Проект «Епархия» / Рождественская ночь: когда храм — вифлеемская пещера | Новости Татарстанской митрополии

Проект «Епархия»
   
    Новости участников проекта 

 

 


Версия для печати

Рождественская ночь: когда храм — вифлеемская пещера | Новости Татарстанской митрополии

Адрес сайта Казанской митрополии - www.kazan-mitropolia.ru 

 

Рождественская ночь: когда храм — вифлеемская пещера

09.01.2016
Источник информации: Татарстанская митрополия
Адрес новости: http://www.kazan-mitropolia.ru/newses/kaznews/?id=58449



Две иконы

Праздничный ряд иконостаса Покровского храма села Большое Афанасово венчает икона Рождества Христова, а завершает — образ другого великого события — «Успение Пресвятой Богородицы». Две иконы, как крайние звенья одной чудесной цепи земной жизни Христовой, замыкаются в единое смысловое пространство, окунуться в которое особенно отрадно в светлые рождественские дни.

Рождение и Смерть

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит…», — вспоминаются слова праздничного рождественского песнопения. Взгляд скользит по многоголовому потоку прихожан, плотно, до сантиметра заполнившему пространство храма, и застывает на иконе. Возлежащая на алом ложе Божия Матерь, облаченная в багряно-коричневую ризу — ее главный изобразительный акцент. Гибкая певучая линия фигуры Девы Марии доминирует даже над образом черной глубины вифлеемской пещеры, поглотившей крошечного спеленутого Богомладенца.

Икона загадочна. Она диссонирует цветами: ярко-красный, праздничный, ликующий всполох образа Марии и таинственная, могильная темнота вертепа. И еще одна деталь: лик Богоматери странно отстранен от новорожденного, взгляд задумчив. Но эта отстраненность обманчива. Необыкновенное рождение безболезненно, дева не устала, не потрясена, просто нелегко человеческому сознанию вместить чудо Боговоплощения! И как мучительно в эти счастливые минуты принять материнскому сердцу возвещенное ангелами пророчество о крестных страданиях Того, Чье детское дыхание сейчас мерно баюкает Ее сосредоточенный ум.

Красное и Черное, Радость и Трагедия, Рождение и Смерть… Почему?!

Бог пришел в этот мир для того, чтобы вернуть Того, Кого мы однажды потеряли. Бог стал человеком, чтобы соединить нас с собой, чтобы приобщить нашу больную и немощную человеческую природу к Своему Божеству. И мы знаем, что Он не просто воплотился — Он пошел на крестные муки нашего ради спасения. А почему понадобилась такая крайняя мера — насильственная смерть? Неужели нельзя было по-другому? Ты же Бог, Ты же мог сделать все, что угодно!

 Да, Бог действительно все может, но человеку всегда требуются доказательства, поэтому недостаточно только сказать ему: «Я тебя люблю». Он скажет: «А докажи, что ты любишь!». Ну, раз требуются доказательства, то пусть посмотрит, что Бог сделал для него. Пусть посмотрит, на что Бог пошел ради него. Он как мать, ищущая своего ребенка — ни перед чем не останавливался.

Когда в Чечне шла война, матери в поисках своих сыновей, пропавших без вести, переходили линию фронта. Маленькие, хрупкие женщины приходили к боевикам, которым ничего не стоило отрезать человеку голову, и требовали: «Верните мне сына!». Так же и Бог. Он пришел в этот мир, чтобы найти нас.

Христос решил умереть. Но умереть не тихой смертью, состарившись, а умереть на Кресте. Его распяли как преступника, но Он пошел на это, чтобы искупить грехи человечества. И то, что Бог любит тебя — это написано не в книге, нет! И не чернилами на бумаге — это написано кровью и прибито гвоздями ко Кресту.

(Из стенограммы проповеди протоиерея Виталия Кузьмина в праздник Рождества Христова)

Храм — пещера, ясли — чаша

Когда весть о рождении Христа проникновенным мотивом нисходит с праздничного клироса на прихожан храма в великую Рождественскую ночь, то цепенеешь в ощущении живой сопричастности к этому невероятному событию. Как будто нет времени и схлопнулось пространство! Бог родился!!! Это же надо! Вне церковных стен, вне  сверхъестественной синергии песнопения, святых ликов, солнечных одежд священнослужителей, соборно творимого тайнодействия, без благодати, наконец — этой духовной телепортации не почувствовать. И тут как гром среди ясного неба разрывает сознание возглас иерея: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое…». Так вот оно что!!! Ты родился, пострадал и умер, чтобы я жила вечной жизнью! И трудно, и дивно вместить в себя это открытие. И страшно, что оно совершено только сейчас, после стольких лет воцерковления, и так нежданно-негаданно, и как будто бы совсем незаслуженно.

Сегодня мы пришли на Рождественское богослужение, чтобы встретить воплотившегося и родшегося Христа. Мы сегодня не просто вспоминаем событие, которое произошло более двух тысяч лет назад. Дело в том, что богослужение и молитва — это то, что помогает людям преодолевать пространство и время. Поэтому мы являемся свидетелями этого события. Мы с вами, можно сказать, являемся очевидцами этого таинства — таинства воплощения Сына Божиего. И этот храм — вифлеемская пещера. Ясли, в которые Божия Матерь положила своего Сына — это чаша. Это потир, который стоит на престоле. И в этих яслях находится Христос.

(Из стенограммы проповеди протоиерея Виталия Кузьмина в праздник Рождества Христова)

И мне теперь понятна вертикальная устремленность образа Христа на другой иконе — «Успение Пресвятой Богородицы», завершающей праздничный ряд иконостаса. Она — словно зеркальное отображение той, где черный зев пещеры — образ земного бытия — поглотил новорожденного Спасителя. Здесь же, наоборот, величественная фигура Христа — центральная. Говорят, чтобы подчеркнуть эту особость, византийские изографы часто изображали Спасителя крупнее остальных персонажей. Кокон сияющего  небесно-голубого цвета обволакивает Иисуса — к моменту снисхождения Божественного Сына к своей усопшей Матери, Он претерпел мучения, смерть, воскрес и взошел к Небесному престолу Своего Отца. Он прошел все стадии своего земного бытия и сотворил самое невозможное из всех сверхъестественных явлений во Вселенной — победил Смерть!

И первым человеком, которого Божественный Сын спас от смертного тления, была Его Пречистая Мать: «Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое» (канон 1, песнь 6, тропарь 1).

На иконе «Успение Пресвятой Богородицы» уже Сын держит в руках душу Своей Матери, которая изображена в виде спеленутого младенца. Цикл завершен: Вседержитель держит на руках Ту, Которая некогда держала Его на руках в земной жизни.



Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Проект «Епархия»»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.eparhia.ru

Все новости раздела







Полезные статьи, ссылки Статьи спонсоров
Полезные ссылки

ПоискОтправить письмо
    Проект создан по благословению
     Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
   Инициатор проекта – Казанская Епархия РПЦ

   © Объединенный проект Казанской, Йошкар-Олинской, Владивостокской,
     Бакинской, Барнаульской, Тверской, Читинской и Симбирской епархий РПЦ. 2000-2016.

  Яндекс.Метрика