. На территории некрополя был установлен памятник в виде креста и аналоя с раскрытой книгой, символиче­ски восстановлена могила деда писателя Л.Н. Толстого – казанского губернатора И.А. Толстого.

В 2004 г. начала возрождаться монашеская жизнь в самой известной обите­ли Казани – Казанском Богородицком монастыре (в настоящее время и.о. намест­ника – иеромонах Марк /Виленский/). В 2005 г. в Крестовоздвиженском соборе Управлением капитального строительства и реконструкции Казани и Научно-производственным объединением «Космос» (Москва) были проведены реставрационные работы.

Во время визита в Казань 21 июля 2005 г. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епархии был торжественно передан так называемый «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери, подаренный Папой Римским Иоанном Павлом II, который разместили в Крестовоздвиженском соборе мо­настыря. В настоящее время этот образ является одной из наиболее почитаемых святынь Казани, на поклонение которой стекаются паломники как из России, так и из зарубежных стран (в том числе и католики).

«Воздавая достодолжное благодарение Подателю всех благ Господу за Его обильные милости, предстательством Царицы Небесной ниспосылаемые Церкви и Отечеству нашему с древнейших времен и доныне, – говорилось, в частности, в акте передачи иконы, – настоящим Актом свидетельствуем, что 21 июля 2005 года от Рождества Христова, в день празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, в присутствии Президента Республики Татарстан Минтимера Шариповича Шаймиева, Главы администрации города Казани Камиля Шамильевича Исхакова, архипастырей, пастырей, монашествующих, многочис­ленных верующих и паломников, Предстоятель Русской православной церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал Архиепископу Казанскому и Татарстанскому Анастасию чтимый список иконы Божией Матери, именуемой “Казанская”».

В 2007 г. было принято решение о создании на месте явления Пресвятой Богородицы и обретения Казанской иконы Божией Матери Паломнического центра. В 2012 г. в рамках празднования 400-летия прославления Казанской иконы Божией Матери благодаря поддержке Президента РТ Р.Н. Минниханова на территории Казанско-Богородицкого монастыря проведены ремонтно­-восстановительные работы. С учетом ранее выделенных средств общая сумма финансирования составила более 100 млн рублей.

В том же 2007 г. в Альметьевске был построен и освящен один из са­мых больших храмов в Поволжье – собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Его звонница состоит из одиннадцати колоколов, самый большой из которых весит 1350 килограммов. Строительство собора было осуществлено силами ОАО «Татнефть», генеральным директором которого являлся Ш.Ф. Тахаутдинов.

Одним из наиболее значимых проектов стало проведение в 1996 – 2005 гг. реставрационных работ в комплексе Благовещенского кафедрального собо­ра Казанского кремля постройки 1555 – 1562 гг., на которые было направлено 100 млн рублей. Полностью восстановлен интерьер храма, значительно по­страдавший в советское время, когда в надземной части здания располагалось архивное хранилище, а в цоколе – овощехранилище.

Для финансирования этих работ был специально создан Фонд реставрации Благовещенского собора под патронажем Президента РТ М.Ш. Шаймиева, ко­торый привлек значительные средства на возрождение святыни. Значительный вклад в реставрацию собора внесли ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО Банк «Зенит», ООО «Таттрансгаз», ОАО «Элекон», ОАО «ТАИФ», Национальный банк РТ и многие другие организации и юридические лица.

В настоящее время Благовещенский собор Казанского кремля исполь­зуется совместно Татарстанской митрополией и учреждениями культуры на основании совместных соглашений. С начала 2010-х гг. здесь ведется рабо­та по созданию Музея Благовещенского собора. Текущие расходы на содер­жание и ремонт на объектах обеспечивают учреждения культуры. Содержание Благовещенского собора Казанского кремля обходится более чем в 1,5 млн рублей в год.

На протяжении последних десятилетий в Татарстане проводится курс на укрепление государственно-церковных отношений и позитивное взаимодей­ствие в различных областях (в том числе в части реализации Федерального за­кона № 327-ФЗ от 30 ноября 2010 г. «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или му­ниципальной собственности»).

Возвращение верующим храмов и помощь в строительстве новых способ­ствовали росту православных приходов. В 2002 – 2013 гг. наблюдалась сле­дующая динамика количества православных религиозных организаций в Татарстане: 2002 г. – 182, 2006 г. – 237, 2008 г. – 255, 2011 г. – 273, 2012 г. – 293, 2013 г. – 307, 2014 г. – 315.

В 2000-х гг. произошло заметное улучшение материально-технического состояния епархиальных органов управления. Здание Управления Казанской епархии с советских времен располагалось в Ленинском (ныне – Авиастроительный) районе Казани – в приспособленных помещениях на ул. Челюскина,31а, что не отвечало современному статусу епархии.

В 2005 – 2012 гг. были проведены ремонтно-реставрационные работы комплекса бывшего духовного училища (епархиального управления в Казани на ул. К. Маркса,9/15) С 2013 г. здесь размещается управление Казанской епархии и Татарстанской митрополии РПЦ.

Общая площадь объекта – около 2870 кв. м, в том числе храмовая и ад­министративная части, актовый зал, учебные аудитории, блоки для проживания обучающихся, кухня и столовая. За весь период ремонтных работ было освоено свыше 156 млн рублей.

С 2010 г. в республике реализуется комплексный проект «Остров-град Свияжск и древний Болгар» с ежегодным объемом бюджетного финансиро­вания 800 млн рублей. Кроме того, исполнителем проекта – Республиканским фондом возрождения памятников истории и культуры РТ – к реставрации объектов культурного наследия привлекаются средства благотворителей.

С 2010 г. в Свияжске отреставрированы церковь Константина и Елены XVII в., Архимандричий корпус XVII в., Братский корпус XVII – XVIII вв., воссоздана Германовская церковь, Монастырское училище XVII – XVIII вв., восстановлена Надвратная церковь Свияжского Успенского монастыря. В Иоанно-Предтеченском монастыре Свияжска отреставрированы Сергиевская церковь 1604 г., собор в честь иконы Всех скорбящих Радость XIX в. с роспи­сями и иконостасом, часовня XIX в. с росписями в интерьере.

Общий объем финансирования культовых объектов Свияжска составил 1 млрд 238,2 млн рублей. Сроки реализации комплексного проекта: 2010 – 2015 гг. Завершается реставрация деревянной Троицкой церк­ви 1551 г. с интерьером, братских корпусов и ограды Иоанно-Предтеченского монастыря, Никольской церкви 1556 г., Успенского собора 1560 г., ограды и ледника мужского Успенского монастыря. В настоящее время настоятелем Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря является игумен Силуан (Хохиашвили).

28 августа 2012 г. Президент РФ В.В. Путин в рамках рабочей поездки в Татарстан посетил остров-град Свияжск. Его сопровождали Президент РТ Р.Н. Минниханов, Государственный советник РТ М.Ш. Шаймиев, митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий (А.М. Меткин), полпред Президента РФ в Приволжском федеральном округе М.В. Бабич. В.В. Путин осмотрел Троицкую церковь – объект культурного наследия федерального значения, со­бор в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих радость», Успенский собор и другие объекты.

14 декабря 2012 г. остров-град Свияжск посетил председатель Счетной пала­ты РФ С.В. Степашин в сопровождении Премьер-министра РТ И.Ш. Халикова. В настоящее время остров-град Свияжск наравне с древним Болгаром стал од­ним из наиболее значимых объектов культурного наследия не только республи­канского, но и общероссийского значения.

Тесно связанным в историческом отношении с островом-градом Свияжском является храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 г. (храм– памятник в честь Нерукотворенного Образа Спасителя) XIX в., внесенный в реестр памятников монументальной архитектуры федерального значения. Новый этап возрождения памятника начался после встречи 27 ноября 2002 г. Президента РТ М.Ш. Шаймиева с представителями Общества русской культу­ры Казани и Казанского отделения Международной славянской академии наук, искусства, культуры и образования.

В 2001 г. был создан приход храма-памятника, в нем начали совершаться богослужения. В подземной части памятника освящен уникальный в своем роде храм во имя преподобного Илии Муромца (по образу усыпальницы Киево­-Печерской лавры, где покоятся мощи этого былинного богатыря-монаха). В настоящее время в храме-памятнике в честь Нерукотворенного Образа Спасителя ведутся ремонтно-реставрационные работы.

В Татарстане имеется много положительных примеров оказания районны­ми администрациями поддержки православным общинам в части ремонта суще­ствующих и строительства новых культовых объектов.

Только с 2003 по 2013 гг. Казанской епархии была оказана помощь в размере более 1 млрд 100 млн рублей, в том числе передано 17 земельных участков, 6 зданий, выделены средства на ремонт и реконструкцию православ­ных храмов.

На средства ОАО «Татнефть» осуществлялось, в частности, строи­тельство храмов Казанской иконы Божией Матери (строительство обо­шлось в 148 млн рублей) и Рождества Христова в Альметьевске. На средства ОАО «Ямашнефть» был построен храм в честь Иконы Божией Матери «Умиление» в Чистополе, торжественно открытый в августе 2013 г. Крупными храмами-новостройками, возведенными при поддержке госу­дарства и производственных компаний, стали храм Воскресения Христова в селе Алексеевском (47 млн рублей), храм священномученика Кирилла Архиерейского подворья в Казани (60 млн рублей).

В с. Ямаш Альметьевского района при поддержке заместителя гене­рального директора ОАО «Татнефть» В.И. Городнего ведутся подготовитель­ные работы по строительству мужского монастыря.

В то же время на местах остается еще немало проблем в части возрождения и возвращения верующим культовых зданий.

Например, существует потребность расширения церкви Казанской иконы Божией Матери в с. Шемордан Сабинского района, реконструкции церквей Покрова Пресвятой Богородицы в с. Тюлячи, Покрова Пресвятой Богородицы в Арске, Казанской Богородицкой церкви в с. Старое Чурилино Арского рай­она, ремонте церкви Троицы Живоначальной в с. Кошки Алькеевского райо­на, завершении строительства церкви в с. Красный Бор Агрызского района и других.

Затягивается решение вопроса о передаче в собственность Казанской епархии РПЦ церкви Святой Троицы в с. Теньки Камско-Устьинского района. Актуальным остается вопрос, связанный с возвращением верующим Бугульминского Казанско-Богородицкого женского монастыря построй­ки XIX в., здания которого в настоящее время находятся в оперативном управ­лении ФКУ «Следственный изолятор № 3 УФСИН России по Республике Татарстан».

Уже несколько лет православные верующие добиваются его возвращения. 28 августа 2012 г. в Бугульме состоялось знаменательное событие: епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий вместе с духовенством и верующими города посетил бывший Казанско-Богородицкий женский мона­стырь, где было совершено богослужение.

В Казани также еще остаются невозвращенными верующим Свято–Никольская (Гостинодворская) церковь и храм Макария Желтоводского, о пере­даче которых возбуждены ходатайства.

На фоне расширения сферы деятельности Казанской епархии РПЦ в 2012 г. в ее жизни произошли существенные изменения. 6 – 7 июня 2012 г. на заседании Священного Синода РПЦ было принято решение о выделении из Казанской епархии двух новых административно-территориальных единиц: Альметьевской и Чистопольской епархий, и учреждении в пределах республики Татарстанской митрополии, включающей в себя Казанскую, Альметьевскую и Чистопольскую епархии.

Казанская епархия РПЦ объединяет приходы в административ­ных границах Казани и Набережных Челнов, а также 24 районов респу­блики: Агрызского, Апастовского, Арского, Атнинского, Балтасинского, Буинского, Верхнеуслонского, Высокогорского, Дрожжановского, Елабужского, Зеленодольского, Кайбицкого, Камско-Устьинского, Кукморского, Лаишевского, Мамадышского, Менделеевского, Мензелинского, Пестречинского, Рыбно­слободского, Сабинского, Тетюшского, Тукаевского, Тюлячинского.

Альметьевская епархия объединяет приходы в административных гра­ницах 10 районов: Азнакаевского, Актанышского, Альметьевского, Бавлинского, Бугульминского, Заинского, Лениногорского, Муслюмовского, Сармановского и Ютазинского.

Чистопольская епархия объединяет приходы в административных гра­ницах 9 районов: Аксубаевского, Алексеевского, Алькеевского, Нижнекамского, Новошешминского, Нурлатского, Спасского, Черемшанского, Чистопольского.

Главой Татарстанской митрополии был назначен архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин), который 18 июля 2012 г. был возведен в сан митрополита Казанского и Татарстанского в Успенском собо­ре Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Правящему архиерею Альметьевской епар­хии Священный Синод постановил иметь титул епископ Альметьевский и Бугульминский, Чистопольской епархии – епископ Чистопольский и Нижнекамский.

11 июля 2012 г. совершена хиротония во епископа Альметьевского и Бугульминского бывшего в 2009–2012 гг. игуменом Кизического Свято–Введенского мужского монастыря в Казани Мефодия (Зайцева). Место управляющего Чистопольской и Нижнекамской епархией остается вакантным.

Временное управление Чистопольской епархией возложено на митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия.

Создание Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви и новых епархий ознаменова­ло собой начало нового этапа развития православно-церковной жизни в республике.

В последние годы на основании Федерального закона от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственно­сти» верующим переданы в Казани Ново-Иерусалимский Воскресенский мо­настырь, основанный в 1665 г., церковь при Макарьевской богадельне 1891 г., Духосошественская церковь 1730-х гг., прибольничный храм святителя Варсонофия постройки начала XX в.

Новые православные храмы строятся как в самой Казани, так и на местах: например, новый храм прихода Казанской иконы Божией Матери возводится в Азнакаево в новом микрорайоне по ул. Нефтяников.

Четыре новых храма строятся в Казани, по три – в Алькеевском, Менделеевском и Чистопольском районах, по два – в Набережных Челнах, Бугульминском, Зеленодольском, Лениногорском и Новошешминском районах. Православные культовые объекты возводятся также в Агрызском, Азнакаевском, Алексеевском, Альметьевском, Апастовском, Бавлинском, Верхнеуслонском, Елабужском, Камско-Устьинском, Кукморском, Мамадышском, Муслюмовском, Нурлатском, Рыбнослободском, Спасском и Тюлячинском районах.

Одной из позитивных примет времени стало возрождение в Казанской епархии (Татарстанской митрополии) массовых религиозных мероприя­тий – в первую очередь крестных ходов, повсеместно проводившихся в дорево­люционное время.

В июле 1999 г. Казань посетили участники организованного «Междуна­родным фондом единства православных народов» крестного хода, приуро­ченного к празднованию двухтысячелетия христианства и встрече третьего ты­сячелетия.

Прибыв сюда на теплоходе «Святой князь Владимир», участники крестно­го хода за два дня – 11 и 12 июля – посетили Раифский Богородицкий муж­ской монастырь, многие православные храмы Казани, а также встретились с общественностью и официальными лицами. Кульминацией визита стал крест­ный ход, который прошел 12 июля 1999 г. – в день святых первоверховных апо­столов Петра и Павла, после завершения которого в Петропавловском собо­ре Казани прошла праздничная служба с участием архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия.

22 июля 2000 г. произошло знаменательное событие на острове-граде Свияжске: в Успенский мужской монастырь крестным ходом во главе с архие­пископом Казанским и Татарстанским Анастасием при зна­чительном стечении верующих были перенесены чудотворные мощи его основа­теля святителя Германа (Садырева-Полева) (1505 – 1567).

Ежегодно в Казани 21 июля и 4 ноября проводятся многотысячные крест­ные ходы в честь явления и в честь дня чудотворной Казанской иконы Божией Матери – из Благовещенского собора Казанского кремля до места обретения иконы – Казанского Богородицкого монастыря.

Эта известная дореволюционная традиция была возрождена в начале 2000-х гг., собирая православных верующих не только из Казани и иных мест ре­спублики, но и паломников из других регионов России и зарубежных стран.

Особенно торжественным был крестный ход 21 июля 2005 г., в котором принял участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и многочисленные представители православного духовенства со всей страны.

С 2013 г. крестные ходы к месту обретения чудотворной Казанской ико­ны Божией Матери проходят по несколько измененному маршруту – вокруг Кремля, что придает им еще больше торжественности.

Кроме того, в разное время через Казань и другие места в Татарстане про­ходили всероссийские крестные ходы, имевшие большое религиозное зна­чение. Например, 22 апреля 2008 г. православные казанцы приняли участие в крестном ходе «Под звездой Богородицы», направлявшегося из Владивостока в Москву.

Постоянно пополняется сокровищница священных реликвий, переда­ваемых в дар православным церквам республики.

Так, 13 мая 2007 г. Казанской епархии был передан в дар мощевик с частью ризы Пресвятой Богородицы, а также частицами мощей Николая Чудотворца, Василия Великого, мученицы Наталии и других святых, приве­зенный из Италии маркизой Иммаколата Соларо дель Борго. После торже­ственной литургии мощевик крестным ходом, в котором приняли участие несколько тысяч православных верующих, был перенесен в Крестовоздвиженский собор Казанского Богородицкого монастыря.

В 2009 г. в дар Казанской епархии делегацией Мальтийского ордена во главе с Чрезвычайным и Полномочным послом Суверенного Военного ордена госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты в Российской Федерации Д.Ф. Бонетти были переданы частица Креста Господня и частицы мощей апостолов Филиппа и Иакова Алфеева, а затем – мощевик с частицей ризы Божией Матери и частицами мощей святого Иосифа, святой Анны и святого Игнатия.

С начала 2000-х гг. регулярными стали личные контакты представите­лей Казанской епархии (Татарстанской митрополии) с высшим руко­водством республики. В Казанском кремле неоднократно проходили встречи Президента РТ М.Ш. Шаймиева с православными религиозными деятелями, по итогам каждой из которых давались конкретные поручения, направленные на раз­витие православия в республике. Традиция личных контактов с представителями православного духовенства и общественности была продолжена Президентом РТ Р.Н. Миннихановым.

На последней встрече, прошедшей 10 января 2014 г. в новом здании управления Казанской епархии и Татарстанской митрополии, помимо про­чего было принято совместное решение о проведении в рамках Года культуры «Форума православной общественности Республики Татарстан», проработке вопроса о строительстве здания епархиального управления Альметьевской епархии, оказании Татарстанской митрополии содействия в строи­тельстве в Казани спортивного зала Казанской духовной семинарии и т.д.

Расширяются связи руководства республики с представителями Мос­ковской Патриархии РПЦ. В 1997-м и 2005 гг. состоялись визиты в республику Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Одной из наиболее представительных стала проходившая 16–17 ноября 2000 г. в Казани международная научно-практическая конференция «Ислам и христианство в диалоге культур на рубеже тысячелетий», в работе кото­рой приняли, в частности, участие митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), обратившийся к ее участникам от имени Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, и секретарь Отдела внешних церковных связей по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерейВсеволод Чаплин.

Заметным событием последних лет в этом ряду стало посещение Татарстана по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приглашению Президента РТ Р.Н. Минниханова 3–5 ноября 2011 г. председателем отдела внешних церковных связей Патриархии митрополитом Волоколамским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иларионом (Алфеевым). В ходе поездки прошли его встречи с Президентом РТ Р.Н. Миннихановым и Государственным советником РТ М.Ш. Шаймиевым.

Митрополит Иларион посетил мечеть Кул Шариф, где встретился с председателем Духовного управления мусульман (ДУМ) РТ, муф­тием Илдусом-хазратом Файзовым, и Российский исламский институт. В Казанской духовной семинарии он принял участие в открытии XI ежегодной научно-практической конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» и выступил с развернутым докладом на тему: «Богословие и светские науки». Также в ходе визита митрополит Иларион со­вершил поездку на остров-град Свияжск.

Существенно изменились подходы к регулированию государственно­конфессиональных отношений в республике. С 1965-го по 1991 г. функциони­ровал Аппарат уполномоченного Совета по делам религий при Совете министров СССР по Татарской АССР, преобразованный в 1991 г. в Совет по делам религий при Совете министров Татарской ССР (с 1992 г. – при Кабинете министров РТ).

Совет (с 2008 г. – Управление) по делам религий при Кабинете мини­стров РТ осуществлял контроль реализации политики в области государственно­конфессиональных и межконфессиональных отношений, координировал дея­тельность органов государственного управления в области прав человека и граж­данина на свободу совести и свободу вероисповедания.

В 2010 г. было создано Управление Президента РТ по взаимодей­ствию с религиозными объединениями. В 2012 г. был создан Департамент Президента РТ по вопросам внутренней политики, в который структурно входит Управление по взаимодействию с религиозными объединениями (в составе двух отделов: образовательных программ и проектов и государственно­-конфессиональных отношений).