Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Татарстанской митрополии - www.tatmitropolia.ru 

 

Источник информации: Татарстанская митрополия
25 Сентября 2015

Слово клирика Свято-Авраамиевского храма протоиерея Владимира Головина в день Рождества Пресвятой Богородицы.

Каждый народ очень ласково называет свою отчизну. Например: «Старушка Англия», — говорят англичане. И только один народ на земле называет свою Родину так, как никто другой — «Святая Русь». Много прекрасных земель, но святая — одна.

Наши предки так именовали Родину. В этом наименовании глубиннейшая правда. Правда из экзальтированного религиозного сознания? Нет. Правда того, что они были людьми верующими, поэтому так говорили? Нет. Что заставляло их так говорить? Факты. Наши предки всегда считали нашу Родину уделом Божией Матери. Это они так считали. А на самом деле? На самом деле так и есть и это подтверждается неоспоримыми фактами. Например, сегодня мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы. Языком бытовым — день рождения Божией Матери. В день Её рождения мы пришли, чтобы поздравить Её, порадовать и порадоваться Её радостью. Но с чем ещё связан этот её день? День рождения, в который Она более шести веков назад подарила нам потрясающий подарок.

Мы с вами помним, что именно в этот день более шести веков назад, 8 сентября по церковному календарю, наши предки пережили то, что останется в веках и будет иметь значение непреходящее. А именно, на берегах Дона и Непрявды шесть с лишним веков назад совершилось то, что мы называем Куликовской битвой. Казалось бы, это чисто историческое событие, мало имеющее значение для Церкви. Это, действительно, была историческая битва, переломный момент в жизни нашей Родины. И он произошёл в день Рождества Пресвятой Богородицы.

У нас, православных, сомнения не возникает, Кто вымолил эту победу, а за ней и изменение хода истории. Господь, Он не только где-то рядом, Он везде и всё Собою наполняет. Мы с вами воспитаны в варварское время безбожия. Нас загнобили: «Если уж вы верите в Бога — это ваше личное дело». Но на самом деле Господь есть Господь истории, Он Творец человеческой жизни и мира сего. И когда такие величайшие события происходят в день Божий, мы знаем, это далеко не случайно.

Когда это произошло? Полтора века прошло после нашествия Батыева. Русь окровавленная, раздробленная, сжатая в тисках Золотой Орды и тогда набирающей силы Литвы языческой, а потом и католической, была, фактически, обречена на уничтожение. И кто знает историю, тот знает, что возрождение Руси началось именно отсюда, с Куликовской битвы. И этого чуда начало — Рождество Божией Матери. Мы помним, что героем этой битвы был ныне прославленный в лике святых благоверный князь Димитрий Донской. Но мы знаем, что он стал великим князем, ещё будучи мальчиком, в десять лет и реально поднимать, собирать, хранить Русь пришлось тому, кто был, фактически, правителем тогда — святителю московскому Алексию. Что интересно, святитель Алексий, будучи сыном боярским, был крестником Ивана Калиты — деда Димитрия Донского. А сам святитель Алексий был крёстным Димитрия Донского. И это понимание духовного родства привело к тому, что святитель Алексий воспитывал своего крестника. Он воспитал тот дух Христов, который дал ему силы, а через него и нашей Родине подняться с колен из-под ордынской нагайки. Мы привыкли, что воспитанные во Христе — это неудавшиеся, больные, слабые. Нет. Реальное христианство другое. И вот, святитель Алексий воспитал настоящего христианина, который смог силой своего духа зажечь иных, поднять свою страну.

Благословившим князя на битву, воинство его и молитвенником о победе был великий авва нашей земли — преподобный Сергий Радонежский. Он и сам молился о даровании победы и двух воинов схимников дал для того, чтобы они явили нечто большее. Собиралась рать со всех русских земель и сам вид этих схимников потрясал. А кто такие эти два воина? Это монахи, давшие обеты ухода от мира. И вот, этим монахи возвращаются в мир и идут на битву. Это были сильно. Каждый понимал — оставаться в стороне нельзя. Они шли на битву не в кольчугах и одеждах ратных, а в схимнических одеждах. Это был сильнейший пример. Кто помнит картину поединка Пересвета с Челубеем? Пересвет на ней изображён в кольчуге и в шлеме. На самом деле это было не так. Он был в схимнической одежде и всей его бронёй был только крест на груди, хотя был и меч, и копьё в руках. Пересвет — постник, который, кроме воды и хлеба, ничего не вкушал и вышел на поединок с этим гигантом физической силы. Они оба сразили друг друга копьями, и враг упал, а схимник, пронзённый насквозь копьём, смог удержаться в седле и доехал до своих. Это было чудо. Если постники без брони умирали даже так, что говорить тогда об остальных. Это было сильнейшим воодушевлением.

И после этого знаменательного события, несмотря на будущие перипетии, начался прогресс Руси, она начала вставать и возрождаться. И всё это началось в день Рождества Божией Матери, с надежды на Господа, с молитвы Пресвятой Богородице. Какие великие дела совершали наши предки! И души свои спасали, и земное поднимали и на какую высоту. Мы помним слова Христа Спасителя, который говорит нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Вот с чем жили наши предки и как на их веру, на их дерзновение духовное отвечал Господь и святые Божии. Неудивительно, что после этого Русь они называли святою.

Мы — наследники наших величайших предков. Должны быть наследниками не только имени, но и образа жизни и силы их духа. Мы с вами знаем, где источник этой силы — наша Православная Церковь, наша православная вера, любовь Господа, заступничество Пресвятой Богородицы, молитвы святых. Поэтому рады поздравить всех с сегодняшним праздником, который является праздником величия духа тех, сыновьями и дочерями которых мы являемся. Это праздник великого прошлого и одновременно указатель великого будущего, если будем идти той дорогой, которой наши отцы и деды шли, именуя Русь святою, и идеал святости ставя во главу угла всего, являясь христианами во всех смыслах этого слова. С праздником!