Проект «Епархия» / Заступница Небесная | Новости Татарстанской митрополии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Заступница Небесная | Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Казанской митрополии - www.kazan-mitropolia.ru 

 

Заступница Небесная

07.11.2015
Источник информации: Татарстанская митрополия
Адрес новости: http://www.kazan-mitropolia.ru/newses/kaznews/?id=57788



«Гражданину Минину и князю Пожарскому — благодарная Россия», — эти слова, начертанные на пьедестале памятника на Красной площади в Москве, напоминают о времени, когда решалась судьба России, когда казалось: всё рухнуло, всё перевернулось, всё смутилось.

В 1598 году, со смертью сына Иоанна Грозного, царя Феодора Иоанновича, прекратился правящий Русью дом Рюрика, и на престол вступил избранный земским собором Борис Годунов. Младший же сын Грозного, царевич Дмитрий, ещё при жизни царя Феодора в 1591 году был убит в Угличе. В народе говорили, что убийцы были подосланы Борисом Годуновым, шурином царя Федора. Этот-то слух и подорвет доверие к новой династии, посеет семена Великой смуты.

Усомнившись в новоизбранном государе, бояре и служилый люд ввергли себя и народ в нескончаемый круговорот клятв и предательств, преступлений и мести. Несколько лет Годунов царствовал спокойно. Но были бояре, стремящиеся к большей власти любой ценой, и вольница всех мастей, готовая служить любому, кто позволит грабить и «добрые» друзья-соседи Московского государства: шведы и поляки, давно наточившие сабли на русские головы.

В 1601 году в Польше объявился человек, который выдавал себя за царевича Дмитрия. Кем он был? Окончательно неизвестно и поныне. Но он объявил себя сыном Грозного и утверждал, что в Угличе по приказу Годунова убили подставного отрока, а его — истинного царевича — скрыли от убийц и спасли. Лжедмитрий — так окрестили в народе инока — расстригу Григория Отрепьева, первого «вора» Смутного времени. Польский король Сигизмунд помогает лжецаревичу справиться с ролью: новоявленный посягатель на русский престол и молится, и крестится, и рассыпает благодеяния, обещания. Незадолго до того, как Лжедмитрий достигает Москвы, столица уже успела присягнуть сыну Бориса Годунова — малолетнему Федору.

Но дальше случилось до сих пор небывалое. Москвичи поверили польскому князю Богдану Бельскому, который на Красной площади божился, что новый царь есть истинный Дмитрий, и в доказательство целовал крест. Явившийся ниоткуда человек, окруженный иноверцами — поляками, въехал в столицу и был признан царём.

Воцарившись на троне, Лжедмитрий переменился, начал пренебрегать русскими обычаями, уже не ходил к церковным службам, решил жениться на польке Марине.

В ответ на это желание от лица русских архиереев Казанской митрополии Гермоген сказал, что «Не подобает православному царю брать некрещеную и вводить в святую церковь…». Здесь Лжедмитрий и выдал свое «лицедейство»: приказал лишить Гермогена сана и отправить в заточение в Казань. Это было последней каплей, переполнившей чашу терпения москвичей, болевших за судьбу столицы и Отечества.

17 мая 1606 года заговорщики во главе с князем Василием Шуйским поднимают москвичей на восстание. Ворвавшись в царские палаты, они убивают самозванца и его сподручника боярина Басманова. Но это не явилось завершением смуты. Хотя новоизбранный царь Василий Шуйский сразу заслужил уважение у народа и тем, что почти сразу собрал духовный Собор, предложил избрать митрополита Гермогена Всероссийским Патриархом, и тем, что спас московское государство от самозванца, смута не прекращалась. В последующие годы будет свергнут с престола боярами Василий Шуйский, появится новый лжецаревич Дмитрий Второй, вокруг которого соберется немалое войско — польская шляхта. Самозванец станет орудием для достижения целей польских шляхтичей, главнейшими из которых явятся захват Москвы и насаждение католичества.

Враги подошли к Москве, осадили Троице-Сергиеву Лавру. Шестнадцать месяцев продолжалась осада. Зима 1609-1610 годов унесла жизни многих осажденных. Защитники оборонялись и, самое главное, каждый день осажденные молились Пресвятой Троице, Богородице, Архангелу Михаилу и основателю обители преподобному Сергию Радонежскому, который неоднократно являлся защитникам. Он обходил монастырь и кропил его святой водой. Скорбел в Москве, захваченной поляками, в поддержку которым выступили несколько бояр во главе с Мстиславским, новоизбранный Патриарх Гермоген, затем открыто восстал против поляков, ободряя своими воззваниями и укрепляя русских людей. Он начал писать и рассылать грамоты, призывая все города ополчиться для избавления Святой Руси от бед, к освобождению Москвы от врагов и избранию православного русского царя.

В тоже время к нему самому приезжали послы из городов, которых укреплял в любви к Отечеству и уговаривал твердо стоять за него и истинную веру. Народ в русских землях почувствовал свое единство и теперь никого не хотел слушать, кроме своего первосвятителя. Русь собирала свою ратную силу. Ширилась партизанская война. Во многих местах жители целовали крест, чтобы стоять за Москву и идти против поляков. Города начали пересылать друг другу грамоты с призывом восстать за спасение родной земли. К Москве стягивались рати.

Устрашились лиходеи. Польский главарь Гонсевский явился к Святейшему Гермогену и заявил: «Ты — первый зачинщик измены и всего возмущения. По твоему письму ратные люди идут к Москве!.. Отпиши им теперь, чтобы они отошли, а то мы велим уморить тебя злою смертью». «Что вы мне угрожаете? — бесстрашно ответил патриарх. — Единого Бога я боюсь. Вы мне обещаете злую смерть, а я надеюсь получить чрез нее венец. Уйдите все вы, польские люди, из Московского государства, и тогда я благословлю всех отойти прочь. А если вы останетесь, мое благословение: всем стоять и помереть за православную веру!». Эти слова станут духовным завещанием Патриарха Гермогена, первого Патриарха, причисленного к лику святых. Благословение Патриарха будет выполнено, но святителя уже не будет в живых: поляки бросили его в темницу и уморили голодом. Святитель мученически скончался 17 февраля 1612 года, до конца исполнив святой долг преданности православной вере и Руси.

Покидая свое земное отечество, святитель Гермоген завещал своим духовным чадам чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Именно на защиту Богородицы он уповал в лихую годину Смуты. С нею была связана вся его жизнь и все его пастырское служение — от приходского до первосвятительского. Когда в июле 1579 года после большого пожара в Казани обретен образ Божией Матери, то в Благовещенский собор, первый православный храм города Казани, воздвигнутый еще Иоанном Грозным, нес икону плакавший от умиления молодой священник — будущий Патриарх Гермоген. Эта кона стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа всегда чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах православного государства. С тех пор «Матушка Казанская» не раз указывала путь к победе православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Отечеством.

И впервые это произошло в начале XVII века, когда не на жизнь, а на смерть столкнулись два государства: Польское и Русское, и две веры — католическая и православная.

Множество чудесных знамений происходило в годы смутного лихолетья. Многочисленные явления Богородицы, святых воинов и чудотворцев во времена Смуты доказывали, что Господь не отступился от России, послав суровые испытания для того, чтобы «исправить» ее, поврежденную грехами, и возвратить на истинный путь для выполнения великого предназначения.

Не сразу была очищена Москва от поляков. Были осаждены, захвачены и другие города. Некоторые сами открыто выступили под знаменами самозванца: Алатырь, Курмыш, Ядрин, Арзамас, Балахна и др. Но всегда стоял за Москву, за Патриарха Нижний Новгород. Он собирал первые ополчения. Получив грамоту Гермогена, служивые люди собрались для совета вместе с духовенством, на совет пришел и земский староста Нижнего посада, купец Кузьма Минин, которому трижды во сне являлся преподобный Сергий Радонежский и звал к спасению Родины.

На совете деятельный и мудрый Минин выдвинул программу действий:

— Избирать на престол русского православного царя, а не иноземца-иноверца.

— Выступать «купно за едино» — то есть не порознь, а всей землей.

— Всем миром собрать средства для ополчения: голыми руками Москву не взять.

— Войско составить из патриотов Отечества.

На городской площади Минин бросил клич:

— Станем все, как один, за Святую Русь, за Дом Пресвятой Богородицы!

На этот призыв откликнулись тысячи сердец русских, а князь Дмитрий Михайлович Пожарский возглавил могущественное ополчение. Вся жизнь Пожарского с 1606 года была неразрывно связана с борьбой против польских интервентов. Правда не сразу дал князь согласие быть главным воеводой. И все же: решившись на великое дело, они выбрали друг друга.

…Спустя два века этот исторический момент единения двух русских патриотов будет воплощен в памятнике, что встанет на Красной площади. Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает Дмитрию Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска, чтобы спасти Отечество. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа… «Купно за едино» призывал встать Минин. И приходили к нему отовсюду люди разных народностей: марийцы, чуваши, коми и другие волжане и северяне. Их сплотила идея спасения Отечества так же, как исстари Русская земля собрала под своим крылом многие народы многих вер. Потому что необъемлемыми чертами истинно православного человека являются веротерпимость и добрососедство.

Ополчение было в полном смысле народным, многонациональным. Нижегородцы, прибывшие к ним смоляне (из Смоленска) и «охочие» люди других городов создали мощное ядро воинства. Это была реальная сила, увлекшая все в своем патриотическом порыве… войско шло с чудотворным Казанским образом Божией Матери.

Два месяца шли кровопролитные бои. Судьба ополчения висела на волоске.

Победа стала настоящим чудом от Казанской иконы Богородицы. Главной битве предшествовал трехдневный пост и молитвы. В то же время в осажденном Кремле находился в плену прибывший из Греции тяжело больной от потрясений и переживаний архиепископ Элассонский Арсений. Рассказывают, что ночью, накануне освобождения, его келия вдруг озарилась светом и он увидел преподобного Сергия Радонежского, который сказал:

— Арсений наши молитвы услышаны. Предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена.

На следующий день русские войска, воодушевленные видением, неся Казанскую икону в своих рядах, овладели Китай-городом, а еще через два дня — Кремлем. В воскресенье, 25 октября (церк. ст.) русские дружины, шедшие крестным ходом в Кремль с Казанской иконой, были встречены на Лобном месте вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы. Потрясенный народ со слезами молился Небесной Заступнице. В этой встрече было явлено еще одно чудо русской истории. За Владимирской иконой стояли века, когда Русь была державой Рюриковичей. Казанская икона Божией Матери стала знамением наступления нового времени, знамением возрождения России.

В память освобождения столицы России от братоубийственной гражданской войны и бедствий Смутного времени вновь избранный царь Михаил Романов установил ежегодное празднование Казанской иконы. В последующие столетия Божия Матерь через образ Казанской иконы постоянно помогала одерживать победы над врагами Русского Отечества, будучи общею святынею всей России. В наше время мало кто знает, что лишь из-за революции 1917 года и последующих за ней событий прервалась традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов. Иначе говоря, «День народного единства, установленный в 2004 году, — совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Это возрожденный общенациональный праздник. И прежде всего — Казанской иконы Божией Матери.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика