Проект «Епархия» / «Наш ответ на пришествие Христа в мир — это отворение дверей нашего сердца навстречу Господу» | Новости Татарстанской митрополии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

«Наш ответ на пришествие Христа в мир — это отворение дверей нашего сердца навстречу Господу» | Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Казанской митрополии - www.kazan-mitropolia.ru 

 

«Наш ответ на пришествие Христа в мир — это отворение дверей нашего сердца навстречу Господу»

07.01.2016
Источник информации: Татарстанская митрополия
Адрес новости: http://www.kazan-mitropolia.ru/newses/kaznews/?id=58429



Праздник Рождества Христова. Каждый переживает этот день по-разному — для кого-то это тихая встреча в кругу семьи, для кого-то — самая первая встреча с церковным богослужением; кто-то стремиться как можно больше времени провести в храме в эти дни, а кто-то — по зову сердца помогает ближним, пытаясь подарить радость праздника больным и обездоленным. Можно по-разному встретить пришедшего в мир Спасителя, но что при этом переживает христианская душа, к чему она стремится? Ответы на эти вопросы мы попытались найти вместе с иереем Сергием Шкуро, клириком храма прп. Серафима Саровского города Казани, преподавателем Казанской духовной семинарии.

— Вот уже 2016 лет мы празднуем Рождество Христово. Какие чувства должен переживать современный человек в этот день?

— Понуждать свое сердце на производство каких-либо чувств в связи с различными событиями в жизни Иисуса Христа, которые мы отмечаем как христианские праздники, неправильно с православной точки зрения. Не нужно искусственно выдавливать из себя какое-либо умиление, или восторг, или, напротив, сострадание (ввиду того, например, что Иисус Христос родился не в домашних условиях, как дети в благополучных семьях, а в хлеву для скота, не имея для Себя никаких нормальных человеческих условий).

Чувства должны рождаться в наших сердцах естественным образом, как естественная реакция на то или иное событие или факт. Прежде всего, следует обратить свое внимание на событие Рождества Христова, узнать из авторитетных церковных источников цель пришествия Христа, внимательно ознакомиться с евангельским учением и тщательно постараться приложить это к себе. И тогда наше сердце непременно ответит на это каким-либо образом. Причем у каждого человека — по своему, в зависимости от личного состояния души.

— Наступил новый год. С чего бы Вы посоветовали его начать?

— Жизнь человека — это Божий дар. Господь создал человека с целью подарить нам вечную жизнь, Царствие Небесное. Но чтобы мы смогли принять этот дар свободно, Он даровал нам и свободу. Господь не посвящает нас Себе, но, прежде всего, дарит Себя нам. Собственно, это и есть Любовь. Можно даже сказать, что Бог отпустил нас, чтобы мы вернулись к Нему. Поэтому начать было бы правильно с маленького доброго дела: навестить ближних, совершить дела милосердия, уделить минутку внимания тем, кто в этом нуждается. И когда человек почувствует радость от маленького дела, он сможет совершить и что-то великое.

— Мы знаем, что Христу предстоит пострадать за мир, так почему мы торжествуем в день Его рождения?

— В церковных песнопениях Христос иногда именуется «Солнцем Правды». В этой связи событие Рождества Христова можно назвать восходом этого Солнца Правды. Обыкновенное наше солнце, восходя над землей, согревает её, дает всему жизнь и способствует тому, что люди при его свете получают возможность видеть друга и общаться, трудиться и радоваться. То же самое солнце, проникая сквозь окно в неубранную квартиру, освещает самые отдаленные ее уголки, и тогда жильцам этой квартиры открывается грязь, собиравшаяся в этих уголках в течение долгого времени. До тех пор, пока солнышко не высветило эту нечистоту, она была просто-напросто недоступна взору людей. Солнечные же лучи, проникнув в дом, сделали её очевидной. Благодаря этому у жильцов появляется возможность сделать свой дом чище и свежее, потому что раньше этой грязи они просто не замечали, не было возможности, так как света не было. Так и Христос, Солнце Правды, предлагает каждому человеку Свои «солнечные лучи» — Божественные заповеди.

Внимательно и тщательно сравнивая свое поведение, свой образ жизни с Божественными заповедями, которые находятся в Евангелии и вообще во всех книгах Нового Завета (а отчасти и в книгах Ветхого Завета), человек получает возможность увидеть свои недостатки, которые он раньше не замечал и о существовании которых даже и не подозревал. А каждый такой поведенческий недостаток (присутствующий не только на уровне дел, но даже на уровне мыслей и чувств) лишает человека радости бытия. Как пишет апостол Павел: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (Рим. 2, 9). Так, день ото дня совершая неведомое ему зло, человек становится все несчастнее и несчастнее, и радость, обычно свойственная детям, покидает взрослеющего и уже взрослого человека обратно пропорционально совершаемому им злу, которое с годами накапливается и — заметьте — никуда не исчезает.

Христос родился и пришел в мир, прежде всего, для того, чтобы освободить человека от скорбей, причиной которых является сделанное им зло, и даровать ему радость жизни во всей полноте. Скажем больше — радость не только временной жизни, которая рано или поздно заканчивается, но и радость бесконечной жизни, потому что Христос — Бог, ставший Человеком, пришел к нам для того, чтобы объявить войну смерти, воевать с нею и победить её.

— Какое место занимает праздник Рождества Христова в общей картине мира сегодня? Изменилось ли что-то за 2000 лет в восприятии праздника людьми?

— Бог — существо, как бы мы сейчас сказали, абсолютно стабильное. Он никогда не изменялся, не изменяется и не будет изменяться, как об этом пишет тот же апостол Павел: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). Как и 2016 лет назад, так и сейчас, Он одинаково заботится о созданном мире и о человеке. Природа человека за этот период также не претерпела никаких изменений, в том числе и механизм взаимоотношений Бога и человека остался прежним. Изменилась только культурная оболочка человеческого общества.

Например, ещё не так давно, в XIX веке, люди в своих поездках в качестве тягловой силы использовали труд домашних животных, сейчас их место заняли автомобили, если раньше сообщения о важнейших событиях в устной или письменной форме доносили в разные концы мира особые почтовые службы, и это занимало довольно продолжительное время, то сейчас компьютерные и спутниковые технологии позволяют нам не только мгновенно узнавать о том, что только что произошло в другом конце планеты, но и непосредственно наблюдать за этими событиями, и тому подобное.

А объективные законы физического и духовного бытия, установленные однажды Богом, не изменились, остались прежними. Планеты вращаются вокруг солнца по тем же принципам, как это было 2016 лет назад, всемирное тяготение влечет подброшенные в воздух предметы точно так же, как и в день Рождества Христова, а человек может повредить своей душе злом, которое он совершает (ведая об этом или нет), точно так же, как это было во время земной жизни Иисуса Христа.

Поэтому фактор современности (в культурологическом аспекте) в сфере взаимоотношений Бога и человека не имеет никакого значения. С этой точки зрения диапазон и колорит духовных переживаний современного человека ничем не отличается от духовных переживаний человека античной или какой-либо ещё более древней эпохи.

— Какие духовные дары должен принести современный человек Родившемуся Богомладенцу Христу?

— Отвечая на этот вопрос, мы опять-таки должны исходить из внимательного рассматривания и изучения факта Рождества Христова, из понимания цели пришествия в мир Христа Спасителя. Для чего воплощается Бог и становится человеком? Послушаем Самого Христа, что Он Сам скажет нам в ответ: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28).

Христос говорит нам о том, что Он Сам является даром для человечества, даром искупительным. Он пришел для того, чтобы пострадать за измученного грехом человека и освободить его от этого гнета, избавить человека от довлеющей над ним смерти, как кульминации в эволюции зла, живущего в человеке по его собственному выбору, по его собственной воле, даровать человеку настоящее, подлинное счастье — а именно этим словом, только на кряшенском языке (в основе которого лежит язык татарский), перевел казанский ученый Николай Иванович Ильминский в XIX веке слово «блаженны» в заповедях блаженств, которыми открывается Нагорная проповедь. Тот, кто молился хотя бы раз за Литургией в казанском храме Тихвинской иконы Божией Матери, где служба совершается на кряшенском языке, мог обратить внимание на то, что во время пения третьего антифона, текст которого составляют евангельские блаженства, всякий раз, где в церковно-славянском варианте используется слово «блаженны», кряшены поют слово «бахетле» (т. е. «счастливы»)!

Христос принес человеку то самое счастье, о котором человек мечтает, которого желает, без которого страдает, и которое безрезультатно ищет в плоскости земного бытия, всякий раз обманываясь кратковременными иллюзиями и неуловимыми миражами.

Поэтому правильнее будет говорить не о том, что мы можем принести в дар родившемуся Богомладенцу, а о том, как мы можем благодарно усвоить тот дар, который принес нам Христос (и каковым даром, по сути, Он Сам для нас и является).

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» — говорит Христос в Откровении апостола Иоанна Богослова (Откр. 3, 20). Наш ответ на пришествие Христа в мир — это отворение дверей нашего ума, нашего сердца навстречу Господу, Который (обратите внимание!) не выламывает этих дверей, не насилует нашей свободы, а тихо и кротко предлагает нам Свое общество. Двери наших домов, которые закрыты для Христа — это то зло, которое мы совершаем, не важно, ведомо оно нам или неведомо, мало ли оно или велико. Открываем же мы эти двери, как уже говорилось, через переосмысление нашего поведения, образа наших мыслей в соответствии с заповедями, Которые принес нам Христос.

— Как достойно встретить Рождество Христово и как провести Святочные дни? На что должен обратить свое особое внимание православный христианин?

— «Бог есть любовь» — провозглашает главное Божественное свойство апостол Иоанн Богослов. Поэтому впустить Богочеловека в свою жизнь может только лишь тот, кто старается исправить свою жизнь в соответствии с главными чертами Стучащегося в наши двери Гостя — тот, кто старается исполнять главные Божественные заповеди — любить Господа Бога своего всем сердцем, и всею душею и всем разумением и любить ближнего своего, как самого себя (ср. Мф. 22, 37-39).

К сожалению, русский язык в этом случае слишком беден по сравнению с греческим оригиналом. Мы используем слово «любовь» в ситуациях порой далеко отстоящих друг от друга. Например, мы говорим: «я люблю свою семью, свою жену и детей, я люблю своих родителей», и добавляем потом: «а ещё я люблю жареную треску, мороженое «пломбир» и цыплёнка табака». И при этом при всём я — увлеченный книголюб (потому что книги я тоже очень даже люблю и читаю их запоем).

Греческий же язык в данном случае гораздо тоньше. Для каждого перечисленного выше случая греки используют особое слово, например, «любитель книг» будет по-гречески «библиофил» (используется глагол «филео»). А когда Господь заповедует нам любовь, в тексте Евангелия используется слово, производное от глагола «агапао». Так, в выражении апостола Иоанна Богослова «Бог есть любовь» для обозначения слово «любовь» в греческом оригинале используется слово «агапи». Лучше всего это заповеданное Христом состояние души («агапи») поясняет апостол Павел: «Любовь («агапи») долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает... (1Кор. 13, 4-8).

В конечном счете, любое зло, которое совершает человек, есть поступок (или, как мы уже говорили, движение ума или состояние сердца), не соответствующее какому-либо из вышеперечисленных свойств любви. Итак, рождающийся Богомладенец ожидает от нас не каких-либо особых или изысканных даров, а исправления нашей жизни — потому что каждый из нас, при внимательном и непредвзятом углубленном самоанализе на основании божественных заповедей непременно встретит в своей душе несоответствие с какими-либо из них.

— Как объяснить людям, что гадание в Святки — это грех, и что Церковь отрицательно относится к такого рода суевериям?

— Гадание – это пережиток язычества. Христос дает нам новую заповедь — заповедь Любви. Апостол Иоанн Богослов говорит о том, что благодатию Святаго Духа Господь дарует человеку необходимые ему знания: Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте (1 Ин. 2, 27). Поэтому гадание по определению бессмысленно. Более того, мы относим гадание к греховным поступкам, потому что оно являет откровенное недоверие к Промыслу Бога о человеке.

— Ваше пожелание читателям сайта в день Рождества Христова.

— Каждый раз в Рождество Христово нашему взору раскрывается духовная тайна явления Бога на землю. И тогда земля, принимающая Богомладенца Христа, становится небом, и Церковь поет «С нами Бог». Тайна этого величайшего события исполняет наши сердца радостью и ликованием. Господь дал возможность человеку стать сыном Света: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лук. 2, 14). Я желаю вам, чтоб Господь послал вам радость, чтоб в вас возрастала вера, не иссякала надежда, а жизнь ваша руководствовалась любовью. С Рождеством Христовым вас, дорогие братья и сестры! 



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика