Проект «Епархия» / Новости Татарстанской митрополии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Казанской митрополии - www.kazan-mitropolia.ru 

 

Советы созависимым

12.09.2015
Источник информации: Татарстанская митрополия
Адрес новости: http://www.kazan-mitropolia.ru/newses/kaznews/?id=48419



1 Помогая другому человеку в борьбе с пьянством или наркоманией, просите у Бога терпения и не ждите мгновенных результатов, ведь эта борьба может длиться всю жизнь. Любая борьба, особенно за жизнь другого человека, всегда должна соприкасаться с личным духовным подвигом — подвигом веры (приобщение к церковной жизни, участие в Таинствах Церкви, усиленные молитвы, добрые дела). Чем вы готовы пожертвовать для спасения другого человека? Борьба за другого человека — это борьба не только за его здоровье, но и за спасение. Вступая в борьбу за человека, вы объявляете войну силам бесовским, в чьих руках находится душа алкоголика или наркомана. Готовы ли вы к этой борьбе? Борьба эта — духовная, поэтому ваше приобщение к Церкви Христовой — это не просто пожелание: это необходимое условие вашей безопасности и залог победы. Даже если при всех ваших усилиях вы не видите никаких результатов, не нужно унывать и отчаиваться: результаты все равно есть. Ваша христианская жизнь и помощь другому человеку, как минимум, спасительны для вас, и это уже замечательный результат. А в отношении близких ваших смиритесь пред Богом, запаситесь терпением и от всего сердца и ума скажите: «Господи, на все воля Твоя».

2 Вы должны понять, что каждый человек есть неповторимое создание Божие, обладающее свободой выбора. Вы не можете спасти человека, ведь спасает его Господь, но даже Господь не может спасти человека без его желания, так как это будет нарушением свободы воли человека. Поэтому единственный правильный путь — это, осознав свою немощь, предать человека в руки Божии, возложить все свои надежды на Него, понять, что ваша жизнь — это ваша жизнь, а жизнь пьющего человека — это его жизнь, и за него вы ее не проживете. Начните с себя. Преподобный Серафим Саровский учил: «Стяжи дух мирен, и вокруг спасутся тысячи». Дух мирен — это благодать Духа Святаго, которая преподается верующему человеку, живущему по Заповедям Божиим. Вот с чего нужно начинать. Если в нашей душе нет мира, а только лишь тьма уныния, гордыни, обид и тому подобного, чем мы можем помочь страждущему, что мы можем дать ему? Мы сами нуждаемся в помощи, мы сами духовно больны и несовершенны, а исцелить нас может только Господь. Обратимся к Богу с личным покаянием и через покаяние и исповедь, примирившись с Богом, получим и внутренний мир, спокойствие, тишину и духовные силы.

3 Господь призывает нас возлюбить ближнего, но возненавидеть грех, любить человека, но не принимать грех, живущий в нем. А как быть, если грех, живущий в человеке, настолько овладел им, что отделить человека от греха практически невозможно? Как спасти погибающего от греха, если жизнь во грехе — его образ существования? Человеку это невозможно, Богу возможно все. Если мы будем очищать себя от греха, то Господь откроет нам и правильные механизмы воздействия на другого человека, которые помогут ему победить собственные грехи. Таким образом, если перед нами человек, которого мы любим, но его мысли и действия обусловлены действиями страсти, живущей в нем, и его Богом данная свобода насильственно подчинена действию бесовских сил, вполне допустимы и даже необходимы с нашей стороны действия, пресекающие или ограничивающие развитие греха в близком нам человеке. Главное, чтобы чувства и мысли, с которыми мы вступаем в борьбу за близкого нам человека, были пропитаны христианской любовью, искренней верой и страхом Божиим. Наши действия должны быть направлены на пресечение развития греха, который поработил Богом данную свободу воли человека, и поэтому они могут иметь и «насильственный характер». Таким образом, пресекая развитие греха, не потворствуя ему, мы можем создать благоприятную среду для пробуждения воли человека и вступления его на путь освобождения от зависимости. Под действиями «насильственного характера» подразумеваются действия, ограничивающие внешнюю (но не внутреннюю) свободу человека, иногда ухудшающие его условия жизни, лишающие его комфортного состояния. Эти действия порой необходимы для пресечения развития пагубных страстей. Не питайте-страсти другого, а пресекайте их проявления.

4 Вы должны понять, что одно из свойств взрослого и зрелого человека — это не только способность принимать самостоятельные решения, но и умение взять на себя ответственность за их последствия. Поймите: если вы лишаете человека ответственности за принятие собственных решений, он никогда не станет полноценной личностью и всегда будет зависеть от вас. Например, если человек принял решение выпить, то приучайте его к тому, что с неотвратимыми последствиями такого поступка он обязательно столкнется. Не ограждайте его от тех проблем, которые он сам себе создал, и не решайте эти проблемы за него. Протрезвеет — пускай осознает, что он натворил, в следующий раз подумает, нужно ли напиваться. Не питайте его страсть своей жалостью, слабостью и боязливостью, этим вы только усугубляете его состояние. При этом ваша обязанность — предав его в руки Божии, молиться за него.

Если же у человека появилось желание бросить пить, помогите ему в этом, укрепите его в этом стремлении, создайте благоприятные условия для трезвого образа жизни, будьте готовы помочь ему в сложной ситуации.

5 Вы должны дать человеку осознать, что не только он, но и вы есть гармоничная, Богом созданная личность, смысл жизни которой — пребывание с Богом и спасение души. И никто не вправе лишать вас Богом данной внутренней свободы. Очень часто мы думаем, что, если нас не будет, мир рухнет. Это глубокое заблуждение: мир будет существовать и дальше, но уже без нас. Алкоголик или наркоман должен понять, что семья, которую он разрушает, может и не будет без него полноценной, но она сможет существовать и без него, находясь в гармонии и любви, а если и не сможет, то люди, оставшиеся после разрушения семьи, смогут создать новую семью, места в которой для алкоголика или наркомана уже не будет. Жизнь продолжается, и очень неразумно думать, что кроме нас человеку никто не может дать счастья и что смысл его жизни именно в нас. Алкоголик или наркоман должен понять, что сохранение семьи для него является залогом его выживания, а для того чтобы семья сохранялась, необходимы серьезные усилия по изменению себя.

Страх того, что из-за своей зависимости человек может потерять семью, работу, жилье, может остановить развитие его греховных зависимостей. Любовь есть добровольное единство двух свободных личностей. Если свобода нарушается, отношения меняются. Аккуратно демонстрируйте свою свободу, но не в греховных поступках, а в добродетельной жизни. Ходите в храм, живите по Заповедям Божиим. Хочешь — пошли со мной, не хочешь — как хочешь.

6 Приучайтесь и приучайте к ответственности. Мы часто рассуждаем следующим образом: каким бы ни был алкоголиком или наркоманом мой близкий человек, я буду стараться облегчить его жизнь и продлить ее, ведь я люблю его. В этих словах есть глубочайшее заблуждение. Такую жизнь сложно назвать полноценной, человеческой жизнью. Она больше похожа на некое существование, питаемое инстинктами и страстями. Воскресить такого человека может только Господь, но мы часто своим неверием и снисходительностью ко греху закрываем собой Бога, оправдывая свои поступки любовью. Можно ли это назвать любовью? Под любовью мы часто подразумеваем привязанность, чувство долга, привычку, страх за другого человека, жалость, гиперответственность и т.д. Мы должны четко понимать, что встретиться человек с Богом может только наедине с самим собой, только тогда, когда он заглянет в себя и ужаснется, когда почувствует свою глубочайшую беспомощность и пустоту. Именно тогда ему понадобится Спаситель Господь, а если рядом все время кто-то суетится и отвлекает своей излишней заботой, устраняя любые последствия греховных действий, такой встречи с Богом может не произойти. Зачем человеку что-то менять, если ему и так хорошо? Его всегда примут, накормят, оденут, пожалеют, а еще и нальют.

7 Ничего не происходит в жизни просто так, все имеет свой смысл. Когда появляются проблемы, у многих возникает вопрос: «За что мне это»? Чаще всего ответа на этот вопрос человек найти не может, в основном, начинает обвинять других в своих бедах, иногда и Бога. В этой ситуации мы предлагаем вам задать другой вопрос: «Для чего мне это дано?» Ответ на этот вопрос подразумевает поиск. Возможно, ваша сложная жизненная ситуация есть повод к переосмыслению вашего мировоззрения, повод, чтобы прийти к Богу через покаяние и прощение.

После переосмысления своей жизни и отношения к больному пьянством или наркоманией у каждого из нас возникает вопрос: а что же делать дальше, какие конкретные шаги мне предпринять?

У каждого эти шаги могут отличаться, но некоторые общие рекомендации можно перечислить:

1. Не покупать спиртного ни при каких условиях.

2. Не давать денег на спиртное ни при каких условиях (это условие необходимо выполнять, если нет реальной опасности на­сильственных действий со стороны алкого­лика или наркомана).

При этом всегда нужно иметь под рукой экс­тренные медикаментозные средства, кото­рые в случае необходимости могут облег­чить страдания человека, находящегося в запое или выходящего из него.

3. Не поддаваться на шантаж (напри­мер, «Если ты не дашь мне выпить с похме­лья, я умру»), В этом случае человеку можно предложить набор лекарственных средств, облегчающих его состояние (конкретные рекомендации по выбору лекарственных средств будут представлены ниже).

Это условие необходимо выполнять, если нет опасности насильственных действий или вероятности самоубийства со стороны алко­голика или наркомана.

4. Не наливать никому спиртного ни при каких условиях.

5. Не держать спиртного дома.

6. Не пить самому ни при каких условиях, вести трезвый образ жизни, подавая личный пример.

7. Приучайте человека, страдающего от алкоголизма или наркомании, от­вечать за свои поступки. Пропил зарпла­ту — будешь сидеть без денег, изгадил свою комнату — будешь отмывать ее сам. Это и есть пример действий «насильственного характера», о которых мы говорили ранее, цель которых — пресечение развития греха через соприкосновение с ответственностью за свои поступки. Человек — строитель своей жизни. «Что посеешь, то и пожнешь», — гла­сит народная пословица. Наша обязанность при этом — искренне молиться Богу, уповать на Его неизреченную милость и твердо на­деяться на то, что и близкому нам человеку (осподь непременно поможет преодолеть свою пагубную страсть. Если же у человека появилось желание бросить пить, поддер­жите его и будьте всегда рядом.

8. Пока человек не признает себя алко­голиком, он не встанет на путь трезвения. Поэтому в периоды между запоями че­рез различные примеры, фильмы, передачи, статьи (где раскрываются различные при­знаки алкоголизма) необходимо показать человеку то, что он является алкоголиком и путь дальнейшего его падения определен.

9. Не допускать просмотра фильмов и передач, где пропагандируется упо­требление спиртного, так как это являет­ся серьезным соблазном и искушением для пьющего человека.

10. Укреплять свою веру в Бога и не стыдиться в семье проявлять свои ре­лигиозные чувства (молиться утром и ве­чером, перед едой и после еды, посещать богослужение в храме в субботу вечером, в воскресенье утром, а также накануне и в сам день больших религиозных праздников), но при этом не лицемерить и формально не вы­пячивать свою веру. Это будет являть твер­дость ваших религиозных убеждений и по­служит примером для пьющего человека и для всей семьи в целом.

11. Посещайте группы «Трезвения», так как в них вы можете получить духовную и мо­ральную поддержку через общие молитвы и человеческое общение с людьми, которые борются с теми же проблемами, что и вы.

12. Допустимо пообщаться с психоло­гом, главное — помнить, что любой человек может ошибаться и заблуждаться, поэтому любые советы и рекомендации необходимо соотносить с заповедями Божиими и если ни­каких противоречий нет — можно исполнять.

13. И еще один совет. В любых ситуаци­ях, когда вы не знаете, как поступить, всегда выдерживайте паузу. Пауза мо­жет длиться и пять минут, и десять, а иногда дни и месяцы. Эта пауза необходима, чтобы успокоиться, отдышаться, обдумать послед­ствия тех или иных решений, которые вы на­ мерены предпринять, и, главное, обратиться к Богу, чтобы Он подсказал, как поступить, а иногда и Сам разрешил сложную ситуацию. Не обращайте внимание на обвинение вас в нерешительности, торопиться вам некуда, впереди вечность, и от наших сегодняшних решений зави­сит, какова эта вечность будет для нас, а может быть, и для близких нам людей. Если же вы уверены в своем решении, сердце подсказывает, что оно правильное, и оно не проти­воречит заповедям Божиим — действуйте без промедления.

Мы не должны забывать и о том, что в любых обстоятель­ствах мы натыкаемся на инди­видуальный подход в различ­ных ситуациях.

Ситуация 1: человек в трез­вом и пьяном состоянии не­агрессивен и управляем.

Ситуация 2: человек в трез­вом виде адекватен, а в пья­ном состоянии агрессивен и неуправляем.

Ситуация 3 (патологи­ческая): если в результате алкоголизма у человека ме­няется психика, например, развивается слабоумие или возникает опасная агрессивность с угрозой жизни и здоровья близким «людям, появляет­ся склонность к самоубийству.

В этих случаях нужно поступать осторожно, стандартные методы здесь не подходят.

В любом случае, запомните раз и навсегда, безвыходных ситуаций не существует. Выход всегда есть. Не опускайте руки. Не лишайте себя спасения, погружаясь в пучину отча­яния и греховности. Спасайте свою душу и через это сможете помочь и близкому вам человеку. Господь с вами!



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика