Проект «Епархия» / Новости Татарстанской митрополии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Казанской митрополии - www.kazan-mitropolia.ru 

 

«Преображение — это не физическое или механическое явление, а прежде всего работа над собой»

20.08.2015
Источник информации: Татарстанская митрополия
Адрес новости: http://www.kazan-mitropolia.ru/newses/kaznews/?id=48234



Проповедь митрополита Феофана в день Преображения Господня

Преобразился еси на горе Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою, яко же можаху.
Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное,
мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.
Тропарь праздника

Преображение Господне — один из таинственных праздников. Мне вспоминаются те годы, когда по благословению Святой Церкви я нес послушание в Иерусалиме в течение пяти лет,  и в день Преображения бывал на горе Фавор.

В наше время там уже есть дорога, и все равно туда непросто добраться. Фавор — это довольно высокая гора, поросшая колючими деревьями. Именно в этом месте любил уединяться для молитвы Христос. Вдали находится Генисаретское озеро — Галилейское море. С горы открывается удивительный вид. Недалеко Назарет — родина Спасителя, и рукой подать до Иордана.

В Палестине обычно безоблачное небо. Вспоминаю, как ночью, в день Преображения, когда совершалась Божественная литургия, облако как шапкой покрыло гору, а затем рассеялось. Стоя на этой горе, невольно испытываешь трепет, ведь, возможно, именно по этим самым местам ходил Спаситель.

Но давайте вернемся в те времена, когда Христос со своими самыми близкими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном — молился на горе. Ученики, вероятно, устали. Может быть, вначале они молились, но человеческая немощь их одолела, и они уснули. Но затем, открыв глаза, они увидели нечто необычное. Ученики привыкли видеть Христа в обычном человеческом облике, а здесь — облако. Его одежды белее снега, его лицо ярче солнца, и даже трудно смотреть. Здесь же иное явление — давно отошедшие в мир иной Илья и Моисей. Они беседуют со Христом о последнем дне жизни Спасителя. Обратите внимание, что Святейший Патриарх Кирилл отметил, что в те времена не было ни фотографий, ни портретов, но ученики явно узнали их. Пророков было немало, как же они их узнали? Это Божие откровение.

Было и иное. Мария Египетская, никогда не учившаяся грамоте, будет старцу Зосиме цитировать Священное Писание, демонстрируя знания, не всегда доступные книжникам. Это говорит о том, что Дух Господень просветляет разум.

Преображение Господне

Ученики в трепете падают ниц, они не в силах смотреть. Облако покрывает гору вместе со Спасителем и учениками. А с неба раздается величественный голос: «Это мой возлюбленный Сын, Того послушайте». Это голос Бога Отца. Когда они поднимаются с земли, то видят Христа уже в человеческом образе. Их учитель в обычной одежде. Но их души трепещут от соприкосновения с Божественной благодатью. И они обращаются ко Христу: «Господи, как хорошо нам здесь быть. Давай сделаем три кущи. Три шалаша. Одну кущу Тебе, одну — Илье и одну — Моисею. Давайте останемся здесь». Но Христос на это отвечает: «Оставьте». Он велит им никому не рассказывать о том, что они видели, до тех пор, пока Он не будет распят и не воскреснет.

Что такое Преображение Господне и какое отношение оно имеет к нам? Оно показывает всему человечеству, всем, кто следует за Христом, что настанет день, когда по мановению Божиему мы воскреснем. Преображение должно начинаться уже здесь, на земле. И святые не раз свидетельствовали о том, что благодать Божия еще в теле преображает человека. Вы вспомните, как преобразилось лицо преподобного Серафима Саровского, когда он беседовал с Мотовиловым.

В наше время это нечастое явление, но иногда такое все же случается. Иногда мы встречаем человека чистой, святой жизни, лицо которого светится благодатным свечением, так, что нам, грешным, трудно смотреть на него, ибо наша нечистота как в зеркале отражается в нем.

В связи с этим возникает вопрос: это только святые могут преобразиться? А мы? Это беда, если мы не стремимся к преображению. Преображение — это не физическое или механическое явление, а прежде всего работа над собой. Это жизнь по заповедям Божиим. Это не вера ума, а доверенность человека Богу. Когда мы не просто верим, а доверяем Богу, в каких бы жизненных обстоятельствах мы ни находились. И тогда свет Преображения Господня и в нас будет отражаться.

Господь, преобразившись перед учениками, показал, что ожидает тех, кто исполняет его заповеди. Это то, к чему мы все должны стремиться. После того, как Господь преобразился, совсем немного оставалось времени до крестных страданий. И, чтобы укрепить веру Своих учеников, Христос показал, что Он не просто учитель, а Сам Господь, Сын Божий, дабы они, увидев преображение, в трудные минуты жизни не разочаровались бы в Нем, а верили в Него, как в Сына Божиего.

И нам, находящимся в храме в день Преображения Господня, по прошествии двух тысячелетий нужно ответить на вопрос: идем ли мы путем преображения или пребываем во тьме греха?

Боже, Ты преобразился на горе перед учениками, и ныне мы обращаемся к Тебе, чтобы Ты ниспослал нам благодать Святого Духа. Преобрази наши души, обрати наши сердца к Тебе, единому истинному Богу, дабы и мы почувствовали это благодатное Преображение. 



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика