Проект «Епархия» / Новости Татарстанской митрополии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Казанской митрополии - www.kazan-mitropolia.ru 

 

Душа ребёнка – талант. Или как воспитать маленького христианина

20.03.2015
Источник информации: Татарстанская митрополия
Адрес новости: http://www.kazan-mitropolia.ru/newses/kaznews/?id=46901



Нет ни одного нормального отца или матери, которые не хотели бы, чтобы его дитя выросло добрым, успешным, счастливым человеком. При этом, к сожалению, многие родители совсем не задумываются о воспитании в своём ребенке христианского образа. Они представляют его врачом, инженером, отдают его в соответствующее учебное заведение и думают, что этим ограничивается родительский долг. Зачастую, это происходит, потому что, в своё время, они были предоставлены самим себе, не увидели примера должного воспитания со стороны своих родителей. Чтобы дать некоторые советы мамам и папам, обратимся к труду Зоберна Владимира Михайловича — члена Союза писателей России, автору и составителю многих книг духовного содержания.

Непременным условием того, чтобы ребенок вырос добрым человеком и христианином, является усердная молитва за него родителей. Схиигумен святой Антоний Оптинский как-то спросил человека, сына которого исключили из учебного заведения: «Да молитесь ли вы о сыне?» «Иногда молюсь, — был неуверенный ответ, — а иногда не молюсь». «Непременно молитесь о сыне, усердно молитесь о нем: велика сила родительской молитвы о детях». Отец последовал этому совету, и дела сына наладились.

Иногда родители возмущаются непослушанием детей. Но чем вызвано это возмущение? Горечью о том, что ребёнок не воспринимает доброго наставления? Нет, гордостью: «Я — отец (мать). Он обязан меня слушаться!» А ребёнок взрослеет и в подростковом возрасте начинает искренне возмущаться в свою очередь: «Почему я все время кому-то что-то должен, обязан?!»

Дети в храме

Почему же так происходит? Да потому, что родители забывают, что сами тоже обязаны. Всем обязаны — Отцу Небесному. И если они сами не проявляют послушания Богу и Его заповедям, то не имеют права требовать послушания и от детей. Психологи Ирина Медведева и Татьяна Шишова, работающие с проблемными детьми, обращаются к родителям: «Невоспитанный, упрямый, ленивый, капризный — трудный… Ну что с ним делать?! А с вами? С вами что делать — мрачными, раздражительными, усталыми, безразличными, всегда спешащими и всегда занятыми? Что вашему ребенку делать с вами? Чем защититься от вашего хронического недовольства жизнью?..» Ведь тон отношений в семье задают все-таки родители, а не дети. И даже если ребёнок — тиран, а его родители — покорные рабы, это они позволили, они допустили такую расстановку сил! И пастыри Церкви согласны с врачами в этом вопросе. Священник Олег Кудряков говорит: «Наша греховность, нетерпеливость мешает нам правильно воспитывать детей… Пока ребёнок маленький, для него мама и папа — самые хорошие. Что он видит в родителях, то и делает. Папа курит — ребенок тоже будет курить. Как хочешь доказывай ему, что нельзя, он скажет: «Раз папе можно (а он у меня самый лучший!), я тоже буду».

Воспитывает более чем что-либо, более, чем словесное назидание, более, чем уроки в воскресной школе, сердце матери, сердце отца. «Сердце матери — это окно, через которое свет вечности льется на душу ребенка… Поэтому там бывает успешным духовное воспитание, там с лёгкостью усваивает дитя уроки Закона Божия, где сердце родителей дышит внутренней молитвой», — считает священник Артемий Владимиров. Суть всего сказанного можно выразить кратко: для того чтобы достойно воспитать ребенка, родители должны воспитать прежде всего самих себя.

Дети в храме. Духовное воспитание

Духовная пища должна быть преподана маленькому человеку как можно раньше. Вот что писал об этом святитель Инокентий, митрополит Московский: «Чем ранее внушаются детям понятия о Божественном, тем тверже укореняются в них, и, следовательно, тем более можно ожидать от них добрых плодов. Особенно если это делается с верою в благодать Божию, вразумляющую младенцев». При совершении Таинства Крещения священник надевает на ребенка православный крест. Этот нательный крестик не должен сниматься никогда. Священник Алексей Грачев пишет: «Иногда у родителей бывают излишние опасения — мол, тесёмка может принести ребенку вред, сделать удушье и т. п. Такого случая за всю историю Православия не было. Так что все беспокойства тут могут быть оставлены. Крест Христов есть наша главная защита. Крестным подвигом Спасителя побежден диавол. Побежден, но не уничтожен. Поэтому он посылает нам помыслы против креста. Все эти помыслы исходят только от него. Если уж на то пошло, ребенок рефлекторно изменяет положение тела при любом неудобстве. И он всегда тесемку, на которой висит крестик, поправит, даже во сне».

Носить малыша на богослужения необходимо с самого крещения. Кроме непременного причащения ребенка Святых Таин, дома родители должны читать ему вслух молитвы и Евангелие, не смущаясь тем, что он ещё не воспринимает слова. Надо создать вокруг ребенка естественную атмосферу религиозности, чтобы он возрастал в ней, как рыба в воде.

Дети в храме. Духовное воспитание. Девочка со свечкой

Первые шаги на пути открытия веры в Бога в жизни младенца связаны с его восприятием жизни органами чувств — зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием. Если младенец видит, как родители молятся, крестятся, крестят его, слышит слова «Бог», «Господь», «Христос с тобой», принимает Святое Причастие, ощущает капли святой воды, трогает и целует икону, крестик, в его сознание понемногу входит понятие, что Бог есть. В младенце нет ни веры, ни неверия. Но у верующих родителей он растет, воспринимая всем своим существом реальность их веры так же, как ему понемногу делается понятным, что огонь жжется, что вода мокрая, а пол твердый. Младенец мало что понимает о Боге умом. Но из того, что он видит и слышит от окружающих, он узнает, что Бог есть, и принимает это. Первая сознательная мысль о Боге приходит, когда ребёнок способен понять, что значит сделать что-нибудь — сложить, слепить, построить, склеить, нарисовать… За каждым предметом есть кто-то, этот предмет сделавший, и ребёнку довольно рано становится доступным понятие о Боге как о Творце.

Здесь многие родители допускают ошибку. С первых шагов они начинают ребенка стращать «грозным, мстительным» Богом, превращая, таким образом, имя Божие в орудие авторитарного воспитания. Конечно, малыш должен приучаться к мысли, что любой дурной поступок есть грех, который должен быть раскаян, но не лучше ли при этом постараться дать понять, что плохими поступками мы не просто прогневляем, а бесконечно огорчаем всемилостивого Создателя? Запретив себе запугивать ребенка, нельзя впадать и в другую крайность — воспитывать в ребёнке уверенность, что Бог всё простит без малейшего нашего стремления к покаянию.

Некоторые родители, даже сами будучи воцерковленными, приносят грудных детей в храм только 4–5 раз в год, чтобы причастить их. Приносить новорожденных детей и младенцев на богослужения следует как можно чаще, не смущаясь, что не получается выстаивать всю службу или время от времени требуется выходить из храма с ребенком на улицу, — малыш обычно не может спокойно себя вести во время всего богослужения да и прихожанам будет мешать. Если ребёнок уже умеет ходить, мать может время от времени выходить с ним из храма погулять. Со временем у ребенка появляются силы выстаивать всё богослужение. Детей постарше не следует водить в храм насильно. Священник Артемий Владимиров считает, что «поистине нужно иметь духовное сердце, чтобы суметь сладить с ребенком, который почему-то отказывается идти в храм в день воскресный, находит для себя занятия более нужные и важные, будь то лепка из пластилина, или беганье по двору за друзьями, или какое другое. Всякий раз, когда мы насильно вырываем игрушку из рук ребенка, отторгаем его от общения с себе подобными и влачим его в храм, как рабовладелец — несчастного негра на торжище, мы подрываем благочестивые устои детской души, мы помогаем ей сделаться революционеркой: в оный час топнуть на все ногой и повернуться спиной к Церкви… Гораздо важнее, оставив ребенка, как он есть, воздействовать на его сердце. И здесь прежде всего нужно наше слово, слово духовное, слово, умеющее растопить суету и помрачение детского сердца».

Дети в храме. Духовное воспитание

Какое бы замечательное духовное воспитание ни получил ребёнок в семье, рано или поздно он придёт в соприкосновение с миром, далёким от Бога, от Его заповедей. Ребёнок пошёл в школу, здесь его будут окружать большей частью неверующие дети. Да и раньше, во дворе, в детском саду, он наверняка столкнется со сверстниками, которые будут способны даже высмеять его религиозное чувство. Ребёнок рано или поздно научится отвлеченно мыслить, сопоставлять и делать выводы. Он будет анализировать, проверять религиозные чувства знаниями.

А что делать, если кажется, что ребенок, маленький или большой, потерял веру? «…Можно бы рассуждать с ним, — наставляет святитель Феофан Затворник. — Попробуйте!.. Только наедине, чтобы никого не было… и прямо к сердцу его обратитесь… Затем попытайте, какие основания имеет он к неверию. И тут же потихоньку разрушайте сии основания. Детей вразумлять есть долг родителей, стало быть, и ваш. И бояться чего? Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не приносит… по разорению непрочности оснований неверия, останется он ни при чём, — тогда и свои основания предложите… а дотоле не выставляйте их, а только сомнения его разоряйте и всё молитесь. Бог поможет — и просветится душа его».

Дети в храме. Духовное воспитание

Проблемы в духовном воспитании могут возникать различные, всех не перечислишь, но самая главная возможная проблема — не утрата веры ребенком, подростком, а её «приспособление» к современному миру — на западный манер. На Западе уже давно привыкли: воскресные посещения мессы — это одно, а повседневная жизнь — совсем другое, она веры не касается. Ребёнок, подросток верит, что Бог существует, ходит (иногда «из-под палки») по воскресеньям в храм, в воскресную школу, и… этим всё и ограничивается. В этом частенько виноваты взрослые, которые внушают, что Православие — лишь в стенах храма, а всё остальное (школа, детские увлечения, игры, книги и прочее) — «суета житейская». Но для ребенка эта «суета» — его жизнь. Поэтому родители обязаны вложить в детское сердце понятие, что Православие не ограничивается порогом храма, что Православие — сама жизнь во всех её проявлениях. Все — отношения с родителями и друзьями, учеба в школе, чтение, занятия в кружках, уход за домашними животными, игры и прочее — всё может и должно поверяться Божиими заповедями, совершаться с любовью и ответственностью. Даже в таком, казалось бы, несерьёзном занятии, как игра, искренне верующий ребёнок будет честным и справедливым, не станет нарушать правила, задирать товарищей, обижаться на проигрыш, а если и сделает что-то неподобающее, попросит прощения. Всё может и должно быть озарено светом Православия, и простая, повседневная жизнь предстанет тогда совершенно другой — очищенной, просветленной. В каждом событии, даже самом незначительном, можно увидеть Божий Промысл, Божие вездеприсутствие. Именно чистый ребенок способен, не удаляясь из окружающего мира, внести в него свет Христова преображения...

Материал подготовлен по книге В.М. Зоберна «Православная мама»



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика