Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
13 Июня 2015

Лето — период отпусков для взрослых и экзаменов для выпускников. Вчерашние школьники выбирают себе профессию. Для того, чтобы понять, чем необходимо руководствоваться православному христианину при выборе профессии, обратимся к книге Н.Е. Пестова «Православное воспитание детей».

Царь Давид говорит: «Дней лет наших — семьдесят, а при большей крепости — восемьдесят лет, и самая лучшая пора из них — труд и болезнь…» (Пс. 89:10). Итак, роль труда в жизни велика. Он заповедан Адаму и его потомкам после грехопадения как наказание: «…в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19). Но характер труда может быть различным. Для одних этот труд — благословенный, лёгкий для духа, и он служит спасению души. Но для других — очень тяжёлый, препятствующий наследованию Царствия Небесного. Поэтому выбор профессии — это очень серьезный вопрос, который часто приходится решать один раз и на всю жизнь. Непременная обязанность родителей — помочь детям правильно выбрать себе профессию.

У каждого христианина есть один путь для решения всех жизненных проблем — это видение во всём воли Небесного Отца, предание себя благому Промыслу, ибо «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его…» (Пс. 126:1). Если у человека есть духовный отец и благочестивые родители, то воля Божия будет говорить их устами. И тогда не может быть места колебаниям и сомнениям: ослушание может принести многие скорби.

Но чем должны руководствоваться родители, помогая детям в выборе будущей профессии? Если девушке или юноше даны Богом особые способности, то последнее и определяет будущую профессию. Человек может стать скульптором, музыкантом, поэтом, писателем, художником и т.д. Если в молодой душе есть любовь и сочувствие к страждующей и болящей меньшей братии Христа, если ей понятны наивысшие радости земли — вытирать слёзы несчастным, то пусть идёт она по пути «возлюбленного врача» (Кол. 2:14) и апостола Луки, целителя Пантелеимона, святых врачей Космы и Дамиана. При выборе профессии стоит руководствоваться и склонностью к каким-либо ремёслам или наукам, при условии, что они — не временные. Ведь бывают и поверхностные увлечения, которые быстро проходят. Поэтому когда воля Господня не так очевидна, с решением не стоит торопиться. В этом случае надо прибегнуть к молитве — и тогда Отец Небесный откроет Свою благую волю. Эту волю мы можем увидеть, выслушав советы умудрённых жизнью людей.

Наиболее достойный путь для христианина — пастырский. Апостол Павел пишет: «Если кто епископства желает, доброго желает». Но здесь неуместно побуждение. Пастыри избираются самим Богом. Принято ститать, что умственный труд — это высший, наиболее почётный труд для человека, а физический — низший. Но так ли это? Какую профессию выбрал Себе на земле Сам Строитель и Творец Мира, и занимался ею до тех пор, пока не вышел на Своё верховное служение? Как мы знаем, Он был плотником (Мк. 6:3). А кого Он выбрал Себе в ученики? Простых неграмотных рыбаков. И апостол Павел пишет: «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное…» (1Кор. 1:27—28). У простого физического труда есть преимущество перед умственным. Если человек занимается умственным трудом, то у него заняты и ум, и руки, и сердце. Если физическим — то у него заняты только руки, поэтому он может молиться, отдавая свои ум и сердце Богу. Кроме того, наука и техника бывают так же опасны для человека, как и богатство, ведь нередко они всецело овладевают человеком, и в его сердце не остаётся места для Бога.

Девушке нужно выбирать профессию, соответствующую её женскому призванию. Она должна быть хорошей женой, должна уметь готовить пищу, шить, правильно воспитывать детей, поэтому можно выбрать профессию медсестры, педагога, воспитателя, социального работника и т.д. Стоит отметить, что некоторые профессии несовместимы со званием христианина. Не стоит заниматься распространением табачных изделий и работать в абортарии.

Надо помнить слова апостола Павла о сосудах, из которых одни «в почетном, а другие в низком употреблении» ( 2Тим. 2:20 ). И поскольку это в нашей воле — зачем избирать себе путь для «низкого употребления»? Пусть избегают юноши горделивых мечтаний о высоком положении в мире. Господь говорит: «…что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15 ). И чем выше на земле стоит человек, тем опаснее это для его души, а иногда и для тела. «Подальше от царей — голова целей», — говорит пословица. На высоких местах требуется большая мудрость, которой может не хватить, или лесть, а всё это — неправда перед Богом, которая может привести к погибели души.